СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение аудированию (восприятия и понимания иноязычной речи на слух)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аудирование - процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух.

Механизмы аудирования. Факторы, определяющие успешность аудирования. Упражнения для обучения аудированию.

Просмотр содержимого документа
«Обучение аудированию (восприятия и понимания иноязычной речи на слух)»

Обучение аудированию

Аудирование – процесс восприятия и понимания иноязычной речи на слух.

Механизмы аудирования:

  1. Речевой слух – механизм, обеспечивающий восприятие устной речи, деление ее на смысловые отрезки, словосочетания, слова.

  2. Память

а) кратковременная – память, удерживающая восприятие в течение 10 секунд;

б) долговоременная;

в) оперативная – кратковременная память, способная удерживать информацию значительно дольше, чем 10 секунд.

3) Вероятностное прогнозирование (смысловое, лингвистическое) – порождение гипотез, предвосхищение хода событий.

4) Артикулирование – внутреннее проговаривание прослушиваемой речи.

Характеристики аудирования:

  • одноразовость предъявления обусловлена необходимостью учиться понимать текст с первого предъявления, т.к. в реальности повторение часто исключено;

  • невозможность изменить речь собеседника, приспособив ее к своему пониманию;

  • наличие объективных трудностей, препятствующих пониманию речи (внешние шумы, помехи; индивидуальные особенности источника речи; языковые особенности - незнакомая лексика, идиомы и т.д.).

Навыки аудирования – доведенные до автоматизма действия по восприятию, узнаванию, прогнозированию языковых средств звучащей иноязычной речи, которые обеспечивают ее понимание.

Умение аудирования – понимание содержания и смысла иноязычного высказывания с первого предъявления в условиях реального общения.

Факторы, определяющие успешность аудирования:

  1. Темп речевых сообщений.

  2. Количество предъявлений и объем речевых сообщений двукратное предъявление протяженностью до 3-х минут).

  3. Опоры и ориентиры восприятия \ запоминания в разных ситуациях речевого общения (мимика, жесты, интонация, повторы, разговорные формулы, синонимические выражения одной и той же мысли, обращения, вводные слова, риторические вопросы и др.).


Упражнения для обучения аудированию

Подготовительные упражнения

  1. Упражнения для обучения речевому слуху:

  • прослушайте и повторите несколько пар слов;

  • определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами;

  • прослушайте пары предложений, поставьте «+», если они одинаковые, и «-», если они разные;

  • прочитайте вслух текст с фонетической разметкой.

2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:

  • прослушайте ряд глаголов \ прилагательных, назовите существительные, которые чаще всего с ними употребляются;

  • назовите значения слов, образованных из известных вам элементов;

  • прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться;

  • прослушайте текст, заполните пропуски в графическом варианте данного текста.

3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти:

  • прослушайте ряд изолированных слов, воспроизведите те из них, которые относятся к одной теме;

  • прослушайте 2-3 короткие фразы, соедините их в одно предложение;

  • прослушайте и повторите фразы, длина которых превышает объем кратковременной памяти (10+ слов);

  • прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу.

4. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:

  • прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия и т.д.);

  • прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию в родном языке.

5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:

  • прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом……;

  • определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;

  • определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описаний);

  • просмотрите ключевые слова и назовите тему аудиотекста.

Речевые упражнения

1. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:

  • ознакомьтесь с картинкой \ серией рисунков, прослушайте текст. Выберите одно из предложений для названия картинки \ рисунков;

  • ознакомьтесь с планом города, прослушайте его описание. Перескажите, опираясь на план и ключевые слова \ названия на карте;

  • прослушайте текст, опираясь на ключевые слова \ план. Распределите слова \ пункты плана в последовательности по прослушанному тексту;

  • прослушайте текст, затем ознакомьтесь с 2-3 заголовками и выберите наиболее подходящий;

  • прослушайте текст, определите его тип и основную тему;

  • прослушайте текст и заполните таблицу;

  • прослушайте начало диалога, закончите его в парах;

  • прослушайте текст, дайте развернутые ответы на вопросы по его содержанию;

  • прослушайте текст, опираясь на серию рисунков. Продолжите текст, согласуя его содержание с заключительным рисунком.

2. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:

  • прослушайте текст, разделите его на смысловые части и озаглавьте их \ составьте план;

  • прослушайте фрагмент фильма \ пьесы, разыграйте сценку;

  • прослушайте диалог, перескажите его в форме монолога;

  • прослушайте сообщение, прокомментируйте его.

3. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:

  • прослушайте текст, составьте аннотацию \ тезисы;

  • прослушайте текст, заполните таблицу фактическим материалом, сгруппируйте его по степени важности;

  • сопоставьте прослушанный текст с графическим текстом на аналогичную тему. Сравните содержание по сходству \ различию;

  • прослушайте текст, поставьте к нему проблемные вопросы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!