Доклад к ГМО по речевому развитию
1 Слайд - «Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по сюжетной картине»
(февраль 2019 год)
Для детей старшего дошкольного возраста в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы. Но мой опыт показывает, что дети фактически воспроизводят мой рассказ с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространённые и сложные предложения, длительные паузы между предложениями.
Поэтому я и обратилась к этой актуальной теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по сюжетной картине»
Обратимся к актуальности этой темы (переход)
2 слайд – Актуальность
Ни для кого не секрет, что дети старшего дошкольного возраста испытывают затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине и особую трудность при составлении творческих рассказов. Так как творческое рассказывание – самый сложный вид рассказов, но крайне важен для будущих школьников. На нём будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений и изложений.
Почему же именно в старшем дошкольном возрасте надо уделять большое внимание творческому рассказыванию? Так как у старших дошкольников богатый личный опыт, есть запас знаний об окружающей действительности.
Какие же я поставила перед собой цели и задачи по выбранной мною теме? (переход)
3 слайд –
Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по сюжетной картине.
Задачи:
Развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи на картинах;
Научить соблюдать логику развития сюжета;
Совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, объектами, делать выводы;
Работая над данной темой, я пришла к использованию технологии Т.А.Ткаченко. Изучив большое количество методической литературы, я остановилась на пособии Т.А.Ткаченко, где она предлагает технологию опорных сюжетных картин и алгоритм работы по этим картинам. Я провела апробацию данного пособия начиная с 2017 года на моих выпускниках. И отметила, что к моменту выпуска моей группы, проведя мониторинг по критериям, которые предлагает в своём пособии Т.А. Ткаченко были хорошие показатели развития творческого воображения, беглости мышления речевых способностей, качественная устная речь, а самое главное дети могли составлять самостоятельно творческие рассказы по сюжетной картине.
И поэтому исходя из этой результативности моих выпускников я решила продолжить работу в данном направлении и дальше, используя пособие по методике Т.А.Ткаченко.(переход)
4 слайд -
–Что же включает в себя пособие Т.А.Ткаченко
Данное пособие будет интересно для работы как воспитателю стажисту, так и начинающему педагогу.
Это пособие предлагает оригинальную систему упражнений, которая позволит эффективно совершенствовать речь и творческие способности ребёнка; развивать детское воображение, логическое мышление, внимание и память – процессы, необходимые для школьного обучения. В пособии представлены методический материал, а также 16 сюжетных картин с занимательными сюжетами, которые являются наглядной опорой для обучения творческому рассказыванию детей. А для педагога дан алгоритм работы с сюжетными картинами.
(переход)
5 слайд – В ходе своей работы по данной теме, применяю следующие принципы:
- Принцип коммуникативно - деятельностного подхода; - применяя этот принцип дети учатся общаться друг с другом и со взрослым;
(переход)
6 слайд - Работая над данной темой, применяю различные методы и приёмы.( перечислять не называя сами методы, а только то что в скобках)
Здесь я использую (рассматривание сюжетных картин, описание сюжетных картин,);
- Словесные (-рассказывание по сюжетной картине;)
Практические (-применяю игровые приёмы, таких как: «Гость», «Подзорная труба», «Кто внимательный?», «Охота за подробностями») -(Переход);
7 слайд - Приёмы:
- Рассказывание по сюжету картины.
Данное пособие предлагает работу по 10 видам творческого рассказывания, которые перечислены в порядке возрастания сложности, порядок нарушать нельзя.
8 - 9 слайд -
Составление рассказа с добавлением последующих событий;
Составление рассказа с заменой объекта;
Составление рассказа с заменой действующего лица;
Составление рассказа с добавлением предшествующих событий;
Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий;
Составление рассказа с добавлением объекта;
Составление рассказа с добавлением действующего лица;
Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц;
Составление рассказа с изменением результата действия;
10. Составление рассказа со сменой времени действия
Работать по эти видам творческих рассказов следует последовательно, без пропусков и перестановок, указанных тем, вопросов, заданий. Иначе возможно снижение результативности упражнений. В каждом из предложенных видов творческого рассказа содержатся направления изменения сюжета.
При составлении творческих рассказов по сюжетной картине с детьми я использую следующие этапы работы:
10 слайд -Перечисляю этапы работы;
11 слайд –Немного поясню, что включает в себя каждый этап:
1.Этап - Анализ содержания картины (я провожу при помощи игровых приёмов таких как: 1. «Гость», 2. «Подзорная труба», 3.«Охота за подробностями», 4. «Кто внимательный?» - эти игровые приёмы я взяла из технологии ТРИЗ. Так как, проработав по данной методике, я поняла, что надо добавить какие-то игровые приёмы, чтобы эти занятия для детей по сюжетной картине превратились в интересную, захватывающую цепочку игр. И тогда я заметила, что детям стало интересно, а эти игровые приёмы обогащают занятие сюжетом. А в дальнейшем - делают рассказ чётким, связным, полным, последовательным. Используя эти игровые приёмы – я решила слова заменить картинками - символами - подзорная труба, лупа, смайлик с поднятым пальцем вверх и т.д. Вы сами это всё видите. Как же дети с помощью этих игровых приёмов могут провести анализ этой картины?- Давайте рассмотрим на примере картины, которая называется «Две клумбы». Предлагаю вот такой сюжет. В гости к детям пришёл Незнайка и рассказал о своей проблеме, что он хочет вместе с детьми пойти в этом году в школу и узнал, что надо уметь составлять интересные рассказы по картине. И ребята решают помочь Незнайке научиться составлять интересные рассказы по сюжетной картине, используя эти игровые приёмы, показывая, как они применяются. И с помощью ( например - подзорной трубы, сделав руками вид подзорной трубы подносят глазок трубы к своему глазу и начинают перечислять все объекты на картине (например – клумбы, лейка, лопатка, цветы, деревья, ящик с ростками цветов, с помощью (например - лупы как бы увеличивая стали называть, подробности связанные с этими объектами (например – цветы – большие, распустившиеся, вода в лейке, лопатка маленькая и т.д., материал, признаки этих объектов), а пришедший смайлик решил задать ещё дополнительные вопросы по картине, например с целью
Установления:
Места действия;
Времени действия;
Свойств объектов и предметов;
Целей действия каждого персонажа;
Следующий этап это -
2. – этап - Составление исходного рассказа по картине.
На данном этапе я закрепляю, либо улучшаю у детей навык составления исходного связного рассказа, так как детям намного проще составить исходный рассказ, чем творческий. Здесь я применяю картинку- символ- дети внимательно смотрят в одном направлении.
3- этап - .Составление творческого рассказа с учётом всех необходимых языковых средств
На данном этапе прослеживаю качество речи при составлении творческого рассказа определяя наличие:
Точных слов;
Образных сравнений;
Грамотных чётких предложений;
Связей предложений и частей рассказа;
Выразительности;
Интонации;
Здесь я использую картинку - символ - дети с сюрпризными мешочками, почему я выбрала именно такую картинку. Потому что в закрытых мешочках какой-то сюрприз, а творческие рассказы детей – это и есть сюрприз и неизвестность для детей и педагогов, и знаки вопроса со стрелочкой направленной на картину, которые ставятся до картины (слева) и после картины знак вопроса, со стрелочкой направленной от картины к знаку вопроса (справа) – это моделирование составления рассказа. Детям даётся немного времени, и затем они рассказывают творческие рассказы по картине. И последний этап :
4 - Этап - .Анализ и оценка творческого рассказа
Как я провожу анализ?- Например - Показывая карточки - символы определённые я нацеливаю детей, как будет проходить оценка их рассказов - (3 вида карточек-символов применяемых мною - дети держатся за руку - работа в парах (например – дети выслушивают друг друга и говорят чей рассказ понравился); смайлик – (например - дарят смайлик тому, чей понравился рассказ); карточка с диктофоном – (например - записываем спорные творческие рассказы детей и через какое-то время прослушиваем их и оцениваем)-
Данная деятельность очень объёмная и занимает много времени, поэтому эту работу я провожу во второй половине дня, чтобы добиться хорошей результативности на конец года.
Работая над данной темой с использованием данной методики подошла к результативности, которую вы видите на экране: - (переход)
12 слайд - Уровни Результативность творческого рассказывания по
На начало года
Сформировано – 14 %
Частично сформировано – 67%
Не сформировано – 19%
В середине года
Сформировано – 37%
Частично сформировано – 55%
Не сформировано – 8%
Свою работу конечно же продолжу дальше, чтобы достичь поставленной цели.
(переход)
13 слайд
Вывод - в результате использования в своей работе применяемой мной данной методики по составлению творческих рассказов по сюжетной картине, пришла к выводу,что:
Дети составляют творческие рассказы по сюжетной картине;
Дети умеют интересно, связно, последовательно описывать простые случаи на сюжетной картине;
Дети учатся мыслить, видеть связи между объектами, делать сравнения, выводы;
У детей формируется устойчивый интерес к созданию собственного речевого продукта;
Дети самостоятельно придумывают предшествующие и последующие действия изображённым событиям на картине.
У детей повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.
А сейчас предлагаю вам послушать творческий рассказ по сюжетной картине одного из моих детей группы.(переход)
14 слайд – Видеозапись творческого рассказа ребёнка группы.
15 слайд - Спасибо за внимание!
Пусть любая Ваша работа и начинания будут в радость, а наградой успехи и искренняя благодарность Ваших воспитанников.