СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение глухих обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение глухих обучающихся.»

Обучение глухих учащихся планированию предметной деятельности Профессор Е.Г.Речицкая

Обучение глухих учащихся планированию предметной деятельности

Профессор Е.Г.Речицкая

Значение обучения планированию Способность планировать деятельность для достижения поставленной цели имеет исключительно важное значение в жизни и деятельности людей. Отечественные психологи рассматривают планирование деятельности как средство активизации учебной деятельности, повышения самостоятельности детей. Так, Л.В.Занков подчёркивает :« Планирование школьниками изготовления объекта, осмысление ими необходимых рабочих операций может способствовать осознанию самого процесса учения ». В связи с новыми задачами, поставленными перед школьниками, необходимость специальной работы по обучению планированию получает всё большее признание.

Значение обучения планированию

Способность планировать деятельность для достижения поставленной цели имеет исключительно важное значение в жизни и деятельности людей.

Отечественные психологи рассматривают планирование деятельности как средство активизации учебной деятельности, повышения самостоятельности детей. Так, Л.В.Занков подчёркивает :« Планирование школьниками изготовления объекта, осмысление ими необходимых рабочих операций может способствовать осознанию самого процесса учения ». В связи с новыми задачами, поставленными перед школьниками, необходимость специальной работы по обучению планированию получает всё большее признание.

Значение обучения планированию Более активно данные вопросы обсуждаются применительно к трудовому обучению. Это можно объяснить тем, что в трудовом обучении проблема планирования сильнее объективируется, так как в практической работе ребёнок имеет возможность видеть на деле результаты своей мыслительной деятельности, проверять правильность результатов с поставленной целью и условиями работы. Понимание цели практической работы способствует сознательному отношению к её планированию.

Значение обучения планированию

Более активно данные вопросы обсуждаются применительно к трудовому обучению. Это можно объяснить тем, что в трудовом обучении проблема планирования сильнее объективируется, так как в практической работе ребёнок имеет возможность видеть на деле результаты своей мыслительной деятельности, проверять правильность результатов с поставленной целью и условиями работы.

Понимание цели практической работы способствует сознательному отношению к её планированию.

Обучение планированию В ныне действующих программах обучение планированию рассматривается как общая задача всего процесса обучения. Начинается эта работа в связи с предметно-практической деятельностью школьников. Логика самой предметной деятельности помогает составлять план предстоящей работы. В практической работе над изделием школьники убеждаются в том , что результат работы тем лучше, чем вернее определена последовательность отдельных операций , чем точнее составлен план . Постепенно дети осознают значение плана и к его составлению относятся вполне сознательно.

Обучение планированию

В ныне действующих программах обучение планированию рассматривается как общая задача всего процесса обучения. Начинается эта работа в связи с предметно-практической деятельностью школьников.

Логика самой предметной деятельности помогает составлять план предстоящей работы. В практической работе над изделием школьники убеждаются в том , что результат работы тем лучше, чем вернее определена последовательность отдельных операций , чем точнее составлен план . Постепенно дети осознают значение плана и к его составлению относятся вполне сознательно.

Обучение планированию Обучение планированию в каждом классе складывается из работы по нескольким взаимосвязанным направлениям:  1)Обучение выполнению и составлению поручений. 2)Обучение составлению плана предстоящей деятельности. 3)Определение материалов и инструментов, необходимых для работы. 4)Отчёт о деятельности. Рассмотрим эти направления.

Обучение планированию

Обучение планированию в каждом классе складывается из работы по нескольким взаимосвязанным направлениям:

1)Обучение выполнению и

составлению поручений.

2)Обучение составлению

плана предстоящей

деятельности.

3)Определение материалов и

инструментов, необходимых

для работы.

4)Отчёт о деятельности.

Рассмотрим эти направления.

Обучение выполнению и составлению поручений. Этому уделяется много времени, начиная с нулевого по четвёртый класс. Эта работа способствует речевому развитию глухих школьников, формированию внимания, воспитывает навыки четкой и последовательной работы, подготавливает к планированию предстоящей деятельности. Инструкции сообщаются детям в устной, устно-дактильной или письменной форме. Необходимо использовать разные формы сообщения заданий. На начальном этапе учитель даёт классу поочерёдно инструкции к работе. Только после выполнения и отчета по первой инструкции даётся вторая. После приобретения первоначального навыка в подобной работе предлагается другой путь сообщения инструкций. Учитель даёт ученикам сразу несколько заданий, записанных на доске или на отдельных листочках для каждого ученика.

Обучение выполнению и составлению поручений.

Этому уделяется много времени, начиная с нулевого по четвёртый класс. Эта работа способствует речевому развитию глухих школьников, формированию внимания, воспитывает навыки четкой и последовательной работы, подготавливает к планированию предстоящей деятельности. Инструкции сообщаются детям в устной, устно-дактильной или письменной форме. Необходимо использовать разные формы сообщения заданий.

На начальном этапе учитель даёт классу

поочерёдно инструкции к работе.

Только после выполнения и отчета по первой

инструкции даётся вторая.

После приобретения первоначального навыка

в подобной работе предлагается другой путь

сообщения инструкций. Учитель даёт

ученикам сразу несколько заданий,

записанных на доске или на отдельных

листочках для каждого ученика.

Обучение выполнению и составлению поручений. На следующих уроках , выполняя роль маленького учителя, ученик даёт аналогичные задания своим товарищам (обведи, нарисуй, наклей). Начиная с первого класса инструкции становятся более сложными по содержанию и речевому оформлению.  Работа по обучению детей самостоятельно составлять несложные поручения и с ними обращаться к товарищам начинается с 0 класса.

Обучение выполнению и составлению поручений.

На следующих уроках , выполняя роль маленького учителя, ученик даёт аналогичные задания своим товарищам (обведи, нарисуй, наклей).

Начиная с первого класса инструкции становятся более сложными по содержанию и речевому оформлению.

Работа по обучению детей самостоятельно составлять несложные поручения и с ними обращаться к товарищам начинается с 0 класса.

Обучение выполнению и составлению поручений. В обучении умению давать поручения соблюдается определённая последовательность. В этих целях используются такие приёмы: восстановление учащимся нужной последовательности в поручениях, составленных учителем и данными вразброс; дополнение инструкций недостающими словами ; составление поручений по опорным словам; самостоятельное составление инструкций . Такая последовательность обеспечивает постепенное нарастание трудностей в составлении заданий. При обучении самостоятельному составлению поручений большое внимание уделяется разнообразию форм деятельности детей: в одном случае с классом работает маленький учитель, в других - учащиеся делятся на группы или бригады; в третьих - учащиеся работают парами, в которых один человек даёт задания и второй выполняет их. Указанные формы организации дают возможность сделать составление поручений в глазах детей обоснованными, необходимыми повысить их речевую активность и способствовать развитию их разговорной речи.

Обучение выполнению и составлению поручений.

В обучении умению давать поручения соблюдается определённая последовательность. В этих целях используются такие приёмы:

  • восстановление учащимся нужной последовательности в поручениях, составленных учителем и данными вразброс;
  • дополнение инструкций недостающими словами ;
  • составление поручений по опорным словам;
  • самостоятельное составление инструкций .

Такая последовательность обеспечивает постепенное нарастание трудностей в составлении заданий.

При обучении самостоятельному составлению поручений большое внимание уделяется разнообразию форм деятельности детей: в одном случае с классом работает маленький учитель, в других - учащиеся делятся на группы или бригады; в третьих - учащиеся работают парами, в которых один человек даёт задания и второй выполняет их. Указанные формы организации дают возможность сделать составление поручений в глазах детей обоснованными, необходимыми повысить их речевую активность и способствовать развитию их разговорной речи.

При обучении выполнению и составлению поручений используются разные виды работ. 1. Выполнение поручений данных учителем ( «маленьким учителем», бригадиром, ведущим в паре ). После рассмотрения образца учитель даёт инструкции . — Вырежи большой квадрат, согни по линиям 2 раза. Расправь квадрат. (

При обучении выполнению и составлению поручений используются разные виды работ.

1. Выполнение поручений данных учителем ( «маленьким учителем», бригадиром, ведущим в паре ). После рассмотрения образца учитель даёт инструкции . — Вырежи большой квадрат, согни по линиям 2 раза. Расправь квадрат. ("Корзиночка", 2 класс)

2. Восстановление нарушенной последовательности в поручениях . Учитель знакомит детей с образцом работы и письменными поручениями, записанными вразброс:

  • Положи белые кнопки вокруг.
  • Отбери нужные кнопки.
  • Положи красную кнопку посередине.

Учащиеся определяют нужную последовательность и выполняют поручения.

3. Составление поручений "маленьким учителем" на основе демонстрации действий за экраном.

При обучении выполнению и составлению поручений используются разные виды работ. 4. Загадка-поручение. На доске записывается ряд инструкций , выполняя которые дети постепенно угадывают , какой предмет они изготавливают. Возьми коричневый пластилин. Слепи большое овальное туловище. Слепи круглую голову поменьше. Прилепи небольшие уши. Слепи 4 толстые лапы. Прилепи лапы к туловищу.  Кто это? (Мишка,1кл.)

При обучении выполнению и составлению поручений используются разные виды работ.

4. Загадка-поручение.

На доске записывается ряд инструкций , выполняя которые дети постепенно угадывают , какой предмет они изготавливают.

  • Возьми коричневый пластилин.
  • Слепи большое овальное туловище.
  • Слепи круглую голову поменьше.
  • Прилепи небольшие уши.
  • Слепи 4 толстые лапы.
  • Прилепи лапы к туловищу.
  • Кто это? (Мишка,1кл.)
При обучении выполнению и составлению поручений используются разные виды работ. 5. Поручение по рассказу.  Учитель предлагает детям рассказ, в котором описывается последовательность кем-то выполненных операций. Прочитав рассказ дети начинают действовать. Изготовление объектов организуется «маленьким учителем», парами, бригадирами, которые составляют поручения (с 1 класса). 6.Поручения по отчёту . Учитель сообщает, что предстоящую работу выполнили товарищи из параллельного класса. Учащимся предлагается по данному образцу составить поручения. Для того, чтобы составление поручений было мотивированным, рассказы, отчёты даются не всем школьникам, а лишь тем, кто организует деятельность товарищей. 7. Пример рассказа:

При обучении выполнению и составлению поручений используются разные виды работ.

5. Поручение по рассказу.

Учитель предлагает детям рассказ, в котором описывается последовательность кем-то выполненных операций. Прочитав рассказ дети начинают действовать.

Изготовление объектов организуется «маленьким учителем», парами, бригадирами, которые составляют поручения (с 1 класса).

6.Поручения по отчёту .

Учитель сообщает, что предстоящую работу выполнили товарищи из параллельного класса. Учащимся предлагается по данному образцу составить поручения.

Для того, чтобы составление поручений было мотивированным, рассказы, отчёты даются не всем школьникам, а лишь тем, кто организует деятельность товарищей. 7. Пример рассказа:

"Мальчик взял две арки и поставил рядом. Сверху он положил брусок. Получился стол. ("Стол" 1 класс)

Поручения: Возьми 2 арки и поставь рядом. Возьми большой брусок и положи сверху.

Обучение планированию операций При обучении планированию предметной деятельности школьники должны уметь составлять следующие виды планов разной степени обобщённости: Простые пооперационные планы. Краткие планы (поэтапные). Сложные планы.

Обучение планированию операций

При обучении планированию предметной деятельности школьники должны уметь составлять следующие виды планов разной степени обобщённости:

  • Простые пооперационные планы.
  • Краткие планы (поэтапные).
  • Сложные планы.
Пооперационный план Простой пооперационный план - наиболее лёгкий, каждый пункт которого предполагает выполнение одного действия. Л.В.Занков отмечает: « Наличие короткого планирования в процессе деятельности имеет важное значение как подготовительный этап к перспективному планированию ».

Пооперационный план

Простой пооперационный план - наиболее лёгкий, каждый пункт которого предполагает выполнение одного действия.

Л.В.Занков отмечает: « Наличие короткого планирования в процессе деятельности имеет важное значение как подготовительный этап к перспективному планированию ».

Пооперационный план Такая работа заключается в следующем: При коллективной работе класса намечается лишь одна операция по изготовлению предмета, которая немедленно выполняется детьми, после чего определяется вторая и следует её выполнение. Обучение составлению плана начинается со второй четверти I класса, к этому времени школьники имеют определённый опыт в выполнении работы, умеют отчитаться о выполненной работе, имеют практику в составлении поручений. При формулировании пунктов плана употребляется глагол в неопределённой форме (нарисовать туловище, лапы). Обучение составлению плана происходит при самостоятельной и коллективной работе учащихся. Для составления плана первоначально отбираются предметы, для изготовления которых необходимо совершить 3-4 операции с чётко выраженной последовательностью.

Пооперационный план

Такая работа заключается в следующем: При коллективной работе класса намечается лишь одна операция по изготовлению предмета, которая немедленно выполняется детьми, после чего определяется вторая и следует её выполнение.

Обучение составлению плана начинается со второй четверти I класса, к этому времени школьники имеют определённый опыт в выполнении работы, умеют отчитаться о выполненной работе, имеют практику в составлении поручений.

При формулировании пунктов плана употребляется глагол в неопределённой форме (нарисовать туловище, лапы).

Обучение составлению плана происходит при самостоятельной и коллективной работе учащихся.

Для составления плана первоначально отбираются предметы, для изготовления которых необходимо совершить 3-4 операции с чётко выраженной последовательностью.

Пооперационный план Эту работу можно начать с изготовления аппликации (1 кл., 3 четв.)

Пооперационный план

Эту работу можно начать с изготовления аппликации (1 кл., 3 четв.) "Аквариум" .

Экспериментальные данные (Т.С.Зыкова) подтверждают: планирование изготовления аппликации является более лёгким для учащихся.

К методическим приёмам, формирующим умение самостоятельно составлять план, следует отнести следующие пункты плана:

  • Учитель пишет на доске пункты плана в произвольной последовательности. Ученикам предлагается установить нужную последовательность изготовления, глядя на образец.
  • Учитель пишет на доске слово "план" и количество пунктов.
  • Уточнение плана.
  • Дополнение плана.
Пооперационный план Глухих детей нужно специально учить обсуждать предложения товарищей, высказывать своё мнение, обосновывать его. Учитель даёт детям образцы высказываний, поощряя их за использование в общении отрабатываемых типов высказываний. Детей нужно учить не только составлять план, но и пользоваться им. Учитель должен обращать внимание на определённую последовательность операций и необходимость её придерживаться. Для этого учитель приучает школьников определять, что уже сделано, а что ещё нужно сделать. Получив первоначальный опыт в составлении пооперационного плана, переходят к составлению более сложных планов.

Пооперационный план

Глухих детей нужно специально учить обсуждать предложения товарищей, высказывать своё мнение, обосновывать его.

Учитель даёт детям образцы высказываний, поощряя их за использование в общении отрабатываемых типов высказываний.

Детей нужно учить не только составлять план, но и пользоваться им.

Учитель должен обращать внимание на определённую последовательность операций и необходимость её придерживаться.

Для этого учитель приучает школьников определять, что уже сделано, а что ещё нужно сделать. Получив первоначальный опыт в составлении пооперационного плана, переходят к составлению более сложных планов.

Поэтапный краткий план Первоначально такие планы могут составляться при поделке макетов «наша школа», аппликации «лето в лесу» и др. объектов, состоящих из нескольких частей.

Поэтапный краткий план

Первоначально такие планы могут составляться при поделке макетов «наша школа», аппликации «лето в лесу» и др. объектов, состоящих из нескольких частей.

Поэтапный краткий план Так, например, при изготовлении скамейки из конструктора требуется большое количество необходимых операций, предусматривающих одно и то же действие - прикрепить (прикрепить планку к кубикам, прикрепить планку к планкам и т. д.). Здесь составление пооперационного плана оказывается неэффективным и может быть заменено кратким, в основу которого положено строение предмета: Сделать сиденье Сделать ножки Сделать спинку Собрать скамейку Обучение составлению кратких планов также начинается с коллективной работы во 2 классе, 1 четверти.

Поэтапный краткий план

Так, например, при изготовлении скамейки из конструктора требуется большое количество необходимых операций, предусматривающих одно и то же действие - прикрепить (прикрепить планку к кубикам, прикрепить планку к планкам и т. д.). Здесь составление пооперационного плана оказывается неэффективным и может быть заменено кратким, в основу которого положено строение предмета:

  • Сделать сиденье
  • Сделать ножки
  • Сделать спинку
  • Собрать скамейку

Обучение составлению кратких планов также начинается с коллективной работы во 2 классе, 1 четверти.

Поэтапный краткий план Дети вместе с учителем рассматривают образец изделия, выделяют части в нём, определяют главные части и составляют план работы. Таким образом, составление краткого плана приучает детей видеть части предмета, выбирать главное и второстепенное, воспитывает умение анализировать, обобщать. Дети учатся выбирать наиболее рациональный путь изготовления предметов. Для обучения школьников сознательному составлению плана можно предложить работать по-разному при выполнении одного и того же изделия, что позволяет находить рациональную последовательность работы.

Поэтапный краткий план

Дети вместе с учителем рассматривают образец изделия, выделяют части в нём, определяют главные части и составляют план работы.

Таким образом, составление краткого плана приучает детей видеть части предмета, выбирать главное и второстепенное, воспитывает умение анализировать, обобщать.

Дети учатся выбирать

наиболее рациональный путь

изготовления предметов.

Для обучения школьников сознательному

составлению плана можно предложить

работать по-разному при выполнении

одного и того же изделия, что позволяет

находить рациональную

последовательность работы.

Сложный план Составление краткого плана, его распространение подготавливает детей к составлению сложных планов. При изготовлении предметов по краткому плану нужно проводить работу по распространению отдельных пунктов краткого плана. Коллективно составляется впервые сложный план с помощью учителя в I четверти 3 класса, а с 3 четверти 3 класса - составляют самостоятельно. Работа начинается с коллективного планирования.

Сложный план

Составление краткого плана, его распространение подготавливает детей к составлению сложных планов. При изготовлении предметов по краткому плану нужно проводить работу по распространению отдельных пунктов краткого плана. Коллективно составляется впервые сложный план с помощью учителя в I четверти 3 класса, а с 3 четверти 3 класса - составляют самостоятельно. Работа начинается с коллективного планирования.

Сложный план

Усложнение работы состоит в следующем: если в 1,2 кл. планирование заключается в том, что учащиеся при рассмотрении образца или рисунка изделия в определенном порядке называли действия, необходимые для изготовления предмета, то в З классе должны составлять план на основе описания учителя и имеющихся представлений. Если в 1,2 кл. составляется индивидуальный план работы, то в 3,4 кл. составляется и коллективный план для бригады.

Овладению навыками планирования способствует использование разнообразных видов работы (начиная с 1 класса):

  • Составление плана на основе рассматриваемого образца, эскиза, рисунка. Учащиеся рассматривают образец и вместе планируют работу.
  • Составление плана с предварительным рассказом - с обсуждением. Учитель показывает образец, предлагает подумать, как его сделать. Ученики начинают рассуждать, используя слова «я думаю», «по-моему», «наверное». В процессе высказываний получается рассказ, который можно записать на доске. Рассказ можно сравнить с готовым планом, по которому другие дети выполняли работу. Затем составляют свой вариант плана.
  • Составление плана по образцу и отчету товарищей о проделанной работе. В этом случае детям вместо образца показывается отчет с описанием его изготовления. Ученики рассматривают образец, читают описание и коллективно составляют план будущей работы.
Сложный план Большее внимание должно уделяться и самостоятельной работе учащихся в планировании изготовления изделий. Формирование умения составлять план может происходить и при самостоятельном, и при коллективном планировании. Не все после анализа ответа сразу справляются с работой, но главное ребёнок 5 минут посидит с ручкой, подумает. Это имеет гораздо большее значение, чем постоянное подражание образцу учителя.

Сложный план

Большее внимание должно уделяться и самостоятельной работе учащихся в планировании изготовления изделий. Формирование умения составлять план может происходить и при самостоятельном, и при коллективном планировании.

Не все после анализа ответа сразу справляются с работой, но главное ребёнок 5 минут посидит

с ручкой, подумает.

Это имеет гораздо

большее значение,

чем постоянное

подражание образцу

учителя.

Сложный план Всё написанное проверяют при коллективной работе класса, находится лучший вариант. Что-то изменяется, добавляется, план записывается школьниками в тетрадь. Для того чтобы дети лучше поняли уточнение плана, серьёзнее отнеслись к его составлению, учитель может предложить детям делать предмет по своим планам. Как правило, дети быстро находят свои ошибки, исправляют их и сознательно определяют последовательность операций.

Сложный план

Всё написанное проверяют

при коллективной работе класса,

находится лучший вариант.

Что-то изменяется, добавляется,

план записывается школьниками

в тетрадь.

Для того чтобы дети лучше поняли уточнение плана, серьёзнее отнеслись к его составлению, учитель может предложить детям делать предмет по своим планам. Как правило, дети быстро находят свои ошибки, исправляют их и сознательно определяют последовательность операций.

Умение планировать На первых этапах следует приучить первоклассника действовать по алгоритмам, т.е. предписание в определённом порядке системы операций, ведущих к решению всех задач определённого типа. Младших школьников необходимо подводить к самостоятельному выполнению умственных действий: определять цель работы, выбирать необходимые приёмы её достижения, устанавливать их последовательность, уметь себя контролировать при выполнении работы в соответствии с намеченным планом.

Умение планировать

На первых этапах следует приучить первоклассника действовать по алгоритмам, т.е. предписание в определённом порядке системы операций, ведущих к решению всех задач определённого типа.

Младших школьников необходимо подводить к самостоятельному выполнению умственных действий:

  • определять цель работы,
  • выбирать необходимые приёмы её

достижения,

  • устанавливать их последовательность,
  • уметь себя контролировать при выполнении

работы в соответствии с намеченным

планом.

Умение планировать Примерный план работы в соответствии с намеченным планом по изготовлению изделий из бумаги выглядит так: Изучить модель, выделить её части. Подобрать нужный материал. Разметить детали. Вырезать детали. Собрать модель. Проверить её действие. Планирование любой работы должно служить руководством к действию. Поэтому следует приучать ребят рассуждать и работать по плану.

Умение планировать

Примерный план работы в соответствии с намеченным планом по изготовлению изделий из бумаги выглядит так:

  • Изучить модель, выделить её части.
  • Подобрать нужный материал.
  • Разметить детали.
  • Вырезать детали.
  • Собрать модель.
  • Проверить её действие.

Планирование любой работы должно служить руководством к действию. Поэтому следует приучать ребят рассуждать и работать по плану.

Умение планировать А в конце работы в обобщающей беседе подчёркивать последовательность предварительного обдумывания (всё сделали по порядку, ничего не пропустили, поэтому изделие получилось хорошим). Главное в обучении планированию - выработать у детей устойчивый алгоритм выполнения любого трудового задания: вначале продумать порядок работы, а потом начинать размечать, вырезать , клеить и т.д.

Умение планировать

А в конце работы в обобщающей беседе подчёркивать последовательность предварительного обдумывания (всё сделали по порядку, ничего не пропустили, поэтому изделие получилось хорошим). Главное в обучении планированию - выработать у детей устойчивый алгоритм выполнения любого трудового задания: вначале продумать порядок работы, а потом начинать размечать, вырезать , клеить и т.д.

Умение планировать При этом важно ориентироваться во времени, уметь определять, что можно быстро сделать, а на что уйдёт много времени. Учитель сам должен отводить нужное количество времени на выполнение каждого пункта плана. Можно использовать цветные кружочки: каждый кружочек обозначает определённое время. По мере истечения времени, за которое должен быть выполнен определённый пункт плана, кружочек убирается. Таким образом, дети видят, что они должны выполнить и сколько времени у них еще осталось. Учитель объясняет ученикам какой промежуток времени обозначает тот или иной кружок: зелёный - 10 мин., жёлтый - 5 мин., красный - 1 мин., т.д.

Умение планировать

При этом важно ориентироваться во времени, уметь определять, что можно быстро сделать, а на что уйдёт много времени. Учитель сам должен отводить нужное количество времени на выполнение каждого пункта плана. Можно использовать цветные кружочки:

каждый кружочек обозначает определённое время. По мере истечения времени, за которое должен быть выполнен определённый пункт плана, кружочек убирается. Таким образом, дети видят, что они должны выполнить и сколько времени у них еще осталось. Учитель объясняет ученикам какой промежуток времени обозначает тот или иной кружок: зелёный - 10 мин., жёлтый - 5 мин., красный - 1 мин., т.д.

Умение планировать Для лучшей ритмичности трудовых действий на уроке целесообразно использовать светофор. Учащиеся знают, для чего служит светофор. Его сигналы помогут в чёткой организации этапов и урока в целом: зажегся зелёный свет - всё приступают к работе; желтый - заканчивают; красный - все закончили. Итак, планирование - сложный мыслительный процесс, сущность которого в предварительном осознании содержания и последовательности умственной и практической деятельности, распределении их во времени для достижения поставленной цели.

Умение планировать

Для лучшей ритмичности трудовых

действий на уроке целесообразно

использовать светофор. Учащиеся

знают, для чего служит светофор.

Его сигналы помогут в чёткой

организации этапов и урока в целом:

зажегся зелёный свет - всё приступают

к работе; желтый - заканчивают;

красный - все закончили.

Итак, планирование - сложный мыслительный процесс, сущность которого в предварительном осознании содержания и последовательности умственной и практической деятельности, распределении их во времени для достижения поставленной цели.

Отчёт о работе Обучение на уроках предметно-практического обучения должно строиться так, чтобы отчёт, по словам Выготского, как бы подталкивал планирование. Так, прежде чем перейти к пооперационному плану, дети получают большую практику в описании своих совершенных действий, работая по поручениям учителя. Прежде чем переходят к составлению кратких планов, тренируются в кратком обобщённом рассказе о проделанной работе по подробному плану. А работая по краткому плану, дают подробный рассказ о деятельности по выполнению отдельных пунктов плана и тем самым подготавливаются к составлению сложных планов.

Отчёт о работе

Обучение на уроках предметно-практического обучения должно строиться так, чтобы отчёт, по словам Выготского, как бы подталкивал планирование.

Так, прежде чем перейти к пооперационному плану, дети получают большую практику в описании своих совершенных действий, работая по поручениям учителя. Прежде чем переходят к составлению кратких планов, тренируются в кратком обобщённом рассказе о проделанной работе по подробному плану. А работая по краткому плану, дают подробный рассказ о деятельности по выполнению отдельных пунктов плана и тем самым подготавливаются к составлению сложных планов.

Отчёт о работе При определении характера отчёта учитывается обстоятельство, отмеченное Занковым: « ...если будущая деятельность совершенно ясна учащемуся, и он способен дать полную и конкретную её программу, отчёт учащегося носит схематичный характер ». (Поэтому при составлении сложных планов, не нужно требовать подробных отчётов). Таким образом, обучение отчёту и плану находится в тесной взаимосвязи. Сроки введения различных видов отчётов предшествуют по времени планам подобного типа. В целом, планирование должно находиться в центре внимания учителя. Это подготовка к планированию речевой и мыслительной деятельности.

Отчёт о работе

При определении характера отчёта учитывается обстоятельство, отмеченное Занковым: « ...если будущая деятельность совершенно ясна учащемуся, и он способен дать полную и конкретную её программу, отчёт учащегося носит схематичный характер ». (Поэтому при составлении сложных планов, не нужно требовать подробных отчётов).

Таким образом, обучение отчёту и плану находится в тесной взаимосвязи. Сроки введения различных видов отчётов предшествуют по времени планам подобного типа. В целом, планирование должно находиться в центре внимания учителя. Это подготовка к планированию речевой и мыслительной деятельности.

Обучение планированию Речь констатирующая Речь планирующая Виды поручений Отчеты о деятельности Работа по поручениям, требующая выполнения одной операции Виды планов Пооперационный отчет Работа по обобщенным инструкциям Краткий, обобщенный отчет при работе по подробному плану Пооперационный план Дробление обобщенных инструкций на более подробные Краткий план Подробный рассказ по выполнению отдельных пунктов при работе по краткому плану Сложный

Обучение планированию

Речь констатирующая

Речь планирующая

Виды поручений

Отчеты о деятельности

Работа по поручениям, требующая выполнения одной операции

Виды планов

Пооперационный отчет

Работа по обобщенным инструкциям

Краткий, обобщенный отчет при работе по подробному плану

Пооперационный план

Дробление обобщенных инструкций на более подробные

Краткий план

Подробный рассказ по выполнению отдельных пунктов при работе по краткому плану

Сложный

Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!