Обучение чтению на уроках английского языка в начальной школе
Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, связанный с восприятием и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В начальных классах закладываются основы этого важного вида речевой деятельности.
В младшем школьном возрасте у учащихся еще не возникает психологического барьера при изучении иностранного языка. И учащиеся значительно быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками.
Согласно программе по иностранным языкам в области обучения чтению перед учителем ставятся задачи научить школьников читать тексты, понимать и осмысливать их содержание с разным уровнем проникновения в содержащуюся в них информацию. Это:
Чтение текстов с полным пониманием прочитанного;
Чтение текстов с частичным охватом содержания;
Поисковое чтение и т.д.
Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки. Конечно, в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста большую роль играет игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал.
В идеале чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача.
(Хотя, когда в ходе первых уроков АЯ во 2 классе учащимся задается вопрос : «Зачем тебе нужен ИЯ в жизни?» , они отвечают : «Чтобы читать книги и статьи в зарубежных журналах» и т.п.
Должна сказать, что раньше в школе использовались учебники Старкова и Диксона, где очень большое место отводилось именно обучению чтения. Каждый урок начинался упражнениями для развития навыков чтения. Неспеша, методично отчитывалось каждое буквосочетание и не было нагромождения информации и перегрузки учебника текстами и грамматическим материалом.
Ни для кого из вас не секрет, что овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для младших школьников, зачастую они вызваны графическими и орфографическими особенностями английского языка. Особенно чтение гласных, сочетаний гласных и некоторых согласных, которые читаются по-разному в зависимости от положения в слове.
Поэтому, хороши в практике обучения чтению таблички – памятки.
Буквосочетание | Примеры |
sh | she |
ch | cheese |
tch | watch |
ck | clock |
th | the, mother |
| thank you |
wh | what |
| who |
ng | sing |
nk | think |
wr | write |
kn | know |
ph | phone |
Некоторые дети запоминают правила чтения этих буквосочетаний и применяют их при чтении (особенно, если такая зрительная опора постоянно находится перед глазами ребенка!)
Считаю важным при обучении чтению на начальном этапе сразу знакомить детей с понятием транскрипции и фонетическим особенностям произносимых звуков.
Во многих УМК обучение чтению на английском языке в начальной школе ведётся по такому принципу: сначала дети учат буквы, потом в учебниках даются правила чтения открытого и закрытого слогов и подразумевается, что ученики сразу же начнут читать быстро, бегло и без ошибок.
С опытом приходит понимание того, что это просто невозможно сделать. При таком обучении теряется главное – ученики плохо знают звуки. Им трудно читать по транскрипции. К тому же в английском языке так много исключений, что, порой, даже старшеклассникам трудно обойтись без хорошего словаря. Поэтому я пришла к выводу, что обучение чтению нужно начинать со знакомства с английскими звуками. Как же сделать обучение не только интересным, но и эффективным?
Сначала мы знакомимся с английскими звуками. Каждый звук вводится в стихотворной форме. Например, показываю детям картинку с изображением змеи и звук [∫]. Далее рассказываю стихотворение:
[∫] – изогнулись в ростик голова и хвостик
Она в кроватке не лежит,
А извивается, шипит.
«Кто это? - Правильно, змея, а змея у нас шипит, это звук [∫].
Этот метод я применяю не ко всем звукам, а к особенным, при чтении которых дети испытывают трудности. Таким образом, в течение урока можно вводить пару подобных звуков, и дети легко, с интересом будут знакомиться с каждым из них, т.к. стихотворная форма, принцип ассоциативности помогут довольно быстро запомнить и усвоить данный звук. Стихи учить не обязательно – это всего лишь помощь для лучшего освоения и запоминания.
Я часто использую ассоциации при обучении чтению некоторых звуков. Например:
[]
[ ]
[ ]
[æ]
Сегодня мы сталкиваемся с такой проблемой, когда в учебниках бывает недостаточно заданий для закрепления правил чтения. Исходя из этого, хотелось бы предложить вам ряд дополнительных упражнений, которые помогут младшим школьникам не только повторить изученные правила чтения, но и будут способствовать развитию мышления (анализировать, сравнивать, обобщать).
Примеры таких упражнений:
1. Odd one out (Убери лишнее слово):
a) Pet, red, pen, Pete, hen.
b) And, take, Ann, bad, fat.
2. Put these words in 2 columns (Распредели эти слова в две колонки):
Ann, name, and, skate, bad, take, cat, can, brave.
А есть дети, которым запинается лучше «графический образ» слова и они воспринимают слово, как картинку. Поэтому я иногда прошу ребенка смотреть не на буквы и не соединять слоги, а охватывать взглядом целое слово.
3. Memory game "Pairs". (Игра на развитие памяти. = "Пары").
Учащиеся играют в группах или по парам. Используют комплект картинок и карточек со словами на определённую тему. Комплект с картинками раскладывается обратной стороной вверх. Задание "Прочитай слово и найди картинку". Выигрывает тот, кто соберёт большее количество пар. Если дети плохо читают, сначала необходимо выполнить тренировочное упражнение на доске "Соедини картинку и слово".
4. Whispers. ( "Испорченный телефон").
Учащиеся делятся на две команды. Учитель раскладывает картинки в стопках на столе для каждой команды, карточки со словами на другом столе. Учащийся выстраиваются в ряд. Впереди стоящий ученик, берёт верхнюю картинку, шепчет название картинки следующему и т.д. до последнего ученика. Последний ученик выбирает слово для картинки и помещает его на доске. Затем, выбирает следующую картинку, шепчет слово впереди стоящему ученику из своей команды и встаёт впереди и т.д. Выигрывает та команда, которая правильно соберёт пары: картинка - слово. Можно использовать картинки и карточки из разных разделов.
5. Pass the ball. ("Передай мяч").
Дети стоят в кругу (у своих парт). Играет музыка. Учащиеся передают мяч по кругу. Когда музыка останавливается, тот ребёнок, который остался с мячом в руках. Выбирает карточку со словом в стопке и называет её, не показывая другим детям, остальные показывают карточку с картинкой.
6. Active Bingo. (Игра "Бинго" с движениями).
Дети выстраиваются в ряд. Учитель делит группу на команды. Учащиеся выбирают карточку со словом, можно по определённой теме, например, "Еда". Учитель называет слова из приготовленного списка. Дети, если слышат своё слово, садятся на своё место. Команда, все участники которой, сядут, кричат: "Bingo".
Таким образом, вышеуказанные упражнения и игры помогают учащимся быстрее запоминать и закреплять изученные правила чтения, читать незнакомые слова. Игры позволяют использовать учителю разнообразные формы работы (фронтальная, групповая, парная), обеспечивают быструю смену деятельности, что очень важно на уроках в начальной школе. Подвижные игры позволяют снять усталость и утомление учащихся на уроках. Благодаря указанным приёмам уроки английского языка в начальной школе становятся разнообразнее и интереснее.
********
Теперь рассмотрим некоторые методы и приёмы по формированию умения осмысленного чтения. Предлагается два уровня обучения чтению.
Сначала дети учатся читать слова и короткие предложения.
На втором уровне предлагаются короткие тексты, на основе которых дети отвечают на вопросы на общее понимание текста и находят запрашиваемую информацию. Рассмотрим подробно каждый уровень.
Первый уровень обучения чтению - Чтение отдельных слов и предложений.
Об обучении чтению отдельных слов я уже говорила. А вот предложения мы учимся читать, используя технику чтения по синтагмам. Учитель делит предложение на синтагмы и просит детей «поработать попугаями» и чтение происходит т.о. – учитель читает – дети повторяют. Каждый последующий раз, добавляя по слову или группе слов.
Например: Peter and Mary are going to cook a tasty cake for their mother in the evening.
Второй уровень обучения чтению - чтение текста.
На первой ступени обучения работы с текстом необходимым является чтение вслух. В данном случае хорошо подходит упражнение «Share reading». Цель этого упражнения -учить читать вслух текст, учить понимать контекст, структуру текста и перерабатывать смысл.
1. Обсудить тему, попросить детей догадаться, о чём текст, ввести необходимую незнакомую лексику.
2. Учитель читает вслух текст, дети следят внимательно за каждым словом в тексте.
3. Учитель просит найти и прочитать в тексте определенные слова и выражения.
4. Задается несколько вопросов направленных на понимание текста.
Нежелательно просить ребенка читать текст остальным в классе, так как другие дети могут потерять интерес к чтению или просто не понять и не услышать чтение одноклассника. Что часто и происходит. Я прошу детей читать текст по 1-2 предложения. Но не по порядку, а вызываю. Т.о. дети не ищут те предложения, которые им попадутся по порядку, а следят за чтением, потому что не знают наверняка, какое предложения им придется читать.
Постепенно обучение детей чтению в начальной школе должно становиться разнообразным. Детям необходимо знакомиться с разными видами текстов: стихи, считалочки, рассказы, сказки и т.д.
Стратегия работы с тексом состоит из трех этапов:
1. Предтекстовый этап.
2. Чтение текста.
3. Послетекстовый этап.
Если дети еще плохо читают, то необходимо заинтересовать их перед чтением, ввести незнакомые ключевые слова, так как они легко могут испугаться сложного на их взгляд текста.
Например, Guess and find out
Цель: мотивировать детей к чтению, учить предсказывать и догадываться о верности утверждений, находить в тексте необходимую информацию.
Предтекстовый этап
1. Ввести детей в тему и раздать утверждения.
The blue whale is the largest animal in the world.
A baby wale is five metres long when it is born.
An adult blue whale can weigh more than 100 tones.
The blue whale can stay under water for an hour.
The blue whale has sharp teeth.
The blue whale eats big fish.
2. Дети в парах решают, какие из утверждений верные, а какие нет. Затем высказывают своё мнение: We think number one is false because the elephant is the largest animal in the world. Правильные ответы пока не сообщаются.
Текстовый этап (чтение текста)
3. После дискуссии об утверждениях, дети читают текст и выясняют, на сколько вопросов они ответили правильно.
The blue whale is the largest mammal in the world. When it is born, a baby whale is about seven metres long and weighs nearly two tons. For about six months it feeds on its mother’s milk. By the time it is fully grown, the blue whale can be thirty metres long and weigh 130 tons.
It can stay under water for about an hour before it comes to the surface to breathe.
The blue whale has no teeth and is harmless to other fish. It eats very small sea creatures. In spring and summer it eats four tons of food a day.
Послетекстовый этап
4. В конце, дети проверяют ответы (1T, 2F, 3T, 4T, 5F, 6F) и сообщают, какие факты из текста о синем ките их удивили.
Данное упражнение стимулирует познавательную деятельность обучающихся и способствует развитию межпредметных связей.
И в заключении хотелось бы сказать о том, что на любом из этапов обучения чтение должно быть интересно и понятно для ребёнка.