1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа). | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку, на столе у вас должны лежать на парте учебник, пенал и тетрадь. Организует мотивацию к учебной деятельности. - Русский язык создавался очень много лет, На нём говорили не только мы с вами. Он обновлялся и стал современнее – Но засоряют его поколения. Самый великий язык и могучий, Надо учить его больше и лучше. Только тогда, после долгих стараний, Волшебная дверь открывается знаний. Как вы поняли смысл этого стихотворения? | Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя. Отвечают на вопрос. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: владеть диалогической формой речи. | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Наглядный (демонстрация, показ). Практический (упражнение). | Проводит актуализацию знаний. - Что такое звук? - А что такое буква? На слайде записаны слоги. ЗЁ ВА ТЕ РО ГЫ КЯ СЮ ЛУ – Разделите слоги на две группы. - Первая группа слогов какая? - Вторая группа слогов какая? - По какому принципу вы делили эти слоги на группы? - Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы разделили слоги на группы. | Звук – это то, что мы слышим и произносим. Буква – это, что мы видим и пишем. ВА РО ЛУ ГЫ; КЯ ЗЁ СЮ ТЕ Буквы Я, Ё, Ю, Е указывают на мягкость предшествующего согласного, а буквы А, О, У, Ы – на твердость предшествующего согласного. Проверяют выполненное упражнение. | | К: владеть диалогической речью. П: проводить классификацию. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3. Выявление места и причин затруднения. | Словесный (беседа). Наглядный (иллюстрации). | Организует работу со словами для выявления места и причины затруднения. На слайде картинки: цапля, цепочка, яйцо, пицца. -Назовите предметы, изображенные на картинках. - Обобщите прозвучавшие слова. По какому признаку это лучше сделать? А какой буквой обозначается этот звук? - Попробуйте сформулировать тему урока. Организует постановку цели урока. - Тогда какая же цель нашего урока? | Работают со словами для выявления проблемного места. - цапля, цепочка, яйцо, пицца. - Во всех этих словах есть звук [ц]. - Буквой «Ц». - Тема сегодняшнего урока – «Звук [ц]. Буква Ц ц». Называют цель урока. - Познакомиться со звуком [ц], и буквой, которая его обозначает. | Учащиеся научатся выделять звук [ц] в словах. | К: владеть диалогической речью. П: проводить классификацию. Р: принимать и сохранять учебную задачу. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
5. Реализация построенного проекта. | Практический (упражнение). Словесный (беседа). Наглядный (показ). | Организует работу с учебником. - Откройте азбуку на странице 50. - Посмотрите внимательно на сюжетную картинку. Как можно назвать одним словом то, что на ней изображено? - Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звук [ц]. Составьте предложение по картинке, используя слова, в которых есть звук, который мы изучаем. Физминтука. Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Три - нагнулся, Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. -Обратите внимание на схемы в синих рамках на странице 65. -Как вы считаете, звук [ц] согласный или гласный? Почему? - А как вы считаете, этот звук твёрдый или мягкий? -Давайте проверим. Сбоку в рамочке вы видите слоги, давайте вместе их прочитаем: «ца, цо, цу, цы, це, ци» - Так мягкий или твёрдый? - Закройте ладонями уши и произнесите [ц] и скажите, какой это звук глухой или звонкий? - Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? -Почему? Попробуйте подобрать слова, в которых [ц] произносился бы мягко. - Смогли ли вы подобрать такие слова? - Какой вывод можно сделать? -С каким звуком мы познакомились, и что о нём узнали? -Перед вами два слова. Какие? (слайд) - Опишите звук [ц] в слове «цапля». Определите позицию звука [ц] в слове. - Давайте произнесём вместе и послушаем. -Составьте звукослоговую схему данного слова. - Опишите звук [ц] в слове «цапля». Определите позицию звука [ц] в слове. - Давайте произнесём вместе и послушаем. -Составьте слогозвуковую схему данного слова. Проверим свои схемы по слайду (слайд). - А теперь давайте с вами прочитаем текст под картинкой на странице 50. Сначала я почитаю, потом вы. В каких словах из этого текста встречается звук [ц]? Определите позицию звука [ц] в каждом слове. Прочитаем текст по цепочке. - Во всех ли этих словах звук [ц] – твёрдый? | - Цирк. -Кольцо, мотоцикл. В цирке медведь катается на мотоцикле. Выполняют физминутку. -Согласный, потому что он не поётся как гласный звук. Предполагают. Произносят хором слоги. Во всех слогах звук – твёрдый. - Глухой. Согласный Потому что не поётся. Нет Звук [ц] всегда твёрдый. Со звуком [ц], он согласный, всегда твёрдый, глухой. - Цапля, яйцо. - Согласный, твёрдый, глухой. Звук [ц] находится в начале слова. Произносят хором слово и определяют на слух позицию звука [ц]. Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. - Согласный, твёрдый, глухой. Звук [ц] находится в середине слова. Произносят хором слово и определяют на слух позицию звука [ц]. Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах. Слушают учителя, отвечают на вопросы. - Кольцо, мотоциклах, танцуют, цирк. - Кольцо – звук [ц] находится в конце слова, мотоциклах- – звук [ц] находится в середине слова, танцуют - звук [ц] находится в середине слова, цирк- звук [ц] находится в начале слова Читают вслух 4 обучающихся по 1 строчке, а остальные читают про себя. - Да | Учащиеся научатся выделять звук [ц] в словах. Учащиеся получат представление о звуке [ц], и букве Ц ц. Учащиеся научатся определять позицию звука в слове. | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. К: владеть диалогической речью. П: осуществлять синтез как составление целого из частей. К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. П: проводить сравнение. К: слушать и понимать речь других, владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действия. | Словесный (беседа). Практический (упражнение). | - Переверните страницу азбуки (стр. 65). Перед вами столбики слов. Что нужно сделать, как вы думаете? -Давайте прочитаем по слогам данные слова хором. - Сколько слогов в словах первого столбика? Почему? Чем отличаются слова? -Сколько слогов в словах второго столбика? В какой позиции находятся изучаемый нами звук в столбиках слов? Какое слово здесь лишнее? - А теперь давайте с вами прочитаем текст ниже. Как он называется? Слушайте внимательно. О чём этот текст? Теперь читаем по цепочке. Встретились ли вам слова из столбиков? Давайте составим схему слова «кузнец» при помощи ваших карточек, каждый на парте. 1 ученик пойдет к доске, составит при помощи магнитов. Посмотрите теперь на предметные картинки и схемы на стр. 65 справа. -Сравните картинку и схему. Какое слово зашифровано в схеме? - В какой позиции находится этот звук в данной схеме? -Дайте характеристику звука [ц] в этом слове. | - Прочитать и определить, сколько слогов в словах. Читают данные слова по слогам. - В первом слове два слога, так как присутствуют две гласные, а во втором слове – три слога, так как присутствуют три гласные. - Три слога, так как присутствуют три гласные. -Изучаемый нами звук в столбиках слов находится в конце слова. Лишнее слово кузнец, так как в нём 2 слога, а в остальных словах – три. О том, что кузнецу-молодцу нужно подковать жеребца. Читают вслух 6 обучающихся по 1 предложению, а остальные читают про себя. Да. Составляют схему. Кузнец. В слове «кузнец», изучаемый звук находится в конце слова. [ц] – согласный, глухой (непарный), твердый (непарный). | Учащиеся научатся выделять звук [ц] в слогах. | К: владеть диалогической речью. П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков. К: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи. П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
7. Самостоятельная работа. | Практический (составление схемы). | -Посмотрите на слайд. Сейчас вам необходимо составить, к слову, слогозвуковую схему самостоятельно. (в тетрадях для печатания) У каждого варианта своё слово. 1 вариант: цапля. 2 вариант: цифра. -Проверьте правильность выполнения по эталону на слайде. | Выполняют самостоятельно. Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде. | | П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Р: осуществлять контроль, коррекцию действия. | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа). | Организует повторение изученного. - Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. -С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? -Дайте характеристику этого звука. - А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Найди звук» Я называю слова, а вы внимательно слушаете. Если вы услышали в слове звук [ц], то хлопаете в ладоши, если нет – топаете. -Всем понятно условие игры? Огурец, снег, железо, царь ручка, кольцо, машина, цыпленок, тетрадь, цыган - Какой звук мы искали в словах? - Какая позиция звука [ц] в слове «царевна»? | Обобщают изученное. -Мы сегодня познакомились со звуком [ц] и буквой Ц ц. [ц] – согласный, глухой (непарный), твёрдый (непарный). Играют в игру Звук [ц]. Звук [ц] находится в начале слова. | Учащиеся научатся определять позицию звука в слове. | П: осуществлять обобщение изученного. К: владеть диалогической речью. | |