1. Работа в прописи (с. 18). 2 5 – Поучимся писать прописную букву В. Где мы сейчас будем работать? Графический анализ буквы В. Состоит из прямой линии с петлёй и овала. Сравнение с написанием изученных букв: О, Д, У. 1) Запись элементов буквы В. 2) Запись строчной буквы В с наклонной линией. Показ учителя и комментирование. – Почему буква рядом с наклонной линией? Сначала обводим все наклонные линии одним цветом, затем букву В другим цветом. 3) Чтение буквосочетаний дв и вд. – Какие слова начинаются с этих буквосочетаний? – Напишите в воздухе буквосочетания дв, вд. – С какого элемента начинаем писать букву Д? А букву В? 2. Работа в «Букваре». 5 6 1) Чтение слогов, слов. – Откройте «Буквари» на с. 96. – Прочитайте слоги про себя. – Прочитайте вслух слоги, в которых мягкие звуки [д’], [в’]. – Найдите и прочитайте слоги, которые являются словами. (Да, вы, ив. У реки растёт много ив.) – Чем отличаются слова? – Что общего? – Объясните значения слов вал, вол. (Вал – земляная насыпь. Вол – бык.) – Составьте предложение со словом вил. (Аист вил гнездо.) 2) Чтение слов. – Что общего у слов 2-го столбика? Чем они отличаются? 3) Звуко-буквенный анализ слова вагон. Одного человека можно вызвать к доске. Дети чертят схему в тетради для печатания (с. 31): в слове 2 слога, так как 2 гласных звука [а], [о], обозначаем их красным кружком, ударный 2-й слог. Прежде чем дать характеристику звуку, дети повторяют всё слово, выделяя голосом нужный звук. [в] – согласный звонкий, твёрдый; рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой В. [а] – гласный безударный, на письме обозначаем буквой А. [г] – согласный звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой Г. [о] – гласный ударный, на письме обозначаем буквой О. [н] – согласный звонкий, твёрдый, рисуем синюю точку, на письме обозначаем буквой Н. В слове вагон 5 звуков, 5 букв. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 4) Чтение 3-го, 4-го столбиков слов про себя, затем вслух. Постановка ударения. – Чем отличаются слова ворона и воронка? – Можно ли их назвать однокоренными? – Почему нельзя? (Не близки по смыслу.) – Что мы сейчас делали? (Читали слова.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.) 3. Работа в прописи. 4 1) Запись строчной буквы В с верхним соединением. – Посмотрите на слоги с буквой В на следующей строчке. Чем они отличаются от слогов на предыдущей строчке? (Соединением.) – У буквы В есть нижнее и верхнее соединения. Посмотрите, как пишется верхнее соединение. Напишите буквы на этой строчке. 2) Написание соединений буквы В с другими буквами. Запись слогов с буквой В, отработка верхнего и нижнего соединений. – Назовите слова, в которых есть эти соединения. – С какими буквами В соединяется внизу? (Л, М.) – Какие буквы, стоящие после В, требуют верхнего соединения? (Н, П, Т, К, И, У.) – С какими буквами букву В можно соединить как верхним, так и нижним соединением? (О, А.) 4. Работа в «Букваре» (с. 96). 3 3 1) Чтение пар слов, наблюдение. ива корова сова ивушка коровушка совушка – Чем интересны эти пары слов? (Пары слов – однокоренные слова.) – Выделите корни. – А чем отличаются эти слова? – Какая часть придаёт слову другое значение? (Слово с -ушк- называет предмет ласково. Часть -ушк- делает слово ласковым.) – Эта часть слова называется суффиксом. Суффикс служит для образования новых слов. В данном случае суффикс -ушк- придаёт слову уменьшительно-ласкательное значение. В русском языке много разных суффиксов, мы будем на уроках наблюдать, какую роль они играют в слове. – Попробуйте сами вспомнить слова с уменьшительно-ласкательным значением, в которых есть суффикс -ушк-. Обращаем внимание учителей на то, что термин «суффикс» даётся в порядке пропедевтики и его запоминание не является обязательным для первоклассников. 2) Чтение столбиков слов, выделение корня, беседа о лексическом значении слов. – Прочитайте про себя следующие два столбика слов. – Понаблюдайте над словами. Что вы заметили? (В каждом столбике дана группа однокоренных слов. В 1-м столбике корень -трав- (выделяют). Во 2-м столбике корень -голов-.) – На что ещё обратили внимание? (В словах травушка, головушка суффикс -ушк- придаёт слову другое значение – уменьшительноласкательное.) – Кто такой головастик? (Детёныш лягушки с большой головой.) – Почему он получил такое название? – В словах 1-го столбика поставьте ударение. – Назовите слова с безударным гласным звуком [а] в корне слова. (Трава, травинка.) – Назовите безударные слоги в этих словах, подчеркните их. 3) Чтение последнего столбика слов. – Прочитайте последний столбик. – Можно ли сказать, что слова государство, страна, город – однокоренные? – Чем интересны слова государство, страна? (Эти слова близки по смыслу.) – Подберите к ним ещё слова, которые будут близки по смыслу. (Родина, Отчизна, Отечество.) – Как называется наша страна, наше государство? (Российская Федерация.) – Наша Родина? (Россия.) 4) Наблюдение над словами. – Просмотрите все слова на с. 96 и прочитайте слова из одного слога. – Из двух слогов. – Из трёх слогов. – Прочитайте только слова с выделенной частью. – Кто запомнил, как называют эту часть слова? – Что мы сейчас делали? (Читали слова.) – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение работать с речью.) Физкультминутка. 5. Работа в прописи (с. 18). 2 3 3 1) – Прочитайте слова после строчки со слогами. – Что вы можете сказать о них? – Найдите общую часть. – Найдите ударные гласные в этих словах. Поставьте знак ударения. – Подчеркните безударные. – Найдите слова с суффиксами. – Произнесите слово травка. – Какой звук слышится не так, как пишется? (Произносится [ф], а пишется В, то есть по-разному.) – Кто сможет объяснить, почему? Мы с вами говорили про такие случаи на прошлом уроке. (Возможно, кто-то из детей вспомнит о том, что этот звук стоит перед согласным. Это – пропедевтика.) – Спишите слова, проговаривая их вслух. Подчеркните буквы В во всех словах. – В каком слове звук, обозначаемый этой буквой, слышится чётко и ясно? (Трава, травушка.) – Какой звук стоит после звука [в] в этих словах? Отметьте его цветом. – А какой звук стоит в слове травка после звука [в]? (Глухой [к], поэтому звонкий [в] заменяется глухим [ф]. Мы произносим тра[ф]ка, а пишем травка, потому что в однокоренном слове трава звук [в] перед гласным слышится отчётливо.) 2) Наблюдение над словарными словами корова, ворона. Постановка ударения, проговаривание орфографически, наблюдение над расхождением между звучанием и написанием, подчёркивание буквы О в корне. – Назовите только гласные звуки. – Назовите эти слова во множественном числе. – Что изменилось в словах в этом случае? Запись слов во множественном числе. Корова – коровы, ворона – вороны. 3) Работа с предложениями по выбору. – Прочитайте все предложения на с. 18–19. – Чем они отличаются? (Два записаны печатными, а одно – письменными буквами.) У пруда камыши и ивы. Нора выдры у ивы и воды. Клава гонит корову на луг. Анализ предложения. Запись с изменением порядка слов. Можно предложить выборочное списывание: выбрать и записать только слова с буквой В. Одно предложение можно записать полностью. 6. Работа в «Букваре». Чтение имён и географических названий на букву Д. – Прочитайте слова, записанные в строчку. – Почему они написаны с большой буквы? (Слова Дима, Даша, Дина, Диана – это имена людей. Слова Дон, Двина, Даугава – названия рек.) – Что ещё общего у всех этих слов? – Отметьте уголком заглавную букву. – Сколько букв потребовалось, чтобы написать все эти слова? – Сможем ли мы эти слова записать в прописи? 2 – Значит, чему мы сейчас должны научиться? (Писать заглавную Д.) 7. Работа в прописи (с. 19). 2 1) Знакомство с заглавной буквой Д. – Посмотрите на табло на с. 19. Объяснения учителя и показ на доске. – Начинаем писать букву сверху так, как пишется первый элемент в букве Г, внизу пишем петлю, касаемся строки, закругляем вверх. Обведение элементов буквы Д. 2) Написание букв и соединений с заглавной буквой Д. – Назовите слова, которые начинаются с заглавной буквы Д. Отработка соединений. Обязательно используем ручки разного цвета. 3) Запись предложений с заменой рисунков словами. Анализ предложений. Проверка орфографическим чтением. 8. Работа в «Букваре» (с. 96–97). 1 3 3 4 7 1) Чтение предложений и продолжение их (по данному началу и по рисункам.) Варианты детей: Наша Родина – Россия, Русь. В России много городов: Москва, Саратов, Томск, Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Псков, Воронеж, Архангельск... – Почему на 1-м месте из городов России стоит Москва? – Как называют Санкт-Петербург? (Санкт-Петербург называют Северной столицей нашего государства.) – А что вы можете сказать про… (учитель называет место, в котором живут дети). – Это наша малая родина, то место, где мы родились. – Народы и народности России: русские, якуты, татары, коми, калмыки, мордва, марийцы... Обобщение: – Что же такое Родина? (Место рождения – малая родина; страна, в которой мы живём, – Россия, Русь.) – Посмотрите на доску: родина, Родина. – На что вы обратили внимание? (Одно и то же слово, а написано то с маленькой буквы, то с большой.) – Догадались, почему? – Когда мы будем говорить о малой родине (о том месте, где родились), будем писать с маленькой буквы. Когда мы будем говорить о нашем государстве, общей Родине, то слово будем писать с большой буквы. 2) – Много стихов сложено о Родине. Послушайте стихи и постарайтесь понять, в каком стихотворении говорится о малой родине, а в каком – о стране. Россия ...Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей... Люблю твои луга и нивы, Прозрачный звон твоих равнин, К воде склонившиеся ивы, Верха пылающих рябин. Люблю тебя с твоей тайгою, С воспетым трижды камышом, С великой Волгою-рекою, С могучим быстрым Иртышом. Люблю, глубоко понимаю Степей задумчивую грусть. Люблю всё то, что называю Одним широким словом: «Русь». (Сергей Васильев.) Родина Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор... А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор, В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь, от маков красная, Золотая целина... Родина бывает разная, Но у всех она одна! (Зоя Александрова.) – Какие строки подсказали ответ на вопрос? – Давайте посмотрим на с. 96. Что мы сейчас будем делать? 3) Чтение текста К. Ушинского «Наше Отечество». 2 а) Работа с текстом до чтения. – Как связаны название и иллюстрация? – Что подсказывает слово Отечество? – Какие близкие по значению слова вы знаете? – Прочитайте, кто автор текста. б) Работа с текстом во время чтения. Этот текст имеет очень большое воспитательное значение, поэтому первый раз его читает учитель. Чтение по предложениям с комментариями. После чтения 2-го предложения: – Почему Россию мы зовём Отечеством? (Отечество, отцы – это однокоренные слова.) После чтения 3-го предложения: – Однокоренные слова к слову Родина: род, родной, родиться, родитель – и у всех слов корень -род-. – Почему Россию мы зовём матерью? Как это объясняет автор? А как вы сами понимаете? Чтение последнего предложения. в) Работа с текстом после чтения. – Какая мысль главная в этом тексте? (Родина – как родная мать, и она у человека одна.) – Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте. Читают последний абзац. – На какие вопросы отвечает текст? – Вернёмся к иллюстрации. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли.) – Сколько абзацев в тексте? – Из какой книги взят данный текст авторами «Букваря»? – В каком году он был написан Ушинским? – Кто представляет, как давно это было? – Почему же сегодня дети снова читают текст, написанный так давно? – Итак, мы с вами прочитали текст. Какие умения мы формировали? (Умение работать с информацией, умение работать с речью и умение оценивать свои поступки.) 9. Работа в прописи на с. 20. 5 2 Игра «Колодец». Выбери ведёрко, чтобы напиться водицы. Анализ слов. Написание слов, подбор и запись однокоренных слов, слов в разной форме: дрова – много дров, дровни; слова – слово, дословно; слоги – слог, по слогам; плоды – плод, у плодов; плоты – плотик, плот. |