МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ООО «Инфоурок»
проект
Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов
по направлению подготовки
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
слушателя
курса профессиональной переподготовки
Колесниковой Елены Викторовны
План проекта
1. Определить методику объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.
2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.
3. Привести несколько примеров применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.
Фонетика — отрасль языкознания, которая изучает звуковую сторону языка, а именно звуки и их поведение в речевом потоке, а также такие явления как слог, его структуру, особенности слогообразования и слогоделения, акцентную структуру слов, степени словесного ударения, тенденции, регулирующие размещение ударения в многосложных словах, акустическую природу словесного ударения, интонацию, ее компоненты, функции и акустические корреляты.
Залогом успеха в овладении навыками устной английской речи является грамотное произношение английских звуков, которое формируется за счет правильного положения губ и языка, участвующих в процессе артикуляции. «С позиций практической методики и методики обучения произношению важны такие принципы, как сознательность, коммуникативный характер обучения, системность в изучении языкового и речевого материала, рациональный учет родного языка учащихся, учет индивидуально-психологических особенностей обучаемых, ситуативно-тематическое представление материала».
Фонетические особенности английского языка.
Органы речи устроены у всех народов одинаково. Однако в каждом языке есть свои особенности в звуковом строе, свои способы произношения звуков и фраз. Каждый язык характеризуется определённым укладом органов речи и имеет свои особенности в интонации предложения. Это же относится и к английскому произношению.
В отличие от русского языка звонкие согласные в английском языке в конце слов и перед глухими согласными не оглушаются. Звонкость - глухость в английском языке являются смыслоразличительной чертой, т.е. отличает одно слово от другого. Глухие согласные в конце слов произносятся очень энергично. Звонкие же согласные произносятся менее энергично, особенно в конце слов. Большинство английских смычных и смычно-щелевых согласных [ t ], [ d ], [ n ], [ l ], [ s ], [ z ], [ tʃ ], [ dʒ ] образуются при соприкосновении кончика языка с альвеолами. В английском произношении чётко различают напряжённую и протяжную артикуляцию одних гласных звуков и ненапряжённое и краткое произнесение других. В английском языке есть долгие звуки, которые произносятся напряжённо и протяжно, в то время как краткие гласные - ненапряжённо и кратко. Долгота - краткость отличают одно слово от другого. В английском произношении согласные не смягчаются. В английском языке существуют дифтонги (ди - два, фтонг - звук), которые являются неделимыми звуками. Первая часть дифтонга "ядро" произносится довольно чётко, вторая часть представляет собой скольжение в направлении звуков [ i ], [ ə ] или [ ʊ ]. Произношение большинства английских гласных звуков осуществляется с плоским укладом губ, т.е. углы губ слегка оттянуты в стороны, а губы не округляются и не выпячиваются. И, наконец, в английском языке существуют звуки, которых в русском языке нет: межзубные звуки [ ð ], [ θ ], губно-губной звук [ w ], носовой звук [ ŋ ], звук [ r ], звук [ ɜ: ], при котором используется уклад языка не характерный для русского языка.
В английском языке артикуляция, т.е. произнесение гласных, почти не поддаётся влиянию согласных. Гласный звук является ведущим в артикуляции. В связи с этим рекомендуется при постановке английского произношения сочетать с гласным звуком как можно больше различных согласных звуков.
2.В методике известны два основных подхода при обучении фонетики английского языка. Современные методы обучения построены на сочетании этих двух методов. Первый традиционный подход – артикуляционный.
Он был разработан И.А. Грузинской и К.М. Колосовым для обучения русскоговорящих английскому языку, основные положения которого используются и при обучении другим языкам. Согласно этому методу существуют три основные группы фонем: совпадающие в обоих языках, несовпадающие и частично совпадающие.
Самыми трудными для усвоения являются две последние группы, причем частично совпадающие являются для усвоения наиболее трудными. Освоить их артикуляцию является достаточно сложной задачей в силу того, что услышать разницу в их произношении для нетренированного уха является достаточно сложной задачей. Это относится и к согласным и к гласным звукам.
Помимо долготы и краткости, при работе с английскими звуками необходимо обратить внимание на дифтонги. Очень сложно на начальных этапах обучения английскому языку услышать разницу между гласным звуком и производным от него дифтонгом.
Таким образом, основные положения артикулярного метода при обучении английскому языку сводятся к следующему:
- Необходим вводный фонетический курс для правильной постановки звуков.
- Каждый звук необходимо тщательно отработать в отдельности.
- Необходимо изучить работу органов артикуляции для обеспечения чистоты произношения каждого звука.
- Формирование произносительных и слуховых навыков необходимо производить раздельно.
Второй подход – акустический или имитативный.
В данном случае акцент делается не на усвоении артикуляции, а на восприятии речи на слух, ее имитации. Усвоение речи идет в речевом потоке, в основе лежит повторении и имитация речевых структур. Этот метод очень хорош и оправдан в условиях необходимости быстро изучить иностранный язык, погрузиться в разговорную среду и выжить в стране изучаемого языка. Этот подход в чистом виде не очень хорош для общеобразовательной школы, так как не все дети обладают от природы хорошим фонетическим слухом. Достаточно просто объяснить или показать, чтобы исправить ошибку у тех детей, которые совершили ее из-за неразвитого речевого слуха. Поэтому наиболее эффективным сегодня при обучении английскому языку в школах является подход, основанный на сочетании обоих рассмотренных выше подходов, а именно, дифференцированный подход или аналитико-имитационный.
Здесь, как в аккустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию аутентичной речи. Это дополняется объяснением способов артикуляции звуков, однако в отличие от артикуляторного подхода это происходит без использования специальных терминов, болеее доступным и понятным способом. Данный метод характерен для большинства школ и других учебных заведений.
3.Эффективным средством усвоения фонетического материала является заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, диалогов, отрывков из прозы. Фонетический аспект обучения детей английской речи является сложным для усвоения младшими школьниками. Каким образом объяснить учащимся артикуляцию английских звуков? Как сделать процесс обучения интересным и максимально приближенным к реальному общению? Как с самого раннего возраста научить детей правильному произношению? Практика показала, что дети отлично имитируют речь преподавателя, поэтому учителя изолированно отрабатывали те звуки английского языка, аналогий которым нет в русском языке. Скороговорки, стихотворения, диалоги, песни – это благодатный материал, используемый в обучении. Его можно использовать во всех классах, обучая искусству иносказания, иллюстрируя свою мысль. Их использование в практике преподавания английского языка, несомненно, будет способствовать лучшему овладению этим предметом, расширяя знания о языке, лексический запас и особенности его функционирования.
Формирование навыков произношения с первых уроков должно идти в условиях реального общения или как можно точнее имитировать эти условия. Другими словами, учащиеся должны «не готовиться к речи, как предусмотрено устными вводными курсами, а начинать обучение сразу». Создать реальную обстановку на уроке, ввести элемент игры в процесс овладения звуковой стороной иноязычной речи помогут рифмовки. Кроме того, они (рифмовки) прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами и ритмикой.
Игровые упражнения, включенные в процесс обучения, не только повышают интерес к предмету, но и способствуют более прочному усвоению изучаемого материала, а также являются необходимой психологической разгрузкой. Игры на иностранном языке увлекают как младших, так и старших школьников, вносят элементы занимательности. Пользу физического действия для усвоения языкового материала заметили уже давно, поэтому существует такое огромное количество ''пальчиковых игр'' у англичан и американцев. Но в России они пока не нашли столь широкого использования и применяются в основном в работе с детьми, имеющими дефекты речи или какие-либо психические отклонения. Существует большое количество игровых упражнений на развитие навыков звукопроизношения. Фонетические упражнения могут отрабатываться как индивидуально, так и в командной форме, либо по парам.
Фонетические игры в начальной школе
Задания в игровой форме также наиболее эффективны для отработки навыков говорения у учеников начальной школы. Подходят для освоения и запоминания лексики, а также правил английского произношения.
«Выбери транскрипцию»
Ученикам раздаются карточки со словами. Задача детей подымать карточки в соответствующей транскрипцией. Либо наоборот. У ребят карточки с транскрипцией, которые они подымают, когда учитель показывает то, или иное слово.
«Придумай рифму»
Преподаватель называет слово, дети называют рифму по цепочке. Кто не справляется, тот выбывает. Также можно предложить придумать стихотворение из предложенных педагогом слов.
«Определи интонацию»
Класс делиться на 2 группы. На доске записываются предложения. Участники должны по очереди выходить к доске и расставлять логические ударения. Выигрывает та команда, которая справится с заданием с наименьшим количеством ошибок.
«Соедини подходящее»
Это упражнение не только на знание транскрипций, но и на владение лексики (можно по определенной теме). Детям раздаются карточки, где перепутана слова, транскрипция и перевод. Выигрывает тот, кто быстрее всех справится. Далее проводится проверка.
Игры для старшеклассников и взрослых
Фонетические игры на английском языке также актуальны и для учащихся, которые давно изучают этот иностранный язык. Однако сейчас они уже будут иметь немного другую направленность.
Для начала рассмотрим материал, на котором они могут быть построены.
Скороговорки
Скороговорки хорошо тренируют быструю речь и способствуют запоминанию иностранных звуков.
Вариации:
Лёгкие: Can you can a can as a canner can can a can? Give papa a cup of proper coffee in a copper coffee cup.
Средне-сложные: She sells seashells by the seashore. Frivolously fanciful Fannie fried fresh fish furiously.
Сложные: Which witch switched the Swiss wristwatches? She saw Sharif's shoes on the sofa. But was she so sure those were Sharif's shoes she saw?
Стихотворения
Чтение стихотворений направлено на формирование навыков говорения.
Примеры:
Звук [æ]
The fat black cat ran after the black rat,
But the fat black rat ran away from the fat black cat.
Звуки [t], [w]
Twinkle, twinkle, little star,
How I wonder what you are.
Up above the world so high Like a diamond in the sky.
Звук [p]
Peter Piper picked a peck of pickled pepper.
A peck of pickled pepper Peter Piper picked.
If Peter Piper picked a peck of pickled pepper,
Where’s the peck of pickled pepper Peter piper picked.
Игры и задания
«Кто быстрее»
Даётся стихотворение. Задача учащихся прочитать не только быстро, но и правильно выдержать специфический темп, ритм, интонацию, логические паузы и ударения, которые присущи английской фонетике. Выигрывает тот, кто справится с заданием наиболее чётко и без ошибок.
«Заполни пропуски»
Учитель слушают небольшое стихотворение/считалочку/скороговорку/отрывок из песни несколько раз. Сложные и неизвестные слова записываются на доске. Задача участников запомнить и заполнить пропуски в карточках, которые им раздадут.
«Запомни текст»
Задание по типу аудирования*. Учащимся читается текст, который они слушают несколько раз. Далее воспроизводят его по памяти. Лучше, если учащиеся изначально запишут, что получилось, а потом зачитают. Это задание хорошо тренирует память.
* Аудирование – это тест на восприятия иностранной речи на слух; является одним из способов проверки полученных знаний. Может выполняться как в виде заданий, так и в виде пересказа, устного (с опорой) или письменного.
Список интернет-источников:
1.Английское произношение. Произношение английских слов, букв, звуков. (native-english.ru)
2.Методы и приемы обучения фонетике с учетом возрастных особенностей обучающихся | Английский язык | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК (1urok.ru)
3.«Формирование фонетических навыков при изучении английского языка на начальном этапе обучения у младших школьников» (xn--j1ahfl.xn--p1ai)
4.Фонетические игры на уроках английского языка (tefl-tesol-certificate.com)