СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение 111111111111111

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогика сотрудничества в начальной школе.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.  Моя главная задача –

помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

 

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее распространённых педагогических обобщений 80-х годов прошлого века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщённом опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребёнка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Концептуальные основы педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные организации.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

  1. Гуманный подход к личности ребёнка, его развитию и обучению. Появляется взгляд на ученика как на субъект педагогического процесса, а не объект. Каждый ребёнок по-своему талантлив и обладает определёнными способностями. Задача учителя – убеждать и направлять, формировать у ученика положительную Я-концепцию и создавать ситуации, обеспечивающие переживание ребёнком ситуации успеха.
  2. Дидактический комплекс, направленный на активизацию и развитие. Этого можно добиться путём интеграции школьных предметов и усвоению детьми не разрозненных и никак не связанных между собой, а обобщённых знаний и умений, которые реально могут пригодиться в жизни.
  3. Ведущая роль воспитания, которая означает отказ от чисто знаниевой педагогической модели и пропагандирует постановку личности ребёнка в центр воспитательной системы.
  4. Окружающая среда, пропитанная педагогическими идеями (т.е. её «педагогизация»). Перед школой ставится важнейшая задача – быть ведущим воспитательным институтом, в первую очередь направляющим семью. Учителя и родители должны стать единомышленниками, соратниками, товарищами во всех вопросах, касающихся воспитания и развития детей.

Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

В современных условиях педагогика сотрудничества рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в образовательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности. Значение педагогики сотрудничества выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия образовательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными признаками которой являются:

  1. создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;
  2. демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринуждённая атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперёд «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;
  3. создание на каждом занятии комфортных условий образовательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;
  4. широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, пробуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;
  5. объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.

Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Эта технология может использоваться на разных учебных предметах, на разных этапах урока.

Как же на уроке создать условия для естественного общения?

Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.

Работать в паре я начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником. (Приложение 1)

Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи. Обязателен разбор ошибок совместной работы.

 В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку домашнего задания., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.  

Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила. (Приложение 2)

Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничества у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.

Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.

Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:

-с разными учебными возможностями;

-мальчики и девочки.

Учитель здесь руководствуется своими правилами  (Приложение 3)

Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».

 К нам приходят разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными  усилиями ликвидируются пробелы.

Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. После выполнения задания группа даёт оценку своей работы:

  • необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приёмы, которые помогли справиться с ними.

В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по абзацам, решить задачи и т.д.;
  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;
  • Дать развёрнутый комментарий решённой на доске учителем задачи;
  • Изготовить опорные схемы для решения задач определённого типа;
  • Изготовить плакаты - графические опоры;
  • Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению
  • Инсценировать произведение, прочитать по ролям
  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
  • Подготовить доклад по теме;
  • сочинить стихи, синквейн, вывести правило,
  • Провести серии опытов;
  • Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";
  • Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
  • Составить загадки по какой-либо теме;
  • Составить кроссворды по темам.
  • Составить журнал, мини-книжку.
  • Написание сочинения и изложения, мини - диктанты и многие другие.

 

Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

Педагогика сотрудничества – технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

 

 

 

 

 

 

Приложение1

Правила работы в паре.

  • При разговоре смотри на собеседника.
  • Называй товарища по имени.
  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
  • Отмечай прежде всего положительное.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили» …
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
  • Результатом работы является ваше общее мнение.
  • Покажите готовность вашей пары.
  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

 

Приложение 2

Правила работы в группе

  • В группе должен быть ответственный.
  • Работать должен каждый на общий результат.
  • Один говорит, другие слушают.
  • Работай по алгоритму, плану.
  • Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Если не понял, переспроси.
  • Доказывай свои версии.
  • В группе ответы даёт каждый.
  • При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
  • Умеешь сам – научи другого.
  • Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.

 

Приложение 3

Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

  • Правильно объединить детей в группы.
  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Оценивать общую работу всей группы.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

 

Просмотр содержимого документа
«Обучение 111111111111111»

Педагогика сотрудничества в начальной школе.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача –

помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци



Педагогика сотрудничества является одной из наиболее распространённых педагогических обобщений 80-х годов прошлого века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Идеи педагогики сотрудничества были осмыслены и выражены группой педагогов-журналистов и педагогов-новаторов, в первую очередь Соловейчиком Симоном Львовичем (1930 – 1996) и Матвеевым Владимиром Михайловичем (1932 – 1989), а также И.П. Ивановым, В.Ф. Шаталовым, И.П. Волковым, Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, Б.П. и Л.А. Никитиными и др. Ими же было дано название технологии – педагогика сотрудничества. В педагогике сотрудничества в обобщённом опыте соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.-Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) психолого-педагогической науки.

В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребёнка, коллективистское воспитание, высокий профессионализм учителя и общественное внимание к школе.

Сотрудничество – это такое состояние, такой уровень учебно-воспитательного процесса, при котором объекты и субъекты этого процесса объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма.

Педагогика сотрудничества «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти все современные педагогические технологии, являются основой современных концепций образования в Российской Федерации. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере, входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Концептуальные основы педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные организации.

  1. Превращение педагогики знания в педагогику развития личности.

  2. В центре всей образовательной системы –личность ребёнка.

  3. Гуманистическая ориентация образования.

  4. Развитие творческих способностей и индивидуальности ребёнка.

  5. Сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

  1. Гуманный подход к личности ребёнка, его развитию и обучению. Появляется взгляд на ученика как на субъект педагогического процесса, а не объект. Каждый ребёнок по-своему талантлив и обладает определёнными способностями. Задача учителя – убеждать и направлять, формировать у ученика положительную Я-концепцию и создавать ситуации, обеспечивающие переживание ребёнком ситуации успеха.

  2. Дидактический комплекс, направленный на активизацию и развитие. Этого можно добиться путём интеграции школьных предметов и усвоению детьми не разрозненных и никак не связанных между собой, а обобщённых знаний и умений, которые реально могут пригодиться в жизни.

  3. Ведущая роль воспитания, которая означает отказ от чисто знаниевой педагогической модели и пропагандирует постановку личности ребёнка в центр воспитательной системы.

  4. Окружающая среда, пропитанная педагогическими идеями (т.е. её «педагогизация»). Перед школой ставится важнейшая задача – быть ведущим воспитательным институтом, в первую очередь направляющим семью. Учителя и родители должны стать единомышленниками, соратниками, товарищами во всех вопросах, касающихся воспитания и развития детей.



Главная цель использования технологии сотрудничества – активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала.

Признаки технологии сотрудничества.

В современных условиях педагогика сотрудничества рассматривается как гуманистическая идея совместной развивающей деятельности обучающихся и их педагогов, построенная на осознании педагогом и учащимися общности целей в педагогическом процессе. Педагог и ученики в образовательном процессе являются равноправными партнерами. При этом педагог выступает как авторитетный советчик, старший товарищ, а учащиеся получают достаточную самостоятельность как в приобретении знаний и опыта, так и в формировании собственной жизненной позиции. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности.

Значение педагогики сотрудничества выходит далеко за пределы методики и организации обучения. Это своего рода стратегия образовательного процесса. Вместе с тем «педагогика сотрудничества» - эта целостная методическая система, характерными признаками которой являются:

  1. создание творческой атмосферы на каждом уроке, каждом занятии; постоянное превращение учащихся из объекта обучения в субъект учебного процесса; обеспечение уверенности учащихся в собственных силах, в возможности достижении успеха; исключение, как правило, методов принуждения учащихся к учению;

  2. демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринуждённая атмосфера общения педагога с учащимися, учащихся между собой; создание условий продвижения вперёд «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» учащихся «слабым»;

  3. создание на каждом занятии комфортных условий образовательного процесса: обстановка радости успеха; снятие боязни провала и отрицательной оценки; широкая практика оценочного общения педагога с учащимися; эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов учащихся к педагогу и друг к другу;

  4. широкое применение педагогических средств, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности: эвристические беседы, «продуктивные» вопросы, творческие задания, самостоятельные работы, пробуждение и поддержание интереса учащихся во всех его видах и проявлениях, обеспечение положительной мотивации учащихся в учении, поощрение и поддержание высокого уровня любознательности учащихся, применение «активных» форм и методов организации и проведения занятий;

  5. объективность и справедливость оценки учебных успехов учащихся, использование оценки для повышения качества учения; применение таких форм и методов контроля, которые стимулируют учение без принуждения; широкое применение самоконтроля и самоанализа учащимися своих учебных успехов.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

    1. Гуманно-личностный подход к ребёнку.

    2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

    3. Концепция воспитания.

    4. Педагогизация окружающей среды.

  1. Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы педагога и образовательного учреждения в целом.

Гуманно-личностный подход к ребёнку в образовательном процессе - это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

  • новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность образовательного процесса;

  • гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

  • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

  • новую трактовку индивидуального подхода;

  • формирование положительной Я-концепции.

  1. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

  • обучение ведётся прежде всего обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

  • идёт объединение, интеграция школьных дисциплин;

  • вариативность и дифференциация обучения;

  • используется положительная стимуляция ученья.

Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В.Ф. Шаталова, в идее свободного выбора Р. Штейнера, в опережении С.Н. Лысенковой, в идее крупных блоков П.М. Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В.А. Сухомлинского, в развитии личности по Л.В. Занкову, в развитии творческих и исполнительских способностей И.П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л.С. Выготского, в игре как средстве демократизации личности Д.Б. Эльконина, в современных идеях гармонизации и гуманитаризации образования Е.Н. Ильина, Б.М. Неменского и др.

  1. Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;

  • постановка личности ребёнка в центр всей воспитательной системы;

  • гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

  • развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

  • возрождение русских национальных и культурных традиций;

  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

  • постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.

  1. Педагогизация окружающей среды

Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности.

Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

Педагогика сотрудничества – технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.

Целевыми ориентирами данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

  •  Гуманно – личностный подход к ребёнку.

  •  Единство обучения и воспитания.

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик.

В педагогике мира обучение в сотрудничестве названо наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребёнка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.

Как же на уроке создать условия для естественного общения?

Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника. Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.

Работать в паре я начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником. (Приложение 1)

Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи. Обязателен разбор ошибок совместной работы.

 В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку домашнего задания., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.  

Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила. (Приложение 2)

Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничества у учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.

Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.

Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:

-с разными учебными возможностями;

-мальчики и девочки.

Учитель здесь руководствуется своими правилами 

Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».

К нам приходят разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.

После выполнения задания группа даёт оценку своей работы:

  • необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;

  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приёмы, которые помогли справиться с ними.

В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по абзацам, решить задачи и т.д.;

  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;

  • Дать развёрнутый комментарий решённой на доске учителем задачи;

  • Изготовить опорные схемы для решения задач определённого типа;

  • Изготовить плакаты - графические опоры;

  • Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению

  • Инсценировать произведение, прочитать по ролям

  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;

  • Подготовить доклад по теме;

  • сочинить стихи, синквейн, вывести правило,

  • Провести серии опытов;

  • Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";

  • Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;

  • Составить загадки по какой-либо теме;

  • Составить кроссворды по темам.

  • Составить журнал, мини-книжку.

  • Написание сочинения и изложения, мини - диктанты и многие другие.

Приложение 1

Правила работы в паре.

  • При разговоре смотри на собеседника.

  • Называй товарища по имени.

  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.

  • Работать должны оба.

  • Один говорит, другой слушает.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.

  • Отмечай прежде всего положительное.

  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили» …

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.

  • Результатом работы является ваше общее мнение.

  • Покажите готовность вашей пары.

  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.


Приложение 2

Правила работы в группе

  • В группе должен быть ответственный.

  • Работать должен каждый на общий результат.

  • Один говорит, другие слушают.

  • Работай по алгоритму, плану.

  • Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.

  • Своё несогласие высказывай вежливо.

  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.

  • Если не понял, переспроси.

  • Доказывай свои версии.

  • В группе ответы даёт каждый.

  • При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.

  • Умеешь сам – научи другого.

  • Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.


Приложение 3

Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами. 
Моя главная задача –

помочь им раскрыться и развить собственные идеи».

И.Г. Песталоцци

  • Правильно объединить детей в группы.

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.

  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.

  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).

  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.

  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.

  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

  • Оценивать общую работу всей группы.

  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!