СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение аутичных детей навыкам счета

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации подробно рассказывается с чего начать в обучении навыкам счета аутичных детей, расписаны шаги в закреплении навыка отсчета предметов и идентификации чисел.

Просмотр содержимого документа
«Обучение аутичных детей навыкам счета»

Обучение аутичных детей навыкам счета Учитель-дефектолог ГБОУ «Центр «Дар» Авдюкова С.О.

Обучение аутичных детей навыкам счета

Учитель-дефектолог ГБОУ «Центр «Дар»

Авдюкова С.О.

Проблемы со счетом аутичных детей Знают, как считать, но могут испытывать сложности со счетом до определенного числа (и остановкой) или же с идентификацией цифр. Бывает сложно разорвать цепочку, если необходимо отсчитать предметы или просто же просто идентифицировать какую-либо цифру.

Проблемы со счетом аутичных детей

  • Знают, как считать, но могут испытывать сложности со счетом до определенного числа (и остановкой) или же с идентификацией цифр.
  • Бывает сложно разорвать цепочку, если необходимо отсчитать предметы или просто же просто идентифицировать какую-либо цифру.
С чего начать?   Вы можете разбить целевые навыки на составляющие в зависимости от того, на каком уровне эти навыки уже сформированы у ребенка. Например, если вы просите его дать вам пять кубиков, а он, начав считать кубики по одному, продолжает их считать и после того, как отсчитал необходимых пять, то это является показателем того, что вам нужно начинать работу с меньших чисел и постепенно переходить к большим. Если же ребенок сам останавливается на пяти, это прекрасно! В таком случае вы можете провести еще несколько блоков, чтобы узнать, до скольки он может считать самостоятельно. Если ребенок успешно справляется с подсчетом любого количества предметов, в таком случае эта программа ему не подходит. Однако же, если ребенок продолжает считать и после того, как дошел до необходимого числа, то данная программа представляет собой инструмент, который вы сможете использовать для того, чтобы разорвать эту цепочку счета.

С чего начать?

  • Вы можете разбить целевые навыки на составляющие в зависимости от того, на каком уровне эти навыки уже сформированы у ребенка. Например, если вы просите его дать вам пять кубиков, а он, начав считать кубики по одному, продолжает их считать и после того, как отсчитал необходимых пять, то это является показателем того, что вам нужно начинать работу с меньших чисел и постепенно переходить к большим. Если же ребенок сам останавливается на пяти, это прекрасно!
  • В таком случае вы можете провести еще несколько блоков, чтобы узнать, до скольки он может считать самостоятельно. Если ребенок успешно справляется с подсчетом любого количества предметов, в таком случае эта программа ему не подходит.
  • Однако же, если ребенок продолжает считать и после того, как дошел до необходимого числа, то данная программа представляет собой инструмент, который вы сможете использовать для того, чтобы разорвать эту цепочку счета.
Отсчет предметов: шаги 1 Выбор целей 2 Подготовка листа данных 3 Предоставление контейнера 4 Счет предметов 5 Постановка новой цели

Отсчет предметов: шаги

1

Выбор целей

2

Подготовка листа данных

3

Предоставление контейнера

4

Счет предметов

5

Постановка новой цели

Шаг 1 Выберите примерно 5 целей, над которыми вы будете работать. Одной из этих целей будет число, после которого ребенок продолжает считать дальше, два числа больше него и два числа меньше него. Выберите примерно 5 целей, над которыми вы будете работать. Одной из этих целей будет число, после которого ребенок продолжает считать дальше, два числа больше него и два числа меньше него.

Шаг 1

  • Выберите примерно 5 целей, над которыми вы будете работать. Одной из этих целей будет число, после которого ребенок продолжает считать дальше, два числа больше него и два числа меньше него.
  • Выберите примерно 5 целей, над которыми вы будете работать. Одной из этих целей будет число, после которого ребенок продолжает считать дальше, два числа больше него и два числа меньше него.
Шаг 2 Подготовьте лист для сбора данных и ручку, а также  контейнер  с различными предметами для счета.

Шаг 2

  • Подготовьте лист для сбора данных и ручку, а также  контейнер  с различными предметами для счета.
Шаг 3 Предоставьте ребенку контейнер с предметами и запрос, например, «Дай мне 8 клубков».

Шаг 3

  • Предоставьте ребенку контейнер с предметами и запрос, например, «Дай мне 8 клубков».
Шаг 4 Когда ребенок начнет считать, будьте очень внимательны. Если счет ведется до того количества, которое учащийся, как правило, отсчитывает правильно (останавливается на необходимом числе), дождитесь, пока он дойдет до требуемого числа и сделайте паузу примерно в 3 секунды, чтобы посмотреть, продолжит ли ребенок считать.   Если ребенок не делает попыток продолжить считать (например, он держит руки на столе и сосредоточил свое внимание на вас), предоставьте ему вербальную похвалу («Молодец! Это 8!») и предпочитаемый им предмет на несколько минут (игрушку или небольшое количество пищи), пока вы делаете пометки о правильных реакциях в таблице для сбора данных. Если ребенок пытается продолжить счет, заблокируйте его руки и повторите целевое число (например, «8! Это – 8! Сколько?  [подождите, пока ребенок ответит] Хорошо. Ты отлично посчитал до 8»). Подождите 5 секунд и предоставьте то же требование снова.  

Шаг 4

  • Когда ребенок начнет считать, будьте очень внимательны. Если счет ведется до того количества, которое учащийся, как правило, отсчитывает правильно (останавливается на необходимом числе), дождитесь, пока он дойдет до требуемого числа и сделайте паузу примерно в 3 секунды, чтобы посмотреть, продолжит ли ребенок считать.
  •  
  • Если ребенок не делает попыток продолжить считать (например, он держит руки на столе и сосредоточил свое внимание на вас), предоставьте ему вербальную похвалу («Молодец! Это 8!») и предпочитаемый им предмет на несколько минут (игрушку или небольшое количество пищи), пока вы делаете пометки о правильных реакциях в таблице для сбора данных. Если ребенок пытается продолжить счет, заблокируйте его руки и повторите целевое число (например, «8! Это – 8! Сколько?
  • [подождите, пока ребенок ответит] Хорошо. Ты отлично посчитал до 8»). Подождите 5 секунд и предоставьте то же требование снова.
  •  
Шаг 4 (продолжение)

Шаг 4 (продолжение)

Шаг 5 Положите отсчитанные предметы назад в контейнер и предоставьте ребенку инструкцию с новым целевым числом. Проводите до трех обучающих блоков в день на каждую цель.

Шаг 5

  • Положите отсчитанные предметы назад в контейнер и предоставьте ребенку инструкцию с новым целевым числом. Проводите до трех обучающих блоков в день на каждую цель.
Индетификация чисел: шаги 1 Подготовка карточек 2 Показ знакомых чисел 3 Немедленная подсказка взрослого 4 Подсказка с отсрочкой 5 Добавлением нового числа

Индетификация чисел: шаги

1

Подготовка карточек

2

Показ знакомых чисел

3

Немедленная подсказка взрослого

4

Подсказка с отсрочкой

5

Добавлением нового числа

С чего начать? Иногда дети умеют считать и идентифицировать некоторые числа, однако, в основном они называют последовательность чисел до тех пор, пока не дойдут до необходимого числа. Например, вы показываете ребенку карточку с числом «13» и спрашиваете его: «Какое это число?», а он отвечает: «9… 10… 11… 12… 13.  13! ». И так происходит всякий раз, когда, к примеру, речь идет и числах больше 10-ти. Такой навык счета нельзя назвать особенно функциональным, поэтому необходимо разработать программу, которая бы помогла разорвать эту цепочку, одновременно работая над навыком идентификации всё больших и больших чисел.   Опять таки, как и при работе с любой программой, вам будет нужен лист для сбора данных, ручка и, конечно же, перечень усилителей для вашего учащегося. Кроме того, вам потребуется несколько карточек с числами от «1» до наибольшего числа, которое ребенок может корректно идентифицировать, а также несколько карточек с числами, которые вызывают у ребенка затруднение.

С чего начать?

  • Иногда дети умеют считать и идентифицировать некоторые числа, однако, в основном они называют последовательность чисел до тех пор, пока не дойдут до необходимого числа. Например, вы показываете ребенку карточку с числом «13» и спрашиваете его: «Какое это число?», а он отвечает: «9… 10… 11… 12… 13.  13! ». И так происходит всякий раз, когда, к примеру, речь идет и числах больше 10-ти. Такой навык счета нельзя назвать особенно функциональным, поэтому необходимо разработать программу, которая бы помогла разорвать эту цепочку, одновременно работая над навыком идентификации всё больших и больших чисел.
  •  
  • Опять таки, как и при работе с любой программой, вам будет нужен лист для сбора данных, ручка и, конечно же, перечень усилителей для вашего учащегося. Кроме того, вам потребуется несколько карточек с числами от «1» до наибольшего числа, которое ребенок может корректно идентифицировать, а также несколько карточек с числами, которые вызывают у ребенка затруднение.
Шаг 1 Перемешайте карточки. Убедитесь в том, что первые несколько карточек содержат те числа, на которые ребенок демонстрирует правильную реакцию.

Шаг 1

  • Перемешайте карточки.
  • Убедитесь в том, что первые несколько карточек содержат те числа, на которые ребенок демонстрирует правильную реакцию.
Шаг 2 Когда ребенок сидит перед вами и готов к работе, покажите ему первую карточку и спросите: «Какое это число?». Дайте ему около 3 секунд на ответ. Если ребенок ответит правильно, положите карточку на стол (создав стопку карточек с правильными ответами), предоставьте вербальную похвалу, например, «Молодец, это 5!», и покажите следующую карточку.

Шаг 2

  • Когда ребенок сидит перед вами и готов к работе, покажите ему первую карточку и спросите: «Какое это число?». Дайте ему около 3 секунд на ответ. Если ребенок ответит правильно, положите карточку на стол (создав стопку карточек с правильными ответами), предоставьте вербальную похвалу, например, «Молодец, это 5!», и покажите следующую карточку.
Шаг 3 Когда вы дойдете до числа, которое вызывает у ребенка затруднение, сразу же назовите это число, чтобы учащийся его повторил (например, вы показываете карточку, скажем, с числом «13», говорите «13» и ждете 3 секунды, чтобы ребенок повторил за вами). Проведите примерно 5 блоков на каждое число, с которым ребенок испытывает сложности.

Шаг 3

  • Когда вы дойдете до числа, которое вызывает у ребенка затруднение, сразу же назовите это число, чтобы учащийся его повторил (например, вы показываете карточку, скажем, с числом «13», говорите «13» и ждете 3 секунды, чтобы ребенок повторил за вами). Проведите примерно 5 блоков на каждое число, с которым ребенок испытывает сложности.
Шаг 4 После 5 обучающих блоков с немедленной подсказкой к корректной идентификации числа проведите еще несколько блоков, но подождите 3 секунды прежде, чем предоставить ребенку подсказку. Например, вы показываете учащемуся карточку с числом «13» и останавливаетесь на 3 секунды. Если ребенок ничего не говорит или предпринимает попытки досчитать до этого числа, демонстрируя тем самым некорректную реакцию, скажите «13» и дайте ему 3 секунды, чтобы он повторил за вами. Однако, если ребенок отвечает правильно без подсказки, предоставьте ему выраженную вербальную похвалу: «Да! Это 13! Ты молодец, прекрасно сказал 13!», а также какое-либо из предпочитаемых им поощрений  на несколько минут (игрушка или пища).

Шаг 4

  • После 5 обучающих блоков с немедленной подсказкой к корректной идентификации числа проведите еще несколько блоков, но подождите 3 секунды прежде, чем предоставить ребенку подсказку. Например, вы показываете учащемуся карточку с числом «13» и останавливаетесь на 3 секунды. Если ребенок ничего не говорит или предпринимает попытки досчитать до этого числа, демонстрируя тем самым некорректную реакцию, скажите «13» и дайте ему 3 секунды, чтобы он повторил за вами. Однако, если ребенок отвечает правильно без подсказки, предоставьте ему выраженную вербальную похвалу: «Да! Это 13! Ты молодец, прекрасно сказал 13!», а также какое-либо из предпочитаемых им поощрений  на несколько минут (игрушка или пища).
Шаг 5 Продолжайте работать с карточками до тех пор, пока ребенок не начнет правильно называть каждое из чисел (без каких-либо подсказок). Как только вы достигнете этого результата, можно постепенно добавлять новые числа, исключая более старые. Ключевым моментом является блокирование попыток ребенка продолжить счет после того, как он дойдет до необходимого числа, а также вмешательство в случае, когда ребенок пытается досчитать до определенного числа, если перед ним поставлена задача идентифицировать его.  

Шаг 5

  • Продолжайте работать с карточками до тех пор, пока ребенок не начнет правильно называть каждое из чисел (без каких-либо подсказок). Как только вы достигнете этого результата, можно постепенно добавлять новые числа, исключая более старые.
  • Ключевым моментом является блокирование попыток ребенка продолжить счет после того, как он дойдет до необходимого числа, а также вмешательство в случае, когда ребенок пытается досчитать до определенного числа, если перед ним поставлена задача идентифицировать его.

 

Обучение аутичных детей навыкам счета Учитель-дефектолог ГБОУ «Центр «Дар» Авдюкова С.О. Используемый ресурс: http://theautismhelper.com/teaching-counting-skills/

Обучение аутичных детей навыкам счета

Учитель-дефектолог ГБОУ «Центр «Дар»

Авдюкова С.О.

Используемый ресурс: http://theautismhelper.com/teaching-counting-skills/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!