СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте. 1 класс. Тема: "Постановка вопроса к словам, называющим действия и признаки". УМК: Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллеги, представляю Вашему вниманию конспект урока по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова на тему "Постановка вопроса к словам, называющим действия и признаки" .

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте. 1 класс. Тема: "Постановка вопроса к словам, называющим действия и признаки". УМК: Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова»

УМК: система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Класс: 1

Тип урока: постановка учебной задачи.

Тема урока: постановка вопроса к словам, называющим действия и признаки.

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся со словами, называющими действия и признаки

Планируемые предметные результаты:

- называют слова, обозначающие предметы, признак предмета, действие предмета;

- различают названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

- различают предмет, действие предмета и признак предмета;

- извлекают информацию из иллюстраций.

Регулятивные:

- контролируют свои действия в процессе работы.

Коммуникативные:

- отвечают на вопросы учителя;

- работают в паре;

- строят речевое высказывание в устной форме.

Планируемые личностные результаты:

- проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оборудование урока: презентация, карточки «яблоки», распечатанное дерево.



этап урока, отводимое время

методы обучения

формы взаимодействия

деятельность учителя и формулировки заданий;

варианты детских ответов

планируемые результаты

планируемые способы оценивания

Организационный (1 мин)

Словесный (инструктаж)

фронтальная

У: добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня я проведу у вас урок обучение грамоте. На столе у вас должен лежать букварь. Проверьте порядок на столе у себя и соседа по парте. Присаживайтесь.

Р: организуют свое рабочее место

Взаимоконтроль, самоконтроль

Ситуация успеха (8 мин)

Словесный (учебный диалог)

Наглядный (презентация, демонстрация)

Практический (упражнение)

Фронтальная

У: ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? Что значит модель слова и как она обозначается на письме?


О: модель слова обозначается прямоугольником


У: что нового нам помог узнать дядюшка Ага? Что такое слова-действия? Приведите пример.


О: отвечают


У: ребята, сегодня нам предстоит продолжить предыдущую тему. Но сначала расскажу вам одну историю.


Алеша, глядя на картину, не понял, что на ней изображено, чем же занята бабушка. Какой же вопрос он задал?

О: что делает бабушка?


У: а как мы ему ответим?


О: бабушка вяжет


У: а можно ли к следующей картинке задать тот же вопрос?

О: да, можем


У: как мы на него ответим?


О: бабушка спит (отношение)


У: ребята, задавая вопрос «Что делает?» мы можем понять, что слова спит и вяжет, можно отнести к словам действиям


У: давайте посмотрим на следующую картинку

Первая картинка. Задайте вопрос к предмету и ответьте на него


О: кто это? Птица


У: а теперь вопрос к действию и тоже ответьте на него


О: что делает? Летит


У: что получилось?


О: птица летит (отношение)


У: правильно, молодцы. Теперь к следующей картинке (попробуйте сами)


О: кто это? Птица. Что делает птица? Сидит.
Птица сидит (отношение)

У: отлично!


У: давайте еще попробуем


О: (кто это?) мальчик улыбается (что делает?)
(кто это?) мальчик плачет/грустит (что делает?)


У: молодцы! Теперь давайте поиграем. У вас есть такие карточки (на фото пример).

Я вам буду говорить слово (или сразу два слова), а вы мне к этому слову должны показать соответствующую карточку (модель)


Арбуз (/), поет (//), кошка (/), кошка лежит (/)(//), играет (//), ребенок спит (/)(//), дерево (/), идет дождь (//)(/), бежит (//), кузнечик прыгает (/)(//), кукла(/), желтый (слово «ловушка»)


Регулятивные:

- контролируют свои действия в процессе работы.


Коммуникативные:

- отвечают на вопросы учителя.


Познавательные:

- извлекают информацию из иллюстраций.

Взаимооценка

Ситуация разрыва

(2 мин)

Словесный (беседа)

Фронтальная

У: почему вы не смогли показать мне модель слова «желтый»?


О: у нас нет модели слова «желтый», это не предмет и не действие предмета


У: как вы думаете, кроме предметов и действий, могут ли слова называть еще что-нибудь?


О: да



Постановка учебной задачи (20 мин)

Словесный (учебный диалог)

Наглядный (презентация)


Фронтальная

На доске – дерево с яблоками (яблоки на магнитах: желтое, два красных (большое и маленькое))

У: слушайте задание, выполняйте его только в том случае, если оно задано четко и точно. Не попадитесь в «ловушку».


У: Тимур, назови предмет


О: дерево


У: Лия, назови действие предмета


О: растет, стоит


У: Данил, назови этот предмет (показываю на яблоко)


О: яблоко


У: Вероника, назови этот предмет (показываю яблоко)


О: яблоко


У: Вика, выйди к доске и возьми яблоко


Это задание – «ловушка». Учащиеся могут не заметить ее. На этот случай есть второй вариант хода урока


Вариант 1: ученики обнаружили «ловушку»


О: задание выполнить невозможно. Оно задано неточно


У: уточните задание


О: надо спросить «какое яблоко?»


У: я отвечу одним словом - красное


О: а какое? Большое или маленькое?


У: большое


О: берет большое красное яблоко


У: какой вопрос помог вам выполнить задание?


О: «какое?»


Вариант 2: «ловушка» не обнаружена.


У: я хотела не это яблоко.


Учитель вновь отвечает, что хотел другое яблоко. Так происходит до тех пор, пока на дереве не остается яблок. Тогда учитель берет зеленое яблоко (оно будет лежать на учительском столе).


У: я хотела зеленое яблоко.
Почему вы сразу не смогли дать нужное мне яблоко?


О: вы не сказали, КАКОЕ яблоко надо взять?

Продолжение

У: а что же называют слова, которые отвечают на вопрос КАКОЕ?

Вспомните уроки математики. Там вы сравнивали предметы по цвету, форме, по другим …


О: (по другим) признакам


У: назовите еще какие-либо признаки этого предмета


О: вкусное, сладкое, кислое, спелое


У: вот сколько слов вы назвали. На какой вопрос они отвечают?


О: какое? (отношение)


У: что они называют?


О: признак (отношение)


У: но как мы будем обозначать на модели слова-признаки?


У: давайте я вам предложу несколько вариантов, а вы выберете


Договариваемся об общей модели


У: будем пользоваться всеми моделями?


О: да!

Познавательные:

- извлекают информацию из иллюстраций.


Регулятивные:

- контролируют свои действия в процессе работы.


Коммуникативные:

- отвечают на вопросы учителя.


Планируемые личностные результаты:

- проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оценка учителя, взаимооценка

Физминутка (1 мин)



Буратино потянулся




Словесный (учебный диалог)

Наглядный (презентация)

Практический ()

Фронтальная

парная

У: посмотрите на картинку (стр. 12)

У: назовите предмет слева


О: мяч


У: назовите предмет справа


О: мяч


У: тот же мяч?


О: нет, один большой, другой маленький


У: что называют слова «большой», «маленький»?


О: они называют признак предмета (отношение)


У: посмотрите на схему. Как вы думаете, о чем догадался дядюшка Ага?

О: предмет может быть один, а признаков у него много


У: да, верно, я с вами согласна.

Сейчас я вам назову несколько признаков одного и того же предмета, а вы должны отгадать этот предмет


- Длинный, страшный, зубастый, зеленый.


О: крокодил

- Круглый, ароматный, сладкий, оранжевый.


О: апельсин


У: а теперь поработайте парами и придумайте такие загадки друг другу


Несколько пар выходят к доске и демонстрируют свою работу в парах

Познавательные:

- извлекают информацию из иллюстраций.


Регулятивные:

- контролируют свои действия в процессе работы.


Коммуникативные:

- отвечают на вопросы учителя.

- работают в паре.


Планируемые личностные результаты:

- проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Оценка учителя, взаимооценка

Итоги

(4 мин)

Словесный (беседа)

Фронтальная

У: что нового вы узнали о словах?


О: слова могут называть признаки предметов


У: на какие вопросы отвечают слова-признаки?


О: какой, какая, какие, какое


У: поднимите и покажите мне модель слов-признаков


О: показывают


У: у каждого из вас на краю стола лежат три смайлика. Выберете такой, по которому можно определить, как вы оцениваете свою работу на уроке.

Зеленый – сделал все, что в моих силах.

Желтый – мог бы лучше.

Красный – не доволен, сделал не все, что мог
(слайд)


У: спасибо за урок! Сегодня вы отлично поработали, вы большие молодцы! Отдыхайте

Коммуникативные:

- отвечают на вопросы учителя.

Самооценка










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!