СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающий семинар «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Цель : формирование у педагогов  психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

План:

1.            Инклюзивное обучение.

2.            Особенности обучения и  развития  аутистического  ребенка в школе.   

 3.             Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и

               умственной отсталостью.

4.            Педагогические правила, которые необходимы при работе с детьми ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Обучающий семинар «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»»



Обучающий семинар

«ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



Цель : формирование у педагогов психолого-педагогической компетенции для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.

План:

1. Инклюзивное обучение.

2. Особенности обучения и развития аутистического ребенка в школе. 3. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и

умственной отсталостью.

4. Педагогические правила, которые необходимы при работе с детьми ОВЗ.





ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В последнее время в России все чаще говорится о необходимости внедрения инклюзивного образования ‒ то есть совместного обучения «обычных» детей и детей с различными умственными или физическими отклонениями.

Инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка».

В основе практики инклюзивного обучения и воспитания лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» с ОВЗ.

Любой учитель, имеющий опыт обучения детей с различными возможностями в обычном классе, скажет, что включение таких детей – это комплексный и сложный процесс. Чтобы добиться успеха, учителя должны быть высококвалифицированными и мотивированными специалистами. Но это не является аргументом против инклюзии. Высокая квалификация и мотивация учителей необходимы, поскольку инклюзия имеет своей целью эффективное обучение, что, безусловно, очень важно для любой школы. Повышение качества образования через развитие инновационных образовательных практик является основной целью в деятельности каждого учителя и каждой школы.

Конечно, вопрос об инклюзии ребенка с ОВЗ в каждом конкретном случае решается исходя из желания родителей, индивидуальных особенностей ребенка и возможностей школы включить его в учебный процесс, но главное, о чем нужно помнить, – это то, что ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных действиях родителей, педагогов и специалистов.

Для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решить организационно-методические и материально-технические вопросы, но и необходимо подготовить самих педагогов, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей, имеющих разные возможности. И именно со школьной скамьи необходимо воспитывать детей воспринимать мир во всем его многообразии. Понимать, что, какими бы разными дети ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, все должны иметь равные возможности для развития и жизни.





Хочу предложить вам интересную статью, автор которой Lisa Daxer, сама страдающая аутизмом. С 2-летнего возраста испытывает все «сложности» и хотела бы донести до нас то , что мы не знаем или не хотим замечать среди таких людей. Возможно, кто-то из нас сможет лучше понять людей с аутизмом и принять их.

10 фактов про аутизм, которые стоит знать каждому

Аутизм означает, что человек развивается иным образом - имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычное поведение, это повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами.

Итак… что же мы должны знать об аутизме ?

1. Аутизм разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: «Если вы знаете одного аутичного ребенка, то вы знаете… только одного аутичного человека»? Эти дети по-разному себя ведут у них разные таланты, разные интересы и разные навыки. Собрав группу аутичных детей, мы обнаружим, что они сильнее других отличаются друг от друга. Каждый аутичный человек индивидуален, и мы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью сущности. У них есть собственное мнение по любому поводу, они придерживаются умеренных взглядов. Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг,- пишет Лиза, а «аутизм» - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, свойственные аутам. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Возможно, они не умеют копировать эмоции других людей, но способны на такое же сострадание, что и все остальные, просто иначе это выражают. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. Аутисты растут и учатся в течение всей жизни, как и любой другой человек. Иногда люди говорят, что их аутичные дети «выздоровели». Однако они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, и означает то, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это «гены ботаников», «физиков», «математиков», «музыкантов», которые передались от родителей, или новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с прививками, которые вам делали, и он никак не связан с образом жизни.

7. Аутичные люди – это не социопаты. «Аутизм» часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать «что-то не то» и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные.

8. Нет никакой «эпидемии аутизма». С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов «умственная отсталость» снизилось, а число диагнозов «аутизм», соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про «эпидемию аутизма» имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. Им никогда не познать красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, но мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к «преодолению». Это просто счастье.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. У них есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем мира. Они хотят внести свой вклад. Многие хотят завести семью. Они отличаются от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее.



Характеристика и прогресс учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Дата рождения Данильченко Алексея 24 июня 2005 года, дата поступления в школу 01.09.2012 года. Заключение специалистов-медиков: "Минимальная мозговая дисфункция, расстройство аутистического спектра".

Ребенок родился и жил в полной семье. До школы практически не имел навыков социализации. Родители проявляют должную заботу в воспитании, обучении, коррекции и развитии ребенка, совместно со специалистами. Физическое развитие ребёнка характеризуется высокой активностью на уроках физкультуры. Мелкая моторика позволяет хорошо писать как печатный так и прописной текст. В некомфортной обстановке или при утомлении возникает аутостимуляция. Небольшая расторможенность. К учебе проявляет негативизм, иногда проявляет эмоционально-волевое усилие по преодолению негативизма. Дисциплина характеризуется выполнением общепринятых норм поведения школьного режима, однако бывают эмоциональные срывы, девиантное поведение. Чаще всего ребенок выполняет требования учителя. У ученика довольно слабые способности произвольной памяти, более высокие показатели непроизвольной памяти. Анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование развиты слабо. Понимание причинно-следственных отношений развито слабо, наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим; умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте развито слабо. При классификации предметов разделяет неоднородные предметы, несхожие по картинкам, те которые знает, путает похожие (наглядно-образно) объекты. Например: "собака - лиса". Выделяет у объектов лишь существенные признаки, не замечая мелких отличий.

Характерна механистичность речи, стереотипность. Предложения обеднены. Возникает оральная аутостимуляция. При письме наблюдаются аграмматизмы.

Волевые особенности характерны непродолжительным уровнем самоорганизации, самоконтроля, самостоятельности при выполнении необходимых заданий. Быстрая пресыщенность учебной деятельностью. Более продолжительный срок способен выполнять запланированную деятельность, лишь при наличии учителя. При утомлении, нежелании чего-либо, наблюдаются истерии смеха, аутостимуляции. Реже истерики с ярко выраженной аутостимуляцией. Осознанность награды в значительной мере подавляет истерики.

За время обучения удалось качественнее социализировать Алексея, улучшить навыки самообслуживания. Выражается это в более дисциплинированном поведении на уроке, уменьшении частоты аутостимуляций, повышении стрессоустойчивости, повышении работоспособности. Алексей иногда сам ходит в школу из дома. После прочтения текста 200-300 слов отвечает на основные вопросы по тексту, опираясь на наглядно-образную информацию. Знает написание определенного количества словарных слов. Различает число, род с помощью учителя. Определяет компоненты состава слова с помощью учителя. С помощью наглядного дидактического материала считает до 30-40. Выполняет простые задачи на сложение, хуже на вычитание в пределах 30. Опираясь на особенность наглядно-образного мышления Алексея на математике в качестве дидактического материала используется так же "нумикон". Знает основные геометрические фигуры такие как прямоугольник, треугольник, круг, может сам нарисовать. Хорошо получается рисовать. Занимается в студии изобразительного искусства "Акварель" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рисунки неоднократно участвуют на различных выставках.







Рекомендации по работе с детьми-аутистами

Что делать, если такой ребенок уже есть в детском коллективе:

Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

Принимайте его таким, какой он есть.

Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

Придерживайтесь определенного режима дня.

Соблюдайте ежедневные ритуалы.

Не трогайте ребенка.

Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

Все общение и обучение можно вести через игрушку-предмет, значимую для ребенка.

Как учить ребенка - аутиста:

доносить информацию через схемы, наглядные картинки;

избегать переутомления;

четко организовывать пространство;

подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;

обращаться к ребенку по имени;

обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;

осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое;

использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, объятием, стимулом);

постоянно развивать крупную и мелкую моторику.













Определение сильных и слабых сторон развития учащегося 5-В класса с ОВЗ

Данильченко Алексея

Сферы развития

Сильные стороны

Слабые стороны


Академическая (учебная) сфера




Выполнение заданий на уроке

Умение отвечать на вопрос

Умение писать печатными и прописными буквами

Списывать текс

Счет в пределах 30-40 с помощь дидактического материала

Умение читать целыми словами. Отвечать на основные вопросы по тексту 200-300 слов, опираясь на наглядно-образную информацию

Слабо усвоены арифметические действия: сложение, вычитание.

Не умеет находить произведение и частное.

Слабо ориентируется в определениях и правилах Русского языка

Механистичность написания текста, чисел

Стереотипность, Негативизм

Социальная сфера



Умение ориентироваться в здании школы: туалет, спортзал, класс, столовая и т.д.

Мало контактирует с одноклассниками

Изредка нарушает дисциплину урока

Самообслуживание





Самостоятельно носит свои вещи (портфель, одежду, школьные принадлежности)

Самостоятельно переодевается на урок физкультуры, готовиться к урокам, собирает свои принадлежности

Иногда ходит сам в школу из дома, домой из школы

Иногда забывает записать задания в дневник, приготовить вовремя к уроку тетрадь

Физическое развитие (моторное)




Мелкая моторика позволяет хорошо писать, как печатный так и прописной текст

На уроках физкультуры в пределах допустимой нормы выполняет различные упражнения

В некомфортной обстановке или при утомлении возникает аутостимуляция. Небольшая расторможенность

Коммуникативно-речевая сфера



Умение высказывать свою просьбу:

Одноклассникам, учителям

Умение частично понимать смысл обращенной речи

Персеверации, стереотипность, не умеет правильно излагать свои мысли


Эмоционально-волевая сфера



Слушается учителя, выполняет его требования по организации учебной деятельности


Быстрая пресыщенность учебной деятельностью

В некомфортной обстановке или при утомлении возникает аутостимуляция. Редко эмоциональные срывы (отказ учиться)

Сенсорное развитие

Нормально реагирует на свет в классе, предмет музыки, на запах, яркую одежду

Негативно реагирует на резкие звуки

Приоритеты и интересы

ребенка

Музыка, рисование, физические упражнения

Математика, абстрактные знания



Сильные и слабые стороны развития ребенка с особыми образовательными потребностями

Сферы развития

Сильные стороны

Слабые стороны


Академическая (учебная) сфера






Социальная сфера







Самообслуживание







Физическое развитие (моторное)






Коммуникативно-речевая сфера






Эмоционально-волевая сфера







Приоритеты и интересы

ребенка











Характеристика и прогресс учащегося с ОВЗ в условиях инклюзивного образования


Дата рождения Данильченко Алексея 24 июня 2005 года, дата поступления в школу 01.09.2012 года. Заключение специалистов-медиков: "Минимальная мозговая дисфункция, расстройство аутистического спектра".

Ребенок родился и жил в полной семье. До школы практически не имел навыков социализации. Родители проявляют должную заботу в воспитании, обучении, коррекции и развитии ребенка, совместно со специалистами. Физическое развитие ребёнка характеризуется высокой активностью на уроках физкультуры. Мелкая моторика позволяет хорошо писать, как печатный так и прописной текст. В некомфортной обстановке или при утомлении возникает аутостимуляция. Небольшая расторможенность. К учебе проявляет негативизм, иногда проявляет эмоционально-волевое усилие по преодолению негативизма. Дисциплина характеризуется выполнением общепринятых норм поведения школьного режима, однако бывают эмоциональные срывы, девиантное поведение. Чаще всего ребенок выполняет требования учителя. У ученика довольно слабые способности произвольной памяти, более высокие показатели непроизвольной памяти. Анализ, синтез, сравнение, обобщение и абстрагирование развиты слабо. Понимание причинно-следственных отношений развито слабо, наглядно-образное мышление преобладает над словесно-логическим; умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте развито слабо. При классификации предметов разделяет неоднородные предметы, несхожие по картинкам, те которые знает, путает похожие (наглядно-образно) объекты. Например: "собака - лиса". Выделяет у объектов лишь существенные признаки, не замечая мелких отличий.

Характерна механистичность речи, стереотипность. Предложения обеднены. Возникает оральная аутостимуляция. При письме наблюдаются аграмматизмы.

Волевые особенности характерны непродолжительным уровнем самоорганизации, самоконтроля, самостоятельности при выполнении необходимых заданий. Быстрая пресыщенность учебной деятельностью. Более продолжительный срок способен выполнять запланированную деятельность, лишь при наличии учителя. При утомлении, нежелании чего-либо, наблюдаются истерии смеха, аутостимуляции. Реже истерики с ярко выраженной аутостимуляцией. Осознанность награды в значительной мере подавляет истерики.

За время обучения удалось качественнее социализировать Алексея, улучшить навыки самообслуживания. Выражается это в более дисциплинированном поведении на уроке, уменьшении частоты аутостимуляций, повышении стрессоустойчивости, повышении работоспособности. Алексей иногда сам ходит в школу из дома. После прочтения текста 200-300 слов отвечает на основные вопросы по тексту, опираясь на наглядно-образную информацию. Знает написание определенного количества словарных слов. Различает число, род с помощью учителя. Определяет компоненты состава слова с помощью учителя. С помощью наглядного дидактического материала считает до 30-40. Выполняет простые задачи на сложение, хуже на вычитание в пределах 30. Опираясь на особенность наглядно-образного мышления Алексея на математике в качестве дидактического материала используется так же "нумикон". Знает основные геометрические фигуры такие как прямоугольник, треугольник, круг, может сам нарисовать. Хорошо получается рисовать. Занимается в студии изобразительного искусства "Акварель" для детей с ограниченными возможностями здоровья. Рисунки неоднократно участвуют на различных выставках.



Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью

Задержка психического развития (ЗПР)

Дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. В основе этих симптомов лежит органическое заболевание центральной нервной системы, вызванное патологией беременности и родов, врожденными болезнями плода, перенесенными в раннем возрасте истощающими инфекционными заболеваниями.

В целом при своевременной и адекватной коррекционной работе задержки психического развития обратимы. Их стойкость различна и зависит от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический инфантилизм), низкий психический тонус (длительная астения), нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов, дефицитностью отдельных корковых функций. Первые две формы задержки психического развития являются наиболее легкими и преодолимыми, в то время как нарушения познавательной деятельности ведут к задержке психического развития, граничащей с дебильностью; обучаемость этих детей значительно снижена.

Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Основные типы:

а) конституционного происхождения;

б) соматогенного происхождения;

в) психогенного происхождения;

г) церебрастенического (церебрально-органического происхождения).

I. Задержка психического развития конституционного происхождения При этом варианте у детей эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего школьного возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их.

II.Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети такого варианта не могут обучаться наравне со своими сверстниками в общеобразовательных школах, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса, но часть таких детей в течение начальной школы могут догнать своих сверстников и в дальнейшем обучаться со всеми. Этот тип задержки развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного происхождения:

• хроническими инфекциями;

• аллергическими состояниями;

• врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца);

• детскими неврозами;

• астенией.

Все это может привести к снижению психического тонуса, нередко имеет место и задержка эмоционального развития, обусловленная рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванными режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети – «домашние», в результате чего круг общения у них ограничен, у ребенка нарушаются межличностные отношения. Родители уделяют им больше внимания, ограждают от всех бытовых неурядиц (гиперопека родителей), и это все влияет больше на его состояние, чем сама болезнь. Вот почему нельзя внушать ребенку мысль о его абсолютной безнадежности и ставить его в соответствующие условия. Такие дети требуют санаторных условий, отдыха, сна, правильного режима питания, медикаментозного лечения. Прогноз таких детей зависит от их состояния здоровья.

III.Данный тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.

Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития.

IV. Задержка психического развития церебрастенического (церебрально-органического) происхождения. У детей такого варианта отклонений имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости.

Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной задержке развития.

Существуют типичные особенности, свойственные всем детям с ЗПР.

1. Ребенок с ЗПР уже на первый взгляд не вписывается в атмосферу класса массовой школы своей наивностью, несамостоятельностью, непосредственностью, он часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет школьных требований, но в то же время он прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности, хотя высшие формы игры со строгими правилами (например, сюжетно-ролевые игры) детям с ЗПР недоступны и вызывают страх или отказ играть.

2. Не осознавая себя учеником и не понимая мотивов учебной деятельности и ее целей, такой ребенок затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. 3. Информацию, идущую от учителя, ученик воспринимает замедленно и так же ее перерабатывает, а для более полного восприятия он нуждается в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому ребенок долго не может освоить свернутые мыслительные операции.

4. У детей с ЗПР низкий уровень работоспособности, быстрая утомляемость, объем и темп работы ниже, чем у нормального ребенка.

5. Для них недоступно обучение по программе массовой школы, усвоение которой не соответствует темпу их индивидуального развития.

6. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Все варианты ЗПР отличаются друг от друга особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма; характером нейродинамических расстройств.

Наилучшие результаты в плане коррекции задержки психического развития достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индивидуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. Справедливо отмечается, что если помощь, оказываемая детям с задержкой психического развития в классах выравнивания, дает хорошие плоды, то нетрудно предположить, насколько результативнее могла бы быть квалифицированная помощь, полученная детьми в дошкольном возрасте. Умственная отсталость

В отличие от задержки психического развития, носит необратимый характер, так как в этом случае стойкое нарушение познавательной деятельности обусловлено органическим поражением или недоразвитием коры головного мозга. У детей-олигофренов нарушения сложных психических функций обнаруживаются на протяжении всего их развития, причем на каждом возрастном этапе они принимают разные формы.

Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. Понятие У. о. включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. У.о., в зависимости от выраженности нарушений традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!