Обучающий интерактивный «немой диктант» как способ успешного овладения написанием словарных слов на уроках русского языка
В процессе усвоения знаний по орфографии в школьном курсе русского языка у школьников формируются основы функциональной грамотности. Формирование орфографической компетенции - длительный и сложный процесс. Средствами формирования относительной орфографической грамотности являются упражнения, творческие работы, диктанты.
Диктант - специальный метод обучения орфографии. Задача любого вида диктанта - сформировать навыки правописания. М.Р. Львов пишет: «Диктант - одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, т.е. воспринятого на слух текста или отдельных его элементов. А также зрительно воспринятого и в отличие от списывания, фиксируемого по памяти» [17, с. 54].
Диктанты известны из далекого прошлого. Еще в XIX веке их использовали в гимназиях наряду со списыванием.
Разновидностью диктанта можно назвать словарный диктант. Он заключается в том, что диктуются не предложения и не связный текст, а отдельные слова. Такими словами могут быть или так называемые словарные или трудные слова, т. е. слова с непроверяемыми написаниями или слова, хотя и подчиняющиеся правилам, но представляющие для учащихся известную трудность; например, слова с проверяемыми гласными или согласными в корне: сеют, строят, и т. п. Такие диктанты обычно не требуют большого количества времени, всего 5—10 минут. Они обычно проводятся в начале или в конце урока и имеют преимущественно не контрольный, а обучающий характер. Учитель диктует отдельные слова, ученики пишут, а затем проверяют написанное, в идеале, по словарю. Иногда письмо сопровождается поднятием карточек, на которых написаны те или иные буквы: а — о, е — и — я и др., что дает учителю возможность тут же, на месте, не смотря в тетради, проверить, как ученики усвоили данные слова.
Среди словарных диктантов особый интерес представляет «немой диктант»: учитель не произносит слов, а показывает соответствующий рисунок или действие. «Немой диктант» - особенный вид письменной работы, который способствует овладению языком, поэтому он очень подходит для учащихся среднего звена. Учитель-словесник совершает действия, ничего не произнося, а ученики описывают то, что видят. Немой диктант похож на репортаж. Главное для учеников - достоверно передать картину происходящего, сделать это подробно, ярко, чтобы читающий мог её мысленно восстановить.
Цель диктанта – развивать умение переводить образы видимых предметов, явлений, действий в слова и предложения (= записать то, что вижу). Учащимся предъявляется материал (визуально – картинки, рисунки, фото; кинестетически – движения, действия, позы), который вербализуется и записывается.
В современных условиях с развитием информационных технологий, с насыщением школ компьютерной техникой изменился и этот вид словарной работы. Конечно, подготовки он требует больше, но удивительно разнообразит и оживляет урок русского языка.
Итак, поговорим только об одном виде обучающего диктанта – интерактивном «немом диктанте», оформленном в виде презентации. Для каждого класса с 5 по 9 предлагается список словарных слов, который учащиеся с помощью учителя должны освоить в течение учебного года. Большинство этих слов я оформляю в виде презентаций, в которых есть элемент игры, разнообразной словарной работы; в них мы найдём приёмы для визуалов и аудиалов, задействуем руки и фантазию учащегося. Часто некоторые слова повторяются в списках для разных возрастных групп учащихся, что даёт возможность зачастую использовать созданные презентации для разных классов. Мои ученики очень любят этот красочный вид работы и с нетерпением ждут «немых диктантов».
Для примера я опубликовала универсальный интерактивный «немой диктант» на сайте «Мультиурок».
Воронова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СЭЛ № 21 г. Пскова.