Разработка занятия
по курсу «Мастерская речевого творчества»
общеинтеллектуального направления
внеурочной деятельности во 2 классе (2 часа).
Автор: Крылова С.Е.
Учитель начальных классов
Софьинская СОШ
Тема: Обучающее сочинение по картине О.А.Карелиной «Прекрасная старина». Подготовка к созданию проекта «Семейные реликвии».
Цель: обучение составлению текста с элементами описания и рассуждения
Оборудование: мультимедийное оборудование, словари, интернет.
Подготовительная работа: посещение школьного музея «Подмосковный колорит».
План занятия.
I.Посещение школьного музея «Подмосковный колорит».
Знакомство с художником О.А.Карелиной. История создания картины.
Знакомство с картиной «Прекрасная старина».
II.Работа над сочинением.
«Уходит что-то с старыми вещами…» Стихотворение Монаха – святогорца из сборника стихов «С креста не сходят, с него снимают».
Составление плана рассказа.
Словарно- орфографическая подготовка к сочинению.
Написание сочинения по плану, с использованием опорных слов.
Проверка написанного текста.
Рефлексия.
III.Подготовка к проектной работе.
Домашнее задание. Подготовка к созданию проекта по теме «Семейные реликвии».
1.Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Ольги Анатольевны Карелиной. Живет художница в поселке Ильинский Раменского района. Однажды Ольга Анатольевна увидела, как её сосед везет на свалку целый воз разных вещей. Посмотрела Ольга Анатольевна на все и увидела среди предметов красивую куклу, в ярком наряде, еще одну куколку, немного потрепанную, но очень милую; старинный утюг, такой уже нигде и не встретишь, он угольками наполнялся для глажения; простую гладильную доску, о которой уже люди и забыли; интересный деревянный инструмент, значение которого не знакомо и много других вещей, ставших ненужными. И спрашивает художница соседа: «Зачем, сосед, выбрасываешь эти вещи, посмотри, ведь они могли бы еще послужить тебе?» Сосед ответил: «На что они мне? В куклы играть некому дети выросли, а у внуков новые игрушки, современные, про утюги и доску и говорить не хочется, только место занимают.» «А вот этот инструмент, посмотри, он как новый, его зачем выбрасываешь?» «Да я и не знаю, что это за инструмент, ни названия, ни назначения. Нет мастеров –то, нет… Хлам все это, хлам».
- Ребята, а вы как думаете, прав сосед?
Ольга Анатольевна окинула взглядом воз «ненужных» вещей и так ей жалко стало и эти вещи, и соседа, который не понимает, что с ними он выбрасывает память о былых временах, о своих предках, рвет ту тонкую ниточку, которая соединяла его с прошлым. «А можно я кое-что возьму из этих вещей?» - проговорила художница. «Да хоть все забирай» - ответил сосед. И Ольга Анатольевна принесла несколько предметов домой. Дома она долго рассматривала каждую вещь, пытаясь понять, как и кому служил данный предмет. А потом расставила их и написала картину, которую назвала …
- Подумайте, ребята, как могла бы называться эта картина?
Ольга Анатольевна Карелина назвала свою картину «Прекрасная старина». Ребята, а почему художница назвала старину прекрасной?
2.Перед вами картина О.А.Карелиной «»Прекрасная старина». Внимательно посмотрите.
- Что на ней изображено?
- Опишите эти предметы.
- Что хотел выразить художник этой картиной?
- Какие краски использует О.А.Карелина?
- Что особенно привлекло твоё внимание на картине?
- Какое чувство вызывает у тебя эта картина?
- Почему художница так назвала свою картину по старые, ненужные, лишние вещи? «Прекрасная старина». Что же здесь прекрасного?
3.Послушайте стихотворение монаха – святогорца.
Уходит что-то с старыми вещами,
Как будто что-то предано в душе,
Как будто кто-то злой на вираже
Мигнул тебе зелеными глазами.
Уходит что-то с старыми вещами,
Как будто с глаз слетела пелена.
Да это же уходит старина,
И нам теперь мечтать о ней в печали…»
Какие строки поэта перекликаются с картиной «Прекрасная старина»?
4.Составление плана.
Примерный план
Художник О.А.Карелина и картина «Прекрасная старина».
Предметы старины
Краски картины.
Какие мысли и чувства вызывает у тебя эта картина?
5.Словарно- орфографическая подготовка к сочинению. Выяснение значения слова «фальцгобель» с помощью толкового словаря и интернета.
Старые вещи, потрепанная кукла, глиняный кувшин, искусственные цветы, чугунный утюг, старинный фальцгобель, доска для глажения, приметы старины, былая жизнь, хранят загадку, несут тихую радость, бережное отношение, прежние времена, память о наших предках.
6.Написание сочинения.
7.Проверка написанного. Выявление «трудностей».
8.Рефлексия. «Лесенка достижений». Что получилось - не получилось ? Что было легко- сложно? Что понравилось – не понравилось?
9.Домашнее задание. Подготовка к созданию проекта по теме «Семейные реликвии». Поговорите дома о семейных реликвиях, какие старинные вещи хранятся у вас, с памятью каких людей они связаны, что вы знаете про этих родственников.
Разработка занятия
по курсу «Моя планета»
духовно – нравственного направления
внеурочной деятельности во 2 классе (1 час).
Автор: Крылова С.Е.
Учитель начальных классов
Софьинская СОШ
Тема: Создание проекта «Семейные реликвии».
Цель: Создание условий для развития ценностного отношения школьников к историческому прошлому своей семьи, бережному и уважительному отношению к предметам старины.
Задачи:
- формирование понятия семейные реликвии;
- развитие умения первых навыков поиска и обработки нужной информации;
- приобретение опыта грамотного оформления проектной работы.
Предварительная подготовка: посещение школьного музея «Подмосковный колорит», написание сочинения по картине О.А.Карелиной «Прекрасная старина».
Оборудование: мультимедийное оборудование, интернет, толковый, этимологический и орфографический словари.
Содержание
Работа над понятием «Семейные реликвии». Дома вместе с родителями вы выясняли какие семейные реликвии хранятся у вас, что передается из поколения в поколение в ваших семьях, какие истории связаны с этими вещами, чем дороги они вам и память о каких людях хранят они.
Кто из вас уже заглянул в словарь или в интернет и выяснил значение этого слова.
Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом (Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой)
Реликвия – 1) предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий – по представлению верующих - чудодейственной силой. 2) перен. Предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошло (Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т.Ф. Ефремова).
Что интересного узнали вы о своей семье? О каких предметах старины рассказали вам ваши родственники? Память о каких людях хранят реликвии вашей семьи?
Формирование умения искать и обрабатывать нужную информацию. Давайте определим круг вопросов, которые должны отразиться в ваших проектах.
Название предмета, его описание и назначение.(откуда пришло это название, из его он сделан, чем он интересен, красив,… для чего он служит или служил и т.д.)
От кого перешел этот предмет в вашу семью (как попал к вам этот предмет, что вы знаете о людях, которые были хранителями этих вещей, …).
Какую историю, загадку хранит этот предмет (Что рассказали вам о данном предмете, какая история, легенда, а может быть тайна или загадка сопровождает эту вещь, …).
Что нового и интересного узнали вы об истории своей семьи (о чем бы вам хотелось еще узнать из прошлого ваших родственников).
Ваше отношение к семейной реликвии (чем дорога вам эта реликвия, о чем вы задумались, узнав об этой вещи).
Формы проекта, оформление, представление и презентация.
Работа может быть представлена в виде видеофильма, фотовыставки, игры, макета, модели, сказки, поделки, рисунка, сочинения и т.д. Презентация проекта должна сопровождаться небольшим выступлением.
Вашими помощниками и консультантами в создании проекта «Семейные реликвии» будут ваши родители.