СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение дети с ОВЗ на уроках истории в массовой школе.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Тяжело в обучении – легко в применении!» - фраза, которая помогает педагогам в работе с детьми варианта нормы. А что же с обучающимися с ОВЗ? Сегодня инклюзивное образование позволяет обучающимся, которые имеют различные отклонения в развитии, посещать массовую школу. Однако, количество программ, УМК для работы с такими детьми в рамках уроков истории и обществознания ничтожно мало. Безусловно, оказывает влияние и психологическая составляющая учебного процесса – работа обучающиеся с ОВЗ требуют проявлять колоссальное терпение, иметь психологическую готовность, повышенное внимание и более тщательную подготовку к урокам

Просмотр содержимого документа
«Обучение дети с ОВЗ на уроках истории в массовой школе.»

Особенности обучения современного ребенка должны учитывать то, что современный мир не стоит на месте, постоянно развивается с все большей скоростью. Количество информации, внедрение информационных технологий, глобализация процессов познания мира, в которую активно вмешивает Интернет, социальные сети растет в геометрической прогрессии.

Поэтому сейчас иногда можно услышать мнение, что – «Знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции!». И тогда на первый план выходит понимание, что результаты обучения должны быть не в виде конкретных знаний, выдаваемых педагогом решений и путей, а как умение учиться и находить информацию для формирование собственных установок и мнений по различным вопросам, в том числе при изучении школьных предметов.

В такой ситуации педагог общеобразовательной школы становится не просто транслятором, который занимается простой передачей знаний, умений и навыков, НО ДОЛЖЕН НАУЧИТСЯ РАЗВИВАТЬ в ученике умения самостоятельно ставить учебные цели, искать пути их реализации, осмыслять и оценивать свои достижения, другими словами – НУЖНО НАУЧИТЬ УЧЕНИКА УЧИТЬСЯ.

Традиционное школьное образование имеет целью продемонстировать систему знаний, которые являются основой наук. Память обучающихся формировалась с помощью заучивания многочисленных фактов, имен, понятий. Возможно это и помогает обучающимся российских школ по уровню фактических знаний обгонять ребят из других стран. При этом согласно различным международным исследованиям, в которых в том числе принимала участие и наша школа, результаты мыслительной деятельности, связанной с выполнением заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, которые представлены в нетрадиционной форме, при которых требуется провести интерпретацию данных, сгенерировать вывод или указать последствия события.

Поэтому для нас самым важным становиться вопрос – Как помочь ребятам преодолеть отставание в такой деятельности? Каким образом фактические знания теории реализовать обучающимся в практическом использовании?

«Тяжело в обучении – легко в применении!» - фраза, которая помогает педагогам в работе с детьми варианта нормы. А что же с обучающимися с ОВЗ? Сегодня инклюзивное образование позволяет обучающимся, которые имеют различные отклонения в развитии, посещать массовую школу. Однако, количество программ, УМК для работы с такими детьми в рамках уроков истории и обществознания ничтожно мало. Безусловно, оказывает влияние и психологическая составляющая учебного процесса – работа обучающиеся с ОВЗ требуют проявлять колоссальное терпение, иметь психологическую готовность, повышенное внимание и более тщательную подготовку к урокам.

Как спланировать и провести урок современного типа, который может учесть нахождение одновременно в классе обучающихся с разным уровнем мыслительных процессов? Каким образом включить всех учеников в процесс урока? И здесь нам приходит на помощь тщательное планирование урока, нацеленного на планируемый результат.

Уроки истории и обществознания имеют для детей с ОВЗ важное значение потому что основными направлениями деятельности педагога становятся:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к прошлому и настоящему Отечества; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения и мотивации к учению: интереса к познанию, приобретению новых знаний и умений, любознательности, готовности и способности обучающихся к саморазвитию (целенаправленной познавательной деятельности, умению планировать желаемый результат, осуществлять самоконтроль в процессе познания, сопоставлять полученный результат с запланированным), определения собственных профессиональных предпочтений с учетом ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, основываясь на уважительном отношении к труду и опыте участия в социально значимом труде;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, религии, традициям, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем: овладение умениями понимать вербальное и невербальное поведение партнеров по общению, умениями строить межличностные взаимодействия на основе эмпатии, использовать паралингвистические и лингвистические средства межличностного взаимодействия.


Для того, чтобы дети с ОВЗ активно включались в работу на уроке, нужно ставить перед ними посильные задачи. Ситуация успеха стимулирует их познавательную активность, повышает самооценку. Для таких ребят нужны задания следующей направленности: коррекционно-развивающие; проблемные, игровые; информационно-коммуникативные. На одном уроке можно применять весь комплекс перечисленных технологий деятельностного типа или использовать только одно из этих направлений.

Самыми эффективными для восприятия информации учащихся с ОВЗ на уроке становятся методы, при которых весь: новый учебный материал разделен на смысловые небольшие фрагменты и представлен в наглядной форме. Для проверки понимания следует при этом использовать некоторое количество тренировочных упражнений для закрепления, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Планируя урок в смешанных классах , я стараюсь учитывать особенности психофизического развития детей категории ОВЗ, их индивидуальные возможности, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Провожу уроки таким образом, чтобы в ходе обучения ребята не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психофизического развития.

В начале урока на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как проведение аналогий современного мира и истории давно прошедших лет. Например, на уроке, связанном с усилением роли монгольской империи в период XII – XIII веков, представляю ребятам на первых слайдах презентации современную юрту монголов, у которых части висит портрет Чингисхана как личности особенно почитаемой и известной. Для актуализации уже имеющихся знаний по данной проблеме, применяется такой наглядный пример, как «берём с собой» лента времени, опорные картинки, иллюстрации к историческим событиям. Опора на наглядный материал помогает припомнить пройденный материал учащимся с низким уровнем развития памяти.

Когда класс делится на группы для работы с кейсами, для обучающихся с ОВЗ формулирую определенные проблемные задания и рекомендую участникам обратить внимание на тех, кто может с ними справиться. Например, с целью развития поисковой деятельности учащихся использую следующие коррекционные задания: соотнеси дату и событие, найди лишнее; заполни пропуски словами, датами из представленного списка, расположи в хронологической последовательности (исторические события даны непоследовательно).

Для актуализации процессов мыслительной деятельности предлагаю коррекционные упражнения:

  1. Найти главное – дается ряд слов из которых одно является объединяющим. Обучающиеся заслушивают эти слова в течение некоторого времени, а затем записывают главное слово. Например: инквизиция, аутодафе, римский папа, монашеские ордена, католическая церковь.

  2. «Перечень заглавий к тексту». Берется небольшой рассказ или сообщение на историческую тему. К нему надо подобрать как можно больше заголовков, отражающих его содержание.

  3. «Выявление общих понятий»: дано обобщающее слово и к нему еще 3 слова. Выбрать из этих трех слов одно, которое больше всего подходит к обобщающему и подчеркнуть его. Например, ярлык (пайза, указ, территория), таможня (город, ремесло, граница),христианство (объединение, религия, схема).

  4. «Упражнения в анализе и синтезе». Тест «Анаграмма». По данной анаграмме найти исходное слово.

ТИБАБ – БИТВА

РЬАЦ – ЦАРЬ

ХАНОМ – МОНАХ

НЬАД – ДАНЬ

КАКСАБ – БАСКАК

  1. Для развития активного словаря учеников использую метод словесной ассоциации по схемам: в ответ на слово учителя необходимо в качестве ответа использовать только прилагательные (битва – жестокая, иго – ордынское, побоище – Ледовое, князь – Великий, летопись – древняя…) или только глаголы (царь – приказывает, полководец – командует, ученый – изобретает...).

  2. Очень любят ребята с ОВЗ игру «Хорошо – плохо». Эта игра, направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование представлений о том, как устроено противоречие. Учащиеся ищут в заданной ситуации плюсы – кому выгодно данное событие и минусы – кому данное событие было не выгодно.

Проверка знаний – этап который требует повышенного внимания и учета особенностей. Обучающиеся с ОВЗ очень часто не уверены в себе или уверены в том, что у них ничего не получится. Большой объём информации в учебнике, который нужно прочитать и усвоить, пугает их.

На одном из уроков я проводила исследование, результаты которого представлены в сводной таблице. Так вот, сформулировать подобную тему как раз не были уверены, что смогут 4 обучающихся с ОВЗ на начало урока и 2 – на окончание.

Сводная таблица

п/п

Понравился вам сегодняшний урок?

Нравятся ли вам уроки истории?

Сможете ли вы самостоятельно сформулировать подобную тему урока?

до

после

до

после

до

после

ДА

25

28

21

27

20

24

НЕТ

3

0

7

1

8

4


Одна из проблем в обучении для ребят с особенностями развития – они очень медленно пишут или не могут писать вообще. Для решения такой задачи очень удобен метод исторических диктантов.

Например, исторический диктант «Русь и Византия» для учеников 6 класса. В тетради записывается только два слова «Русь» и «Византия», на слайдах представлены различные факты, имена, названия, связанные с одним понятий. Все они пронумерованы. Обучающийся просто ставит цифру напротив варианта, который считает верным, которому принадлежит данный факт, событие или имя. Данное задание позволяет тем детям, которые быстро утомляются при письме, писать немного, поскольку нужно ставить только цифры. Главное для ребенка здесь – внимательно прочитать или прослушать инструкцию.

Выполняемые задания проверяются учениками друг у друга, или сами у себя. Рецензия на ответ товарища способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.

Никакие особенности психики и здоровья не могут остановить внедрение в нашу жизни информационных технологий, дети сегодня лучше взрослых умеют использовать компьютер, Интернет, но им стоит показать, что может дать для развития все то, что они умеют. Информационно-технологическое поле для учеников должно стать не только местом получения информации, но стать местом, с которым ребенок сможет самостоятельно и эффективно работать.

Это стало ещё одной актуальной проблемой обучения в современной школе. Поэтому, при изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся: давать опережающие задания, например, подготовить сообщение, доклад, составить презентацию к уроку, используя материалы интернета. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

Привлечение учащихся с ОВЗ в ходе урока к помощи в прочтении, пролистывании мультимедийной презентации способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.

Современная техника в нашей школе позволяет показывать видеоуроки по истории и обществознанию на различные темы, показывать видеосюжеты, отрывки из учебных и художественных фильмов.

Во избежание усталости обучающихся следует чередовать различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся. Необходимо организовывать выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. Все это очень важно для ребят с особенностями здоровья.