СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающий тест по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особым образом организованная система тестовых заданий, включающая актуальный учебный материал произведения.

Просмотр содержимого документа
«Обучающий тест по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»»

Обучающий тест по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (Литература 7 класс)

1. В какой цикл вошло произведение «Станционный смотритель»?

а) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

б) «Повести Пушкина»

в) «Проза Пушкина»

г) ни в какой цикл не вошло

2. К какому эпическому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Станционный смотритель»?

а) рассказ

б) повесть

в) роман

г) поэма

3. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем однако справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.

Кто такой станционный смотритель? Выберите из текста ключевые фразы, характеризующие отношение постояльцев к станционным смотрителям.

4. «.. .В течение двадцати лет сряду изъездил я Рос­сию по всем направлениям; почти все почтовые трак­ты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела; любопытный запас путевых моих наблюдений надеюсь издать в непродолжительном времени; покамест скажу только, что сословие станци­онных смотрителей представлено обществу в самом ложном виде». Они люди:

а) мирные, услужливые, хоть и склонны к сребролюбию;

б) любопытные, склонные к общению, хоть не­которые из них и притязают на почести;

в) мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые.

5. Рассказчик говорит, что память одного станци­онного смотрителя, с которым некогда его сблизили обстоятельства, «особенно ему драгоценна». Познако­мились они в 1816 г., в ту пору рассказчик был:

а) молодым военным;

б) в мелком чине;

в) всего лишь провинциальным помещиком.

6. «Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места». Путешественник вспомнил станционного смотрителя и его дочь, к станции он приближался:

а) радуясь, что снова увидит Дуню;

б) погруженный в приятные воспоминания;

в) с печальным предчувствием.

7. «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! ...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года мог ли превратить бодрого мужчину в хилого старика».

Станционный смотритель встретил автора:

а) радостно, так как узнал его;

б) равнодушно, хотя по всему было видно, что узнал его;

в) сначала равнодушно, но ром прояснил его угрюмость, на втором

стакане сделался он разговорчив, узнал или сделал вид, будто бы

вспомнил гостя.

8. Автор достаточно подробно описывает обстановку «смиренной, но опрятной обители», где жили отец с дочерью. Символическое значение имеют картинки на стенах.

Они изображали историю блудного сына: в первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами. Далее, промотавшийся юноша, в рубище и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Наконец представлено возвращение его к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости. Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи.

Какие эпизоды из жизни блудного сына изображены?

9. Среди евангельских притч есть «Притча о блудном сыне». Назовите лексическое значение слова “блудный”.

10. Проведем параллели между притчей о блудном сыне и повестью «Станционный смотритель». Что же здесь общего? В чем отличия?

11. Раскрывая роль картинок на тему блудного сына М.О. Гершензон говорит: «Но я советовал бы всем изучающим Пушкина принять к руководству двойное правило: слепо, даже суеверно верить всем его сообщениям – и никогда не верить его указаниям о цели его сообщений». Только ли к Дуне относится библейская притча?

12. В чем заключалось счастье Самсона Вырина?


13. Автор впервые увидел Дуню, дочь станционного смотрителя, когда ей было лет четырнадцать. Она поразила его:

а) своей красотой;

б) умом;

в) проворством в хозяйственных делах.

14. «Ах, Дуня, Дуня! Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Барыни дарили ее... господа проезжие нарочно останав­ливались... только чтоб на нее подол ее поглядеть. ... Ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». Все изменилось, когда на станции появился молодой, статный гусар с черными усами. Минский был:

а) корнет;

б) ротмистр;

в) поручик.

15. Отдав распоряжения о кибитке проезжего, смотритель нашел его «...почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать...». Молодой человек провел в доме станционного смотрителя:

а) два дня;

б) неделю;

в) более недели.

16. «Чего же ты боишься? — сказал ей отец, — ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест...» «Любезный постоялец» вызвался довезти Дуню:

а) до следующей станции, где жила ее крест­ная мать;

б) до ближней деревни;

в) до церкви.

«Дуня... отправилась далее с гусаром».

17. «Едва оправясь от болезни, смотритель вы­просил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью». Он узнал, где ее искать:

а) из подорожной Минского;

б) от ямщиков;

в) случайно, от проезжего, видевшего Дуню.

18. «Авось, — думал смотритель, — приведу я до­мой заблудшую овечку мою». С этой мыслью прибыл он ».

а) В Смоленск;

б) в Москву;

в) в Петербург.

19. «Рано утром пришел он в его [Минского] пе­реднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться». Минский принял старика:

а) тотчас же;

б) в 11 часов, так как прежде этого времени почивал и не принимал никого;

в) только на следующий день.

20. «Минский прогнал Самсона Вырина, потому что:

а) сказал Дуне, будто её отец умер
б) считал, что дал смотрителю достаточно денег за Дуню
в) был грубым и невоспитанным человеком

21. Автор, еще раз побывав на памятной ему станции, узнал, что старый смотритель умер, а Дуня...

а) Ее судьба сложилась так, как и предвидел ее отец: «Много их..., молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

б) Стала «прекрасной барыней», «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчата­ми и с кормилицей, и с черной моською».

в) Она исчезла, растворилась в огромных российских просторах, участь её осталась неизвестной.

22. К какому типу литературных героев можно отнести станционного смотрителя?

а) резонёр

б) «маленький человек»

в) «лишний человек»

г) «благородный разбойник»

23. Тема произведения:

а) трагедия «маленького человека»;

б) любовь истинная и ложная;

в) отношения между родителями и детьми.

24. Рассказывая о станционных смотрителях, Пушкин:
а) осуждает их
б) сочувствует им
в) презирает их

25. Сопоставьте повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и одноимённый фильме Сергея Соловьева.

26. Напишите развёрнутый ответ по высказыванию из Евангелия: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле».
О чем эти слова? Какие мысли они у вас вызывают?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс