СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение алгоритму написания сочинения -описания

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит материалы по подготовке к сочинению-описанию 

Просмотр содержимого документа
«Обучение алгоритму написания сочинения -описания»

Авторы работы: Петухова Г.Н., учитель МОУ «Павловская СОШ»

Технологическая карта  урока русского языка

Класс: 5

Тип урока: урок развития речи

Тема урока: Обучение написанию сочинения - описания.


УМК: УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. - М. : Вентана - Граф, 2019.

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию (Тема: После снегопада (описание зимней природы);

Цель для учащихся:

- научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи.

-воспитывать любовь к родной природе,

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение составлять план текста описания.

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Ожидаемые результаты урока:

- обучающиеся составят план сочинения-описания;

- научатся отбирать материал, необходимый для написания сочинения;

- использовать необходимые изобразительно-выразительные языковые средства при создании текста сочинения;

- напишут домашнее сочинение, опираясь на составленный план, применяя отобранные материалы, в соответствии с личными впечатлениями.




Этапы урока

Содержание (деятельность учителя и деятельность учащихся)

Этап 1. Вводный

Организационный этап.

Мотивация учебной деятельности учащихся.


1. Вступительное слово учителя

- Найдите ответ к загадке:

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

Он на солнышке румяный, под луною голубой.

Он за ворот и в карманы залетает сам собой. (Отгадывают загадку. Снег.)

- Как вы определили, что речь идёт о снеге?

2. Вспомните загадку и догадайтесь, что нам сегодня предстоит описывать? Тема урока: (сочинение - описание зимы, снега, зимней природы.)

Тема нашего сочинения будет звучать так: После снегопада. Как можно сформулировать основную мысль такого сочинения? (Описание снегопада). (Слайд 1)

- Какой тип речи мы будем использовать, чтобы предать основную мысль нашего текста? (описание).

В чем особенность данного типа речи? (отвечает на вопрос какой, каков? можно увиденное изобразить на одной фотографии).

Запишем в тетради дату и тему сочинения. (ДОСКА!!!)

- В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснёшься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки: «Мороз и солнце; день чудесный!»

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит».

- Кто автор этих строк? (А.С. Пушкин)

- Вспомните загадку. Какая часть речи помогла вам отгадать загадку и помогла автору в описании? (определили роль глаголов и имён прилагательных в тексте загадки: они называют действия и признаки предмета, о котором идёт речь, и тем самым помогают определить его).

3. Каковы цели нашего урока? (Научиться передавать красоту окружающего мира, находить слова, достойные того, чтобы выражать его неповторимость.)

- Отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству зимы и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий - художника; пусть будет вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя.

Этап 2. Основной (информационно-аналитический)

Подготовка к сочинению-описанию. На партах у каждого лежат таблицы.


1. Работа с текстом. Работа с планом сочинения.


















2. Беседа по личным наблюдениям


















Работа в группах.

Я предлагаю вам разделиться на 5 групп по 5 человек. В группах обсудите, какими словами и фразами можно заполнить таблицы, лежащие у вас на партах. С чего начинается любое сочинение? (вступления). Примерный текст вступления у вас есть в таблице. Затем его продолжают основная часть и заключение. Что является неотъемлемой частью нашей работы перед началом написания сочинения? Что облегчит написание текста? (план).

Какие виды плана вы знаете? (тезисный и вопросный). Какой план пропечатан в ваших таблицах? (вопросный). Попробуйте сами дать описание снегу (учащиеся пытаются описать снег).

-Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своим мнением, эмоциями. Чтобы наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. А чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Я предлагаю вам свой план, но вы можете создать свой.

На листах в таблицу предлагаю вам вписать примерный текст к каждому пункту плана (каждая группа будет работать со своим абзацем). Но сначала поработаем вместе. По ходу нашей работы прошу вас записывать необходимые слова и предложения в графы таблицы. Итак, начнем с первого абзаца основной части: Каким бывает снег? Учащиеся в ходе прослушивания музыкальных отрывков и чтения учителем текста вносят записи в графу 2 абзаца о том, каким бывает снег.

1. Работа с текстом. На фоне пьесы «Тройка» (Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель») (Слайд 2) Учитель с 28 сек. музыкального произведения читает отрывок из «Разговора о снеге» Бориса Петрова (ДОСКА!!!), учащиеся дослушивают до конца муз. фрагмент:

…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик…снега во всю Россию.

Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами…

Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.

- Какие однокоренные слова к слову «снег» подбирает автор этого текста? Запишите их в таблицу.

- Какие ощущения вызывают у него эти слова?

2. Беседа по личным наблюдениям

- Вы, наверняка, часто наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.

- Каков же снег? Всегда ли он одинаков?

- От чего зависит состояние, вид снега?

Ребята делятся своими наблюдениями, рассказывают, что они увидели в заснеженном, парке, лесу.

4. Работа с текстом

- А вот что рассказал о январском снеге С. Иванов (Доска!!!), чьи наблюдения из серии «Каким бывает снег?» (Слайд 3 и 4) мы сейчас услышим. По ходу чтения заполняйте графу таблицы:

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья...

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка - что за день чудесный! Прямо весна!

Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц... Мороз, ну и морозище! Много cнегу - много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг - по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...

- Каким же увидел автор январский снег?

- Что ещё показалось вам интересным в этой зарисовке?

- Какие выразительные средства языка использовал автор?

- А каким становится снег весной? (Слайд 5)

Учащиеся в группах слушают текст, отбирают нужное. Заполняют таблицу.

3. Творческая работа - составление собственного текста к каждому абзацу.

Групповое обсуждение и выполнение творческого задания.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА. В словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы. Взаимопроверка.

1 и 4 гр.

2 гр.

3 и 5 гр.

з..ма

кружится

с…р…бристый

снеж…к

расст…лается

ж…мчужный

кр…сота

л…жится

с…реневый

м…роз

блещ…т

б…гровый

со…нце

сияет

б…рюзовый

cв…жо

п…р…ливается

фи…летовый

б…ло

и…крится

л…ловый


В группах обсудите с чего можно начать ваш абзац, какую информацию вы включите в него согласно теме сочинения.

На листах в таблицу впишите несколько предложений по теме.

Слушаем фрагменты получившихся текстов. Обсуждаем. Советуем, как улучшить. (После того, как группы отработают свои абзацы, учащиеся слушают работы товарищей, корректируют, учитель совместно с ребятами поправляет, делает сцепки предложений и абзацев, консультирует для написания сочинений дома)

Этап 3. Заключительный (оценочно-рефлексивный)


-Что мы делали сегодня на уроке? Чему научились? (Научились: отбирать материал к сочинению, заполнять таблицу, составлять план сочинения, самостоятельно работать с текстом худ. литературы, работать в группах…)

- Что особенно понравилось на уроке? Запомнилось?

-Что показалось трудным на уроке?

-Достаточно ли вам материала для написания сочинения?


Д.З. Напишите черновик сочинения - описания на тему: «После снегопада». Сначала перепишите в тетрадь план.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!