Просмотр содержимого документа
«Обучение аудированию (восприятия и понимания иноязычной речи на слух)»
Обучение аудированию
Аудирование – процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух.
Механизмы аудирования:
Речевой слух – механизм, обеспечивающий восприятие устной речи, деление ее на смысловые отрезки, словосочетания, слова.
Память –
а) кратковременная – память, удерживающая восприятие в течение 10 секунд;
б) долговоременная;
в) оперативная – кратковременная память, способная удерживать информацию значительно дольше, чем 10 секунд.
3) Вероятностное прогнозирование (смысловое, лингвистическое) – порождение гипотез, предвосхищение хода событий.
4) Артикулирование – внутреннее проговаривание прослушиваемой речи.
Характеристики аудирования:
одноразовость предъявления обусловлена необходимостью учиться понимать текст с первого предъявления, т.к. в реальности повторение часто исключено;
невозможность изменить речь собеседника, приспособив ее к своему пониманию;
наличие объективных трудностей, препятствующих пониманию речи (внешние шумы, помехи; индивидуальные особенности источника речи; языковые особенности - незнакомая лексика, идиомы и т.д.).
Навыки аудирования – доведенные до автоматизма действия по восприятию, узнаванию, прогнозированию языковых средств звучащей иноязычной речи, которые обеспечивают ее понимание.
Умение аудирования – понимание содержания и смысла иноязычного высказывания с первого предъявления в условиях реального общения.
Факторы, определяющие успешность аудирования:
Темп речевых сообщений.
Количество предъявлений и объем речевых сообщений двукратное предъявление протяженностью до 3-х минут).
Опоры и ориентиры восприятия \ запоминания в разных ситуациях речевого общения (мимика, жесты, интонация, повторы, разговорные формулы, синонимические выражения одной и той же мысли, обращения, вводные слова, риторические вопросы и др.).
Упражнения для обучения аудированию
Подготовительные упражнения
Упражнения для обучения речевому слуху:
прослушайте и повторите несколько пар слов;
определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами;
прослушайте пары предложений, поставьте «+», если они одинаковые, и «-», если они разные;
прочитайте вслух текст с фонетической разметкой.
2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:
прослушайте ряд глаголов \ прилагательных, назовите существительные, которые чаще всего с ними употребляются;
назовите значения слов, образованных из известных вам элементов;
прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться;
прослушайте текст, заполните пропуски в графическом варианте данного текста.
3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти:
прослушайте ряд изолированных слов, воспроизведите те из них, которые относятся к одной теме;
прослушайте 2-3 короткие фразы, соедините их в одно предложение;
прослушайте и повторите фразы, длина которых превышает объем кратковременной памяти (10+ слов);
прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу.
4. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:
прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия и т.д.);
прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию в родном языке.
5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:
прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом……;
определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;
определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описаний);
просмотрите ключевые слова и назовите тему аудиотекста.
Речевые упражнения
1. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:
ознакомьтесь с картинкой \ серией рисунков, прослушайте текст. Выберите одно из предложений для названия картинки \ рисунков;
ознакомьтесь с планом города, прослушайте его описание. Перескажите, опираясь на план и ключевые слова \ названия на карте;
прослушайте текст, опираясь на ключевые слова \ план. Распределите слова \ пункты плана в последовательности по прослушанному тексту;
прослушайте текст, затем ознакомьтесь с 2-3 заголовками и выберите наиболее подходящий;
прослушайте текст, определите его тип и основную тему;
прослушайте текст и заполните таблицу;
прослушайте начало диалога, закончите его в парах;
прослушайте текст, дайте развернутые ответы на вопросы по его содержанию;
прослушайте текст, опираясь на серию рисунков. Продолжите текст, согласуя его содержание с заключительным рисунком.
2. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:
прослушайте текст, разделите его на смысловые части и озаглавьте их \ составьте план;
прослушайте фрагмент фильма \ пьесы, разыграйте сценку;
прослушайте диалог, перескажите его в форме монолога;
прослушайте сообщение, прокомментируйте его.
3. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:
прослушайте текст, составьте аннотацию \ тезисы;
прослушайте текст, заполните таблицу фактическим материалом, сгруппируйте его по степени важности;
сопоставьте прослушанный текст с графическим текстом на аналогичную тему. Сравните содержание по сходству \ различию;
прослушайте текст, поставьте к нему проблемные вопросы.