Обучение детей- билингвов грамоте русского языка
Язык — самый совершенный инструмент познания, мышления и общения. К языкам огромной общественной значимости относится русский язык — язык великой мировой культуры. Для многочисленных национальностей и народностей России русский язык — средство межнационального общения, получения знаний, накопленных русским народом и всем человечеством.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, по которому начали работать школы, направлен на обеспечение «единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка». Стандарты также обеспечивают доступность получения качественного образования, преемственность в образовании.
Ребенок-билингв начинает усваивать родной и русский (неродной) языки с раннего детства. Конечно, родной язык усваивается успешнее, чем неродной. На родном языке ребенок разговаривает, общается с окружающими, а русский (неродной) — слышит, запоминает слова, относящиеся к бытовой лексике. Но язык как сложная система не может быть усвоен стихийно. Изучение языка начинается в школе. В школах с родным
(нерусским) языком обучения и в классах с полиэтническим составом школьникам приходится изучать два языка, а начиная со П класса — три. У каждого языка есть свои особенности, Учитывать которые необходимо при изучении. С первых же дней возникают трудности: разное произношение звуков и написание букв (в алфавите, например, родного адыгейского языка 66 букв, буквы из двух и трех знаков); различие грамматики языков (на вопрос кто? в родном адыгейском языке отвечают только слова, обозначающие людей).
Обучение грамоте — особая ступень обучения, так как является начальным этапом в овладении школьными знаниями. Главные для детейбилингвов в школе — изучение родного. и русского языков, их грамотное использование, осознание значения языка для общения и важности языка как явления национальной культуры.
При планировании уроков обучения грамоте русского языка в школе с родным (нерусским) языком обучения или в классе с полиэтническим составом следует особое внимание уделять постановке правильного литературного произношения, развитию речи, обогащению словаря, практическому усвоению языка. Обучение правильному произношению детей-билингвов имеет большое значение как для формирования орфоэпической культуры, так и для повышения орфографической грамотности учащихся. Практическое владение русским языком,
особенно для детей в сельской местности, ограничено бытовой лексикой, поэтому развитие речи и обогащение словаря школьников должны стать важной частью уроков.
Работа над формированием правильного произношения начинается с первых уроков. Для этого на уроках проводится артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка: восприятие на слух звука и его произношение, дифференцирование на слух и при произношении звуков (чистоговорки, рифмовки, скороговорки).
Создание на уроках речевых ситуаций, диалоги, организация ролевых и дидактических игр способствует снятию психологического напряжения, необходимы для практического усвоения языкового материала, обогащения лексического запаса детей: «Где ты был? Что ты видел? Какие домашние животные у тебя есть? Как их зовут? Как ты ухаживаешь за ними? Где ты живешь?» Участвуя в диалогах на темы «Мы обедаем», «Моя семья» и др., ученики учатся употреблять выражения речевого этикета: «дайте, пожалуйста», «разрешите ВЗЯТЬ», «МОЖНО ВЗЯТЬ», «МОЖНО ВЫЙТИ», «спасибо», — учатся культуре поведения и общения.
Использование игровой технологии облегчает обучение грамоте. Например, на уроке обучения грамоте русского (неродного) языка в 1 классе по теме «Звук [а] и буквы А, 4» можно использовать следующие игры и игровые упражнения.
Речевая разминка.
Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».
Кончиком языка проводить по верхней губе сверху вниз. Рот приоткрыт. Слушайте и повторяйте:
На - ня..., на — ня...
Ба — бя... ба — бя...
Ле — на — ня — ня... ле — на — ня — ня...
Ба — бя — те- бя... ба — бя — те — бя..
Ба — ба — ба, ба — ба — ба... Бегал пес вокруг столба.
Ба — ба — ба, ба — ба — ба...
В результате у столба,
Ба — ба — ба, ба — ба — ба...
Дышит пес едва-едва. Актуализация опорных знаний.
Повторение групп слов по темам «Одежда», «Обувь», «Игрушки», «Учебные вещи» и др.
Игра «Что лишнее?». Найдите лишний предмет или предметную картинку. Например, мяч, книга, барабан, кубик.
Игра «Не ошибисы». Различение тематических групп слов одежда, обувь.
Знакомство со звуком.
Игра «Кто внимателен?» (с показом предметных картинок). Какой звук повторяется в словах барабан, астра, аист, аквариум? (Во всех словах звук
[а].)
Игра «Где стоит звук?» Барабан, астра, аист, аквариум.
Фонетическая зарядка. Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а-а-а...) Как произносится звук [а]? Какой это звук? Почему? (Звук [а] гласный, так как произносится с участием голоса, при его произношении не встречается преград, образует слог, «ртораскрыватель».)
Игровое упражнение «Кто больше?». Придумайте слова со звуком [а]. Можно усложнить задание, предложив придумывать слова со звуком [а] в начале (середине, конце) слова, с одним (двумя, тремя) звуком [а].
Игра «Любопытный». На все вопросы называйте слова, которые начинаются на звук [а].
— Как тебя зовут? (Аскер, Алина...)
Где ты живешь? (В ауле Адамий, в городе Астрахани...)
Что ты любишь есть? (Апельсин, ананас...)
Игра-разминка «Узнай звук». Если ученики услышат звук [а] в слове, то должны встать или хлопнуть в ладоши: дуб, берёза, клен, ель, липа, ива...
Игровое упражнение. Запомните слова со звуком [а] и назовите их.
Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба...
(Звук протягивается и выделяется голосом.)
Игра «Доскажите словечко» (можно при затруднении использовать предметные картинки).
На бахче у нас растет, Как разрежешь, сок течет. Свеж и сладок он на вкус, Называется... (арбиз).
Слоговой и звуковой анализ слова арбуз. Составление схемы слова.
Следует обратить внимание, что звук [а] гласный (образует слог).
Физкультминутка «Аист».
Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу.
'Топай правою ногой,
'Топай левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой, Вот тогда придешь домой.
Изучение новой буквы.
Игровое упражнение «На что похожа буква?». Разучивание стихотворения о букве.
Буква А, буква А — Алфавиту голова.
Знает Вова,
Знает Света, А похожа на ракету. В. Степанов
Работа с кассами и лентой букв: «Найдите и выставьте буквы А, а на наборное полотно. Найдите букву в кассе. В каком домике будет жить у нас буква? Какой звук он обозначает?» и т.д. (Выставляется буква на ленте букв.) Развитие речи.
Игровое упражнение «Попугай».
Учитель. Я пришью пуговицу к пальто.
Ученики. И я пришью пуговицу к пальто.
Для отработки техники чтения на каждом уроке после обучения грамоте используется пятиминутное чтение. Чтобы привить интерес к самому чтению, проводятся игры со словами и слогами («Лесенка», «Полслова за вами», «Наборщики», «Цепочка слов», «Собери слова» и др.), используются разные виды работы с текстом. Для отработки техники чтения используются игровые упражнения: чтение до первой ошибки («Кто больше прочитает без ошибок!»), чтение в паре, вдогонку, чтение про себя и вслух одного и того же отрывка текста на скорость и сравнение результатов.
На уроках русского языка со второго полугодия 1 класса целесообразно проводить на уроках пятиминутные тренировочные диктанты, помогающие закрепить изученный материал.
Начиная с первых дней обучения необходимо проводить аналогии, сравнения, анализ языковых явлений, разных языков, переводить слова, предложения, тексты. При изучении гласных звуков, например, сравнивать их произношение на русском и родном языке, анализировать и делать выводы, что гласные произносятся по-разному, но пишутся одинаково.
Использование приемов технологии проблемного обучения обеспечивает творческое усвоение знаний, помогает ученикам самим делать открытия, учит думать и размышлять.
На ступени начального общего образования от учителя, начинающего обучение языкам, во многом зависит, насколько успешно будет изучение языков детьми-билингвами: усвоят ли знания, будут ли грамотно писать и говорить на двух языках, с желанием и любопытством будут открывать учебники или обучение станет трудным, непонятным. Именно на этой ступени в школе с родным (нерусским) языком обучения закладываются основы гармоничного двуязычия, воспитывается толерантность.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А. и др. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. М.: Просвещение, 2006.
Комплект «Школа России» // Начальная школа. 2002. № 7.
Кутейникова 3.М. Формирование навыков правильного произношения // Там же. 2009. № 6.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.:
Просвещение, 1985.
Торубарова Л.В. Обучение детей-билингвов русскому языку // Начальная школа. 2005. № 4.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации. М.:
Просвещение, 2022. 48 с. (Стандарты второго поколения).
Чеучева ТД., Митюшина Л.Д. Детский сад — школа: Учеб. пос. Майкоп: Адыгейское кн. издво, 1992.