СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение декоративному натюрморту как средство формирования композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение декоративному натюрморту как средство формирования композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.

Просмотр содержимого документа
«Обучение декоративному натюрморту как средство формирования композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАРАЧЕВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА







Доклад: Обучение декоративному натюрморту как средство формирования композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.









Педагог дополнительного образования

Шичкина Мария Михайловна















Г. Карачев – 2019



Введение

Цель: выявить педагогические условия формирование композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.

Задачи:

1. Изучить имеющуюся литературу по проблеме развития детского декоративного творчества.

2. Определить формирование композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.

3. Разработать методические рекомендации для учителей по формированию композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.

Натюрморт в творчестве детей лет до десяти – одиннадцати не принадлежит к любимым жанрам. Детям еще не достает внимания к жизни вещей, желания через неодушевленные предметы рассказать о людях, их обладателях, нет у них представления о художественных возможностях и особенностях этого рода живописи. Самостоятельно задумать натюрморт, скомпоновать и поставить его без помощи руководителя они, за редким исключением не могут. Но натюрморт, поставленный педагогом – художником, если он будет красив и заденет чувства ребят, позволяет им создать интересные работы. В особенности удаются постановки декоративного характера, яркие по цвету, обогащенные узором. Неумение точно воспроизводить натуру компенсируется у детей интуитивным композиционным чувством, дети легко переделывают отдельные части натюрморта. Удачны бывают сочиненные постановки, особенно если перед глазами стоят предметы, которые дети свободно компонуют в своих рисунках.



Обучение декоративному натюрморту как средство формирования композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта.

Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразии. В соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени в натюрморте раскрывается представление о красоте мира и духовном богатстве современника, отражается широкий диапазон человеческих чувств, его взаимоотношений с окружающим миром. В жанре натюрморта особенно наглядно просматриваются пластические и колористические стороны мастерства живописца. Живопись натюрморта - это важное средство настройки и проверки глаза художника, его рабочей «живописной формы». Не случайно многие художники, перед тем как взяться за большие жанровые или пейзажные картины, пишут натюрморты. «Натюрморт-это скрипичные этюды, - отмечал К.С.Петров-Водкин, - которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту». Натюрморт – это не случайный набор предметов, которые оказались под рукой. Бездумно запечатлеть на бумаге или на холсте первые попавшиеся предметы – еще не значит написать содержательный натюрморт. Активное авторское отношение к натуре, чувство красоты должны проявляться на каждом этапе работы. Эстетическую выразительность постановке придает разнообразие предметов по материалу, величине, цвету, тону, фактуре, контрастное сопоставление. Натюрморт, как правило, имеет небольшие размеры. Он должен побуждать зрителя к внимательному рассматриванию, любованию красотой форм, цвета, материальных качеств предмета. Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные предметы, видеть не только отдельную вещь на изолированном фоне, а предметы в их взаимосвязи. Декоративный натюрморт – это путь к смелому решению колористических задач. Для создания наиболее выразительного образа можно придумать своеобразную тему в натюрморте. Это может быть город, театр, спорт или что-то другое, волнующее художника. Существует несколько способов решения декоративного натюрморта: Плоскостное, когда происходит обобщение воздушной и линейной перспективы. Локальное решение цвета, обобщение цвета и тона. Конструктивное, когда в любой форме необходимо увидеть прежде всего структуру, формообразование. Орнаментальное, когда предмет превращается в деталь орнамента, кружево. Образное, когда происходит переработка реалистического изображения в образ. При выполнении декоративного натюрморта можно отталкиваться от натурного варианта постановки, стилизуя предметный мир, связывая его форму не с собственно локальным предметным цветом, а соподчиняя с правилами построения колорита. Не обязательно следовать академическим канонам живописи. В поле зрения остаются конструктивное начало, расшифровка формы, а затем применяются законы цветоведения. Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств. Методический поиск педагога будет успешным при условии, если он сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами изображения и приобщается к миру искусства. Поэтому нам представляется значимым раскрытие творческой деятельности воспитателя-педагога по изобразительному искусству, где наряду с эмоционально-образным восприятием мира искусства раскрывался бы методический поиск средств его изображения. Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить младших школьников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. Эксперимент Н.М. Зубаревой показал, что наибольшее внимание детей привлекла жанровая бытовая картина и натюрморт. Мотив выбора детьми этих жанров живописи понятен: они созвучны их опыту, так как со многими предметами, изображенными, например, в натюрморте, дети ежедневно встречаются в быту. Н.М. Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия детьми живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет. На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Искусство пробуждает у детей младшего школьного возраста эмоциональнотворческое начало. С помощью живописи младших школьников учат понимать гармонию природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника. Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта, например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и другие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И. Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К 21 сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»; П. Крылов «Цветы на окне» и другие. В начальных классах следует показывать детям разнообразие натюрмортов. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре, статично, динамично… Учитывают также и принцип концентричности, суть которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года неоднократно предлагается для рассматривания детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для рассматривания, необходимо четко представлять, о чем картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное произведение, как передал содержание (какие художественные средства использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка, его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления младших школьников, учитывают индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах натюрмортов. Младших школьников знакомят с натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему. Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их отношение к изображенному. Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы, душевного контакта между взрослыми и детьми. В ознакомлении младших школьников с живописью, в частности, с натюрмортом, широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях, обеспечивает формирование у младших школьников устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках – в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте» – так говорил В.Н. Сухомлинский. Декоративное искусство - один из видое пластических искусств. Оно включает монументально-декоративное искусство экстерьера (витражи, мозаики) и интерьера (станковая живопись). Также существует оформительское декоративное искусство (промышленная графика, афиша) и декоративно-прикладное искусство. Декоративное искусство знакомит детей с культурой своего народа и народов мира, воспитывает патриотические чувства, уважение к труду людей, создавших эти произведения: способствует развитию чувства прекрасного, композиции, цвета, формирует технические навыки. Рассмотрим характерные особенности детского творчества. Творчество - это определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, имеющие общественное значение; это показатель развития и тенденция развития изобразительной деятельности. Оно обладает эмоциональностью, непосредственностью, содержательностью. Детское творчество - сознательное отражение ребенком окружающей действительности в предмете, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ветлугина высказывалась о том, что предпосылками к продуктивному творчеству является формирование художественно-образного начала. Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом взрослого, то есть образ ребенка обладает большей или меньшей выразительностью, зависит от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Л. Поддъяков под творчеством ребенка подразумевал результата всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности. У ребенка постепенно формируется его сложнейший противоречивый внутренний мир, который придает всей деятельности ребенка творческий характер или наоборот, определяет его развитие по готовым изученным схемам. Творческий процесс - это особая форма качественного перехода от известного к новому, неизвестному. Творчество ребенка - это важнейшее качество его личности, это универсальная способность, лежащая в основе формирования всех других способностей. Это особое мировоззрение ребенка, особое отношение его к окружающему миру, как в плане его восприятия, так и в плане его преобразования. Условием, необходимым для творчества, является овладение навыками в данном виде искусства, так как иначе художник не сможет воплотить задуманные образы в реальные формы. Для осуществления творческих замыслов необходимо также трудолюбие. Без него самый прекрасный замысел может оказаться неосуществленным. Все силы человека должны быть мобилизованы и направлены на выполнение поставленной цели. Творческий процесс у каждого художника своеобразен. Это неравномерный, иногда длительный путь создания образа. В книге Ветлугиной описаны следующие этапы протекания творческого процесса. Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности. Третий этап - реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы. Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости - в воздействии па массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность. Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Рассмотрим особенности процесса изобразительной деятельности младших классах в связи с теми условиями, которые необходимы для художественного творчества. В младшем школьном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления. Ребенок, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке. У ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения. Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и па его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы. Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения. Для изобразительной деятельности и развития, творческих начал этот период играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах. Когда он начинает понимать, что оставляемые карандашом следы могут что-то обозначать и по своему желанию или по предложению взрослого старается нарисовать какой-то предмет, тогда его деятельность приобретает уже изобразительный характер. У ребенка есть замысел, цель, которые он стремится осуществить. Таким образом, первый этап творческого процесса - возникновение замысла - имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей. Младший школьник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием. Мы видим, что все три этапа творческого процесса есть и в деятельности ребенка, но соотношение этих этапов иное, чем у взрослого художника. В младшем школьном возрасте, когда воспитывается способность планировать работу, ребенок начинает отбирать детали, характерные для данного образа. Причем показателем важности их является то, что отделываются они гораздо тщательнее всего остального Наиболее доступным выразительным средством для младшего школьника является использование цвета. Цвет в изобразительном искусстве (живописи, графике) является важным средством выражения художественного замысла, идеи произведения. Его использование находится в тесной связи с содержанием произведения. Самостоятельного значения у него нет. Цветовые контрасты используют для выделения в картине главного; цвет передает настроение: темные, приглушенные тона - в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные - в радостных. Постепенно дети отходят от декоративной раскраски, овладевая разными оттенками. С развитием восприятий и эстетических чувств они начинают использовать цвет для передачи настроения образа. Хотя все же используют цвет и в эмоциональном плане: то, что нравится, окрашивают в яркие тона, нелюбимые, страшные образы - в темные. Это положение об использовании цвета как выразителя эмоционального отношения ребенка к изображаемому, выдвинутое еще Е.А. Флериной, подтверждается исследованиями последнего времени Л.В. Кампанцевой, В.А. Езикеевой, В.С. Мухиной и другими. Передача динамического состояния изображаемого объекта также является одним из выразительных средств, используемых ребенком. Детское творчество характеризуется также использованием композиционных средств, в первую очередь ритма и симметрии. Они не только придают стройность, гармоничность самому образу и всей картине, но и облегчают изображение, что особенно важно для детей, еще не овладевших изобразительными навыками. Таким образом, средства выразительности, используемые детьми, довольно многообразны: цвет, форма, композиция. Они помогают передать характерные черты образа, отношение к нему. Степень выразительности зависит в первую очередь от развития образного видения ребенка, запаса впечатлений и от уровня развития изобразительных способностей. Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать рисунок ребенка своеобразным, выразительным. В некоторых случаях детский рисунок может носить характер знака. Это происходит тогда, когда ребенок использует упрощенное изображение, большей частью заимствованное где-либо. В целом, творческий процесс взрослого и ребенка имеют одинаковые этапы, различающиеся только длительностью протекания. Разница временных промежутков заключается главным образом в отсутствии у ребенка жизненного опыта, неумением обдумывать идею, осознанно использовать композиционные средства, критически относиться к своему творчеству, неумение правильно использовать художественные материалы. Несмотря на это, детские работы очень эмоциональны и динамичны. До сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно предоставлена в практике воспитания детей. За основу можно взять следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей:

• отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве;

• способы творческих действий;

• качество детской продукции.

Первую группу входят:

• искренность, правдивость, непосредственность переживаний;

• развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность вхождения в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;

• увлеченность, захваченность деятельностью.

Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса: зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта. Очень важно для педагога заметить их и на этапе обогащения детей впечатлениями, накопления эмоционально-интеллектуального опыта необходима развивать творческие устремления детей на уровне "хочу" и "могу". Без такой самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира - основа таких устремлений. На этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого мировосприятия - возникновение у ребенка желания поделиться своим чувством, рассказать близким людям, что волнует его. Если у ребенка отсутствует своеобразное восприятие мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в собственно художественной деятельности. Большое влияние на развитие способностей ребенка-младшего школьного возраста оказывают взрослые.

Вторая группа выявляет качество способов творческих действий.

В нее входят:

• дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов; применение известного в новых ситуациях;

• самостоятельные поиски наилучшего решения задания;

• нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий;

• быстрота реакций, находчивость в действиях. Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Третья группа - показатели качества продукции детского художественного творчества:

• нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;

• индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;

• соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств. Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка; в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Одним из основных условий развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Безусловно, что художественная деятельность представляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст сенситивен для развития воображения, и поэтому взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Мы имеем в виду повседневную жизнь детей. Педагогу необходимо сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации познавательного, художественного, нравственного творчества. Специальная работа на занятии, и т.д., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка. Поскольку творчество - это всегда выражение индивидуальности, учет индивидуальных особенностей ребенка при целенаправленном формировании творческих способностей необходим. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в день, когда предстоит творческая работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Ребенок должен чувствовать себя свободно, раскрепощено, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям. Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных методов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - существенное условие творческой активности ребенка. Другое условие - бережное отношение к процессу и результату детской деятельности. Еще одним условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом. Система обучения детей изобразительному искусству предусматривает приобретение и развитие навыков творческой активности. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам и методику, основанную на воспитании у младших школьников наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Н.П. Сакулина рассматривала активность, самостоятельность и инициативу как обязательные компоненты творчества, она отмечала, что для творчества имеет значение внутренняя активность, то есть активность сенсорных и умственных действий. Обучение детей должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественной деятельности должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки - обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения.

Этапы усложнения творческих заданий:

1. Задания, требующие от детей единой ориентировки в творческой деятельности.

2. Задания, предполагающие целенаправленные действия на поиски нужного решения, на осознание того, что приобретенные умения можно комбинировать, видоизменять (атмосфера сотворчества со взрослым).

3. Задания, рассчитанные на самостоятельность творческого действия по обдумыванию замысла, планированию своих действий, отбору выразительных средств.

Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания были приняты ребенком. Мотивация задания, и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка. Таким образом, детское творчество является уникальным. Оно отличается от творчества взрослого, хотя и имеет ряд сходных черт. При проявлениях творчества у детей необходимо развивать его, относиться бережно к результатам творчества, создавать специальные условия для его стимулирования. Необходимо диагностировать творческие способности детей для того, чтобы определять линию дальнейшего движения, уровень развитости. Только при соблюдении вышеперечисленных условий мы можем добиться от детей проявления творческой активности, не загубив ее на корню

















Заключение

Проблема формирования композиционных умений является актуальной для современного учителя изобразительного искусства. Поиском значимых условий формирования композиционных умений занимались такие педагоги как Б. Н. Никифоров, В. В. Ванслов, В. С. Кеменов, И. А. Данилова, Е. И. Игнатьев, В. П. Зинченко, О. И. Никифорова и других. На основе нашего доклада можно выделить ряд основных условий.

Основными педагогическими условиями, способствующими формированию композиционных умений младших школьников в процессе работы над изображением натюрморта, является:

• использование творческих упражнений;

• подбор упражнений подводится в соответствии с возрастными особенностями.

• деятельность учителя направлена на формирование знаний у детей основных изобразительных способов передачи художественных элементов.



















Список литературы

1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М.,1925

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ отв. Ред. В.М. Кедров, Ростов - на - Дону, 1983

3. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. Ред. Комаровой Т.С. - М.: Пед. Общество России, 2002. - 147с

3. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. - Москва: Знание, 1973.

4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей/ С.И. Виленчик // Пачатковае выхаванне. - № 3. - 2005. - с.41-43.

5. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. - Санкт-Петербург: Кольна, 1995. 6. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/ Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - Москва: Просвещение, 1968.

7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 3-е изд.- Москва: Просвещение, 1991.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!