СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют" Обучение грамоте. 1 класс. «Гласный звук [ы], буква ы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют"  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют" Обучение грамоте. 1 класс. «Гласный звук [ы], буква ы»»

Класс: 1 «В».

Тема: «Гласный звук [ы], буква ы»

Цель: дать учащимся представление о гласном звуке [ы], букве ы ; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

УУД:

- личностные: выражать свои эмоции; осуществлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- познавательные: прогнозировать содержание произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте;

- коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре, в группах.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование:

  • для учителя – материал для доски, конспект, учебник, шары.

  • для учащихся –карточки, азбука, карандаши.

Литература:

- Азбука 1 класс Горецкий часть 1

- http://tak-to-ent.net/load/266-1-0-4426











Ход урока.


Этапы,

Время урока

Содержание



Деятельность

учащихся

1.Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут ____________, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

Звенит звонок: начинается наш урок!

Проверьте готовность к уроку, у вас на столе должны лежать: азбука, тетрадь, пенал. Все остальное нужно убрать со стола.

Сядьте прямо, стул стоит ровно, спина прямая, руки на парте.


Учащиеся приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация знаний (3 мин)




































































2. Постановка целей урока, открытие темы

(8 мин)

(На доске записана пословица: « Не стыдно не знать, стыдно не учиться») (читают дети)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если ты чего-то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо узнать это из книг или у взрослых)

Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь сказать, если что-то не поняли. Каждый день в школе вы узнаете что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Я подготовила для вас загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом. (На доске 4 карточки с буквами-ответами)

1)Аист — птица-почтальон,

К нам придёт весною он.

Прилетит издалека,

Принесёт нам букву... (А)

Верно. (Переворачиваю 1 карточку)


2)Обезьянка проказница

Корчит рожи, дразнится –

Все за всеми повторяет,

И бананы вниз швыряет.

На хвосте качается –

Славно получается!

Обезьяне той легко

Превратится в букву…(О)

Верно! (Открываю 2 карточку)


3) Раз – брусок и два – брусок,

Плюс один наискосок,

Снизу, сверху – уголки,

А всё вместе – буква... (И).

Верно! (Открываю 3 карточку)

Ребята, оцените свою работу, кто отгадал все загадки, поднимите руку. Молодцы!

Скажите, а на доске изображены буквы или звуки? (буквы)

Докажите свое мнение (буквы ми пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим)

Верно, сейчас я буду указывать вам на букву и вы будете произносить название этой буквы.

А сейчас я предлагаю вам произнести звуки, записанные данными буквами.

Молодцы, вы справились с этим заданием!

Ребята, а вы заметили, что у нас осталась на доске не перевернутая карточка? (да)

Как вы думаете, что там? (буква)

Какие цели перед собой поставим? (узнать и охарактеризовать новый звук; узнать, какой буквой он обозначается)

Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком, который она обозначает.

Отвечают на вопросы.

Вспоминают пройденное на прошлом уроке, отгадывают загадки.

3.Изучение нового










1) Выделение и характеристика нового звука



















2) Упражнение на развитие фонематического слуха

Посмотрите на меня. Что я держу в руке? (Шар)

Откройте ваши рабочие тетради. Давайте составим схему слова шар.

- Сколько слогов в слове «шар»? (В слове шар 1 слог)

- Назовите этот слог. (шар)

- Какой звук ударный? (а) Будем ли мы ставить ударение ?(нет) Почему? (в слове 1 гласный звук)

-Сколько звуков в слове «шар»? (3)

- Какой первый звук в слове ШАР? Он гласный или согласный? (согласный)

-Мы произносим его твердо или мягко? (твердо) Каким цветом мы его закрасим?(синим)

-Какой звук 2 в слове «шар»? (а) Он гласный или согласный? (гласный )

-Каким цветом мы закрасим его на схеме? (красным)

-Какой звук третий в слове «ШАР»? (р) Он гласный или согласный? (согласный)

- Мы произносим его твердо или мягко? (твердо) Каким цветом закрасим его на схеме? (синим)

Молодцы!

А что теперь у меня в руках? (Шары)

Давайте произнесем хором последний звук в слове шары. (ыыыыыы)

Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный) Докажите, почему?

Сейчас, я буду называть слова, если в них есть звук ы, то хлопните, а если нет, то сохраняйте тишину:

рыбка, шар, сыр, лиса, мышка, воробей, дерево, мысль.

Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (вывешиваю)

На что похожа буква ы?

Отвечают на вопросы, рассматривают рисунок и составляют схему.







Делят слово на слоги, ставят ударение.

4) Определение места буквы в ленте букв



5) Стихотворение о букве Ы




Физминутка








6) Чтение стихов













7) Нахождение буквы в словах











8) Печатанье буквы ы

Итак, ребята, мы сказали, что звук ы гласный. Приготовьте свои ленты букв. Каким цветом мы с вами закрасим звук ы? (красным)

Верно, закрасьте.

А сейчас я приглашаю к доске ребят, который подготовили для нас стихотворения о букве Ы. Послушайте внимательно.

Ребята, что вы узнали о букве Ы? (она не стоит в начале слова)

А теперь, я предлагаю вам отдохнуть, встаем из-за парт.

Надувала мышка шар,

А мышонок ей мешал.

Подошел и лапкой-топ,

А у мышки шарик – лоп.

Ребята, у вас на столах лежат карточки, переверните их и прочитайте стихотворение.

Выпускаем цветные шары.

Пусть летят они выше горы,

Выше крыши и выше луны

И вернутся назад с вышины.

Кто сможет его выразительно прочитать?

О чем это стихотворение? (О воздушных шарах)

Возьмите простой карандаш и обведите все буквы ы, которые встретите.

Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания, сравнивая с образцом. ( Эталон вывешиваю на доске)

В каких словах вам встретились буквы ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины) Как звучит согласный перед ы?

А сейчас откройте стр. 33 в учебнике, давайте прочитаем правило. Буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука.

Верно, поднимите руку те, кто нашел все слова?

Открываем тетради и печатаем букву Ы.


Слушают учителя. Отвечают на вопросы.











































Печатают букву ы.

4. Закрепление (5 мин)

1) Работа с иллюстрацией








Физминутка












2).Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число) (5 мин)

















3) Дидактическая игра










4)Упражнение в сопоставлении слов, различающихся 1 звуком

- Откройте «Азбуку» на с. 32. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? К какой сказке эта иллюстрация? (Щелкунчик)

На рисунке изображены различные предметы. Есть ли среди них такие предметы, в названии которых встречается звук ы? Назовите слова, в которых он встречается. (Крынка, мыши, часы, сыр, дырки, погоны)

Молодцы, верно.

Составьте по схеме предложения к иллюстрации.

Давайте немного отдохнем. Вставайте из-за парт.

Мышка быстренько бежала,

Мышка хвостиком виляла.

Ой, яичко уронила!

Посмотрите-ка, разбила!

Присаживайтесь.


Обратите внимание на доску. Что изображено на рисунке слева? (Кукла)

А справа? (куклы)

Какие куклы изображены справа? (Петрушка, Мальвина, Клоун)

С какой буквы мы будем записывать их имена? ( С большой)

Почему? (Это имена собственные, они пишутся с заглавной буквы)

Почему в 1 случае вы сказали кукла, а во 2 куклы? (На 1 рисунке одна кукла, а на втором 3)

(на доску вывешиваются карточка кукла-куклы)

Давайте продолжим придумывать пары к словам.

Машина – (машины)

Игра – (игры)

Ребята, а вы любите игры?

Я предлагаю вам поиграть с соседом в игру «Кто больше». Вы по очереди называете слова со звуком ы, кто назвал последнее слово, тот и выиграл.

Кто выиграл в каждой паре, поднимите руку.

Молодцы!

Ребята, обратите внимание на доску, подберите к картинке схему слова. (На иллюстрации мишка и мышка, схемы одинаковые)

Можно ли любую из этих схем соотнести с любым из этих рисунков? (да)

А сейчас (закрашиваю мягкий и твердый ш и ш”)?

Да, можно. Какое правило помогло вам это сделать? (Буква ы обозначает твердость предыдущего согласного звука.)

Верно, молодцы.




Открывают учебник, рассматривают картинку, отвечают на вопросы.














Отвечают на вопросы, вспоминают правила, играют в игру.




















10. Подведение итогов (2 мин)

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Закройте учебник и тетради, положите все на край стола, руки положите на парту.

-С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)

- Какой это звук? (гласный)

- А есть ли слова на букву ы? (нет)

-А что обозначает буква Ы?

- Ребята, оцените свою работу на уроке, если вам было все понятно – поднимите солнышко, а если вам было не все понятно, и вам не понравилась ваша работа на уроке – поднимите тучу.

- Спасибо за урок.

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.