- личностные: выражать свои эмоции; осуществлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- познавательные: прогнозировать содержание произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте;
- коммуникативные: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре, в группах.
Этапы, Время урока | Содержание | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (1 мин) | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Меня зовут ____________, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. Звенит звонок: начинается наш урок! Проверьте готовность к уроку, у вас на столе должны лежать: азбука, тетрадь, пенал. Все остальное нужно убрать со стола. Сядьте прямо, стул стоит ровно, спина прямая, руки на парте. | Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний (3 мин) 2. Постановка целей урока, открытие темы (8 мин) | (На доске записана пословица: « Не стыдно не знать, стыдно не учиться») (читают дети) Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если ты чего-то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо узнать это из книг или у взрослых) Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь сказать, если что-то не поняли. Каждый день в школе вы узнаете что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Я подготовила для вас загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом. (На доске 4 карточки с буквами-ответами) 1)Аист — птица-почтальон, К нам придёт весною он. Прилетит издалека, Принесёт нам букву... (А) Верно. (Переворачиваю 1 карточку) 2)Обезьянка проказница Корчит рожи, дразнится – Все за всеми повторяет, И бананы вниз швыряет. На хвосте качается – Славно получается! Обезьяне той легко Превратится в букву…(О) Верно! (Открываю 2 карточку) 3) Раз – брусок и два – брусок, Плюс один наискосок, Снизу, сверху – уголки, А всё вместе – буква... (И). Верно! (Открываю 3 карточку) Ребята, оцените свою работу, кто отгадал все загадки, поднимите руку. Молодцы! Скажите, а на доске изображены буквы или звуки? (буквы) Докажите свое мнение (буквы ми пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим) Верно, сейчас я буду указывать вам на букву и вы будете произносить название этой буквы. А сейчас я предлагаю вам произнести звуки, записанные данными буквами. Молодцы, вы справились с этим заданием! Ребята, а вы заметили, что у нас осталась на доске не перевернутая карточка? (да) Как вы думаете, что там? (буква) Какие цели перед собой поставим? (узнать и охарактеризовать новый звук; узнать, какой буквой он обозначается) Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком, который она обозначает. | Отвечают на вопросы. Вспоминают пройденное на прошлом уроке, отгадывают загадки. |
3.Изучение нового 1) Выделение и характеристика нового звука 2) Упражнение на развитие фонематического слуха | Посмотрите на меня. Что я держу в руке? (Шар) Откройте ваши рабочие тетради. Давайте составим схему слова шар. - Сколько слогов в слове «шар»? (В слове шар 1 слог) - Назовите этот слог. (шар) - Какой звук ударный? (а) Будем ли мы ставить ударение ?(нет) Почему? (в слове 1 гласный звук) -Сколько звуков в слове «шар»? (3) - Какой первый звук в слове ШАР? Он гласный или согласный? (согласный) -Мы произносим его твердо или мягко? (твердо) Каким цветом мы его закрасим?(синим) -Какой звук 2 в слове «шар»? (а) Он гласный или согласный? (гласный ) -Каким цветом мы закрасим его на схеме? (красным) -Какой звук третий в слове «ШАР»? (р) Он гласный или согласный? (согласный) - Мы произносим его твердо или мягко? (твердо) Каким цветом закрасим его на схеме? (синим) Молодцы! А что теперь у меня в руках? (Шары) Давайте произнесем хором последний звук в слове шары. (ыыыыыы) Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный) Докажите, почему? Сейчас, я буду называть слова, если в них есть звук ы, то хлопните, а если нет, то сохраняйте тишину: рыбка, шар, сыр, лиса, мышка, воробей, дерево, мысль. Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (вывешиваю) На что похожа буква ы? | Отвечают на вопросы, рассматривают рисунок и составляют схему. Делят слово на слоги, ставят ударение. |
4) Определение места буквы в ленте букв 5) Стихотворение о букве Ы Физминутка 6) Чтение стихов 7) Нахождение буквы в словах 8) Печатанье буквы ы | Итак, ребята, мы сказали, что звук ы гласный. Приготовьте свои ленты букв. Каким цветом мы с вами закрасим звук ы? (красным) Верно, закрасьте. А сейчас я приглашаю к доске ребят, который подготовили для нас стихотворения о букве Ы. Послушайте внимательно. Ребята, что вы узнали о букве Ы? (она не стоит в начале слова) А теперь, я предлагаю вам отдохнуть, встаем из-за парт. Надувала мышка шар, А мышонок ей мешал. Подошел и лапкой-топ, А у мышки шарик – лоп. Ребята, у вас на столах лежат карточки, переверните их и прочитайте стихотворение. Выпускаем цветные шары. Пусть летят они выше горы, Выше крыши и выше луны И вернутся назад с вышины. Кто сможет его выразительно прочитать? О чем это стихотворение? (О воздушных шарах) Возьмите простой карандаш и обведите все буквы ы, которые встретите. Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания, сравнивая с образцом. ( Эталон вывешиваю на доске) В каких словах вам встретились буквы ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины) Как звучит согласный перед ы? А сейчас откройте стр. 33 в учебнике, давайте прочитаем правило. Буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука. Верно, поднимите руку те, кто нашел все слова? Открываем тетради и печатаем букву Ы. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Печатают букву ы. |
4. Закрепление (5 мин) 1) Работа с иллюстрацией Физминутка 2).Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число) (5 мин) 3) Дидактическая игра 4)Упражнение в сопоставлении слов, различающихся 1 звуком | - Откройте «Азбуку» на с. 32. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? К какой сказке эта иллюстрация? (Щелкунчик) На рисунке изображены различные предметы. Есть ли среди них такие предметы, в названии которых встречается звук ы? Назовите слова, в которых он встречается. (Крынка, мыши, часы, сыр, дырки, погоны) Молодцы, верно. Составьте по схеме предложения к иллюстрации. Давайте немного отдохнем. Вставайте из-за парт. Мышка быстренько бежала, Мышка хвостиком виляла. Ой, яичко уронила! Посмотрите-ка, разбила! Присаживайтесь. Обратите внимание на доску. Что изображено на рисунке слева? (Кукла) А справа? (куклы) Какие куклы изображены справа? (Петрушка, Мальвина, Клоун) С какой буквы мы будем записывать их имена? ( С большой) Почему? (Это имена собственные, они пишутся с заглавной буквы) Почему в 1 случае вы сказали кукла, а во 2 куклы? (На 1 рисунке одна кукла, а на втором 3) (на доску вывешиваются карточка кукла-куклы) Давайте продолжим придумывать пары к словам. Машина – (машины) Игра – (игры) Ребята, а вы любите игры? Я предлагаю вам поиграть с соседом в игру «Кто больше». Вы по очереди называете слова со звуком ы, кто назвал последнее слово, тот и выиграл. Кто выиграл в каждой паре, поднимите руку. Молодцы! Ребята, обратите внимание на доску, подберите к картинке схему слова. (На иллюстрации мишка и мышка, схемы одинаковые) Можно ли любую из этих схем соотнести с любым из этих рисунков? (да) А сейчас (закрашиваю мягкий и твердый ш и ш”)? Да, можно. Какое правило помогло вам это сделать? (Буква ы обозначает твердость предыдущего согласного звука.) Верно, молодцы. | Открывают учебник, рассматривают картинку, отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы, вспоминают правила, играют в игру. |
10. Подведение итогов (2 мин) | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Закройте учебник и тетради, положите все на край стола, руки положите на парту. -С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы) - Какой это звук? (гласный) - А есть ли слова на букву ы? (нет) -А что обозначает буква Ы? - Ребята, оцените свою работу на уроке, если вам было все понятно – поднимите солнышко, а если вам было не все понятно, и вам не понравилась ваша работа на уроке – поднимите тучу. - Спасибо за урок. | Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. |