СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по сюжетной картине»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация полезна для дошкольников по работе по методике Т.А.Ткаченко по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. Опробовав эту методику, я увидела что речь детей стала многословной, красивой. Дети легко и с удовольствием могли составлять самостоятельно рассказы по любой картине, а в дальнейшем эта методика поможет составлять самостоятельно и в школе сочинения на любую тему.

Просмотр содержимого документа
««Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по сюжетной картине»»

Доклад к ГМО по речевому развитию

1 Слайд - «Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по сюжетной картине»

(февраль 2019 год)

Для детей старшего дошкольного возраста в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. Но мой опыт показывает, что дети фактически воспроизводят мой рассказ с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространённые и сложные предложения, длительные паузы между предложениями.

Поэтому я и обратилась к этой актуальной теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по сюжетной картине»

Обратимся к актуальности этой темы (переход)

2 слайд – Актуальность

Ни для кого не секрет, что дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине и особую трудность при составлении творческих рассказов. Так как творческое рассказывание – самый сложный вид рассказов, но крайне важен для будущих школьников. На нём будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений и изложений.

Почему же именно в старшем дошкольном возрасте надо уделять большое внимание творческому рассказыванию? Так как у старших дошкольников богатый личный опыт, есть запас знаний об окружающей действительности.

Какие же я поставила перед собой цели и задачи по выбранной мною теме? (переход)

3 слайд –

Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по сюжетной картине.



Задачи:

  • Развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи на картинах;

  • Научить соблюдать логику развития сюжета;

  • Совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, объектами, делать выводы;

Работая над данной темой, я пришла к использованию технологии Т.А.Ткаченко. Изучив большое количество методической литературы, я остановилась на пособии Т.А.Ткаченко, где она предлагает технологию опорных сюжетных картин и алгоритм работы по этим картинам. Я провела апробацию данного пособия начиная с 2017 года на моих выпускниках. И отметила, что к моменту выпуска моей группы, проведя мониторинг по критериям, которые предлагает в своём пособии Т.А. Ткаченко были хорошие показатели развития творческого воображения, беглости мышления речевых способностей, качественная устная речь, а самое главное дети могли составлять самостоятельно творческие рассказы по сюжетной картине.

И поэтому исходя из этой результативности моих выпускников я решила продолжить работу в данном направлении и дальше, используя пособие по методике Т.А.Ткаченко.(переход)

4 слайд -

–Что же включает в себя пособие Т.А.Ткаченко

Данное пособие будет интересно для работы как воспитателю стажисту, так и начинающему педагогу.

Это пособие предлагает оригинальную систему упражнений, которая позволит эффективно совершенствовать речь и творческие способности ребёнка; развивать детское воображение, логическое мышление, внимание и память – процессы, необходимые для школьного обучения. В пособии представлены методический материал, а также 16 сюжетных картин с занимательными сюжетами, которые являются наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей. А для педагога дан алгоритм работы с сюжетными картинами.

(переход)

5 слайд – В ходе своей работы по данной теме, применяю следующие принципы:

- Принцип коммуникативно - деятельностного подхода; - применяя этот принцип дети учатся общаться друг с другом и со взрослым;

  • Принцип обеспечения активной языковой практики- дети учатся строить предложения, образовывать новые слова, вести разговорную речь между изображёнными действующими лицами и т.д..

(переход)

6 слайд - Работая над данной темой, применяю различные методы и приёмы.( перечислять не называя сами методы, а только то что в скобках)

  • Наглядные опосредованные

Здесь я использую (рассматривание сюжетных картин, описание сюжетных картин,);

- Словесные (-рассказывание по сюжетной картине;)

  • Практические (-применяю игровые приёмы, таких как: «Гость», «Подзорная труба», «Кто внимательный?», «Охота за подробностями») -(Переход);

7 слайд - Приёмы:

  • Рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам;

  • Придумывание детьми начала и продолжения авторского текста;

  • Вспомогательные вопросы;

- Рассказывание по сюжету картины.

Данное пособие предлагает работу по 10 видам творческого рассказывания, которые перечислены в порядке возрастания сложности, порядок нарушать нельзя.

8 - 9 слайд -

  1. Составление рассказа с добавлением последующих событий;

  2. Составление рассказа с заменой объекта;

  3. Составление рассказа с заменой действующего лица;

  4. Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;

  5. Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий;

  6. Составление рассказа с добавлением объекта;

  7. Составление рассказа с добавлением действующего лица;

  8. Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц;

  9. Составление рассказа с изменением результата действия;

10. Составление рассказа со сменой времени действия

Работать по эти видам творческих рассказов следует последовательно, без пропусков и перестановок, указанных тем, вопросов, заданий. Иначе возможно снижение результативности упражнений. В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержатся направления изменения сюжета.

При составлении творческих рассказов по сюжетной картине с детьми я использую следующие этапы работы:

10 слайд -Перечисляю этапы работы;

11 слайд –Немного поясню, что включает в себя каждый этап:

1.Этап - Анализ содержания картины (я провожу при помощи игровых приёмов таких как: 1. «Гость», 2. «Подзорная труба», 3.«Охота за подробностями», 4. «Кто внимательный?» - эти игровые приёмы я взяла из технологии ТРИЗ. Так как, проработав по данной методике, я поняла, что надо добавить какие-то игровые приёмы, чтобы эти занятия для детей по сюжетной картине превратились в интересную, захватывающую цепочку игр. И тогда я заметила, что детям стало интересно, а эти игровые приёмы обогащают занятие сюжетом. А в дальнейшем - делают рассказ чётким, связным, полным, последовательным. Используя эти игровые приёмы – я решила слова заменить картинками - символами - подзорная труба, лупа, смайлик с поднятым пальцем вверх и т.д. Вы сами это всё видите. Как же дети с помощью этих игровых приёмов могут провести анализ этой картины?- Давайте рассмотрим на примере картины, которая называется «Две клумбы». Предлагаю вот такой сюжет. В гости к детям пришёл Незнайка и рассказал о своей проблеме, что он хочет вместе с детьми пойти в этом году в школу и узнал, что надо уметь составлять интересные рассказы по картине. И ребята решают помочь Незнайке научиться составлять интересные рассказы по сюжетной картине, используя эти игровые приёмы, показывая, как они применяются. И с помощью ( например - подзорной трубы, сделав руками вид подзорной трубы подносят глазок трубы к своему глазу и начинают перечислять все объекты на картине (например – клумбы, лейка, лопатка, цветы, деревья, ящик с ростками цветов, с помощью (например - лупы как бы увеличивая стали называть, подробности связанные с этими объектами (например – цветы – большие, распустившиеся, вода в лейке, лопатка маленькая и т.д., материал, признаки этих объектов), а пришедший смайлик решил задать ещё дополнительные вопросы по картине, например с целью

Установления:

  • Места действия;

  • Времени действия;

  • Свойств объектов и предметов;

  • Целей действия каждого персонажа;

  • Следующий этап это -

  • 2. – этап - Составление исходного рассказа по картине.

На данном этапе я закрепляю, либо улучшаю у детей навык составления исходного связного рассказа, так как детям намного проще составить исходный рассказ, чем творческий. Здесь я применяю картинку- символ- дети внимательно смотрят в одном направлении.

3- этап - .Составление творческого рассказа с учётом всех необходимых языковых средств

На данном этапе прослеживаю качество речи при составлении творческого рассказа определяя наличие:

  • Точных слов;

  • Образных сравнений;

  • Грамотных чётких предложений;

  • Связей предложений и частей рассказа;

  • Выразительности;

  • Интонации;

  • Здесь я использую картинку - символ - дети с сюрпризными мешочками, почему я выбрала именно такую картинку. Потому что в закрытых мешочках какой-то сюрприз, а творческие рассказы детей – это и есть сюрприз и неизвестность для детей и педагогов, и знаки вопроса со стрелочкой направленной на картину, которые ставятся до картины (слева) и после картины знак вопроса, со стрелочкой направленной от картины к знаку вопроса (справа) – это моделирование составления рассказа. Детям даётся немного времени, и затем они рассказывают творческие рассказы по картине. И последний этап :

  • 4 - Этап - .Анализ и оценка творческого рассказа

Как я провожу анализ?- Например - Показывая карточки - символы определённые я нацеливаю детей, как будет проходить оценка их рассказов - (3 вида карточек-символов применяемых мною - дети держатся за руку - работа в парах (например – дети выслушивают друг друга и говорят чей рассказ понравился); смайлик – (например - дарят смайлик тому, чей понравился рассказ); карточка с диктофоном – (например - записываем спорные творческие рассказы детей и через какое-то время прослушиваем их и оцениваем)-

Данная деятельность очень объёмная и занимает много времени, поэтому эту работу я провожу во второй половине дня, чтобы добиться хорошей результативности на конец года.

Работая над данной темой с использованием данной методики подошла к результативности, которую вы видите на экране: - (переход)

12 слайд - Уровни Результативность творческого рассказывания по

На начало года

Сформировано – 14 %

Частично сформировано – 67%

Не сформировано – 19%

В середине года

Сформировано – 37%

Частично сформировано – 55%

Не сформировано – 8%

Свою работу конечно же продолжу дальше, чтобы достичь поставленной цели.

(переход)

13 слайд

Вывод - в результате использования в своей работе применяемой мной данной методики по составлению творческих рассказов по сюжетной картине, пришла к выводу,что:

Дети составляют творческие рассказы по сюжетной картине;

Дети умеют интересно, связно, последовательно описывать простые случаи на сюжетной картине;

Дети учатся мыслить, видеть связи между объектами, делать сравнения, выводы;

У детей формируется устойчивый интерес к созданию собственного речевого продукта;

Дети самостоятельно придумывают предшествующие и последующие действия изображённым событиям на картине.

У детей повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.

А сейчас предлагаю вам послушать творческий рассказ по сюжетной картине одного из моих детей группы.(переход)

14 слайд – Видеозапись творческого рассказа ребёнка группы.

15 слайд - Спасибо за внимание!

Пусть любая Ваша работа и начинания будут в радость, а наградой успехи и искренняя благодарность Ваших воспитанников.