СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение грамоте буква "Ц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте буква "Ц"»

Конспект учебного занятия

по русскому языку

в 1 «В» классе

Тема: «Звук [ц]. Буква Ц ц»

Студентки 42А группы

Тамамян Ани Артуровна














Урок будет выдан: 18.02.2025

Школа: МАОУ СОШ №216

Учитель: Тамамян Ани Артуровна

Методист: Бороздина Ксения Александровна









Новосибирск, 2025

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Тамамян Ани Артуровна

Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1 «В»

Тема урока: «Звук [ц]. Буква Ц ц».

УМК: «Школа России».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы: «Звук [ц]. Буква Ц ц».

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

1. Учащиеся получат представление о звуке [ц] и букве Ц ц.

2. Учащиеся научатся выделять звук [ц] в слогах, словах, предложениях, тексте.

3. Учащиеся получат возможность научиться: определять позицию звука в слове; читать слова с новой буквой.

Дидактические:

1. Формировать представление о звуках [ц] и букве Ц ц.


2. Формировать умения: выделять звук [ц] в слогах, словах, предложениях, тексте; определять позицию звука в слове; читать слова с новой буквой.

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

-делать выводы;

-устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

-соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

-воспринимать суждения.

-формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий.

-корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

-устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах..







2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.





3.Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Воспитательная:

-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, парная. Дидактические средства: Азбука 2 часть В.Г. Горецкий.

Интерактивное оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.


Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный (беседа).

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку, на столе у вас должны лежать на парте учебник, пенал и тетрадь.

Организует мотивацию к учебной деятельности.

- Русский язык создавался очень много лет,

На нём говорили не только мы с вами.

Он обновлялся и стал современнее –

Но засоряют его поколения.

Самый великий язык и могучий,

Надо учить его больше и лучше.

Только тогда, после долгих стараний,

Волшебная дверь открывается знаний.

Как вы поняли смысл этого стихотворения?

Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя.






















Отвечают на вопрос.


Р: осуществлять волевую саморегуляцию.




















К: владеть диалогической формой речи.


2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Наглядный (демонстрация, показ).

Практический (упражнение).


















Проводит актуализацию знаний.

- Что такое звук?


- А что такое буква?



На слайде записаны слоги.

ЗЁ ВА ТЕ РО ГЫ КЯ СЮ ЛУ

– Разделите слоги на две группы.

- Первая группа слогов какая?

- Вторая группа слогов какая?

- По какому принципу вы делили эти слоги на группы?





- Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы разделили слоги на группы.





Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Буква – это, что мы видим и пишем.








ВА РО ЛУ ГЫ;


КЯ ЗЁ СЮ ТЕ


Буквы Я, Ё, Ю, Е указывают на мягкость предшествующего согласного, а буквы А, О, У, Ы – на твердость предшествующего согласного.



Проверяют выполненное упражнение.

























К: владеть диалогической речью.










П: проводить классификацию.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

3. Выявление места и причин затруднения.

Словесный (беседа).

Наглядный (иллюстрации).











Организует работу со словами для выявления места и причины затруднения.

На слайде картинки: цапля, цепочка, яйцо, пицца.


-Назовите предметы, изображенные на картинках.

- Обобщите прозвучавшие слова. По какому признаку это лучше сделать?

А какой буквой обозначается этот звук?


- Попробуйте сформулировать тему урока.


Организует постановку цели урока.

- Тогда какая же цель нашего урока?

Работают со словами для выявления проблемного места.







- цапля, цепочка, яйцо, пицца.




- Во всех этих словах есть звук [ц].

- Буквой «Ц».




- Тема сегодняшнего урока – «Звук [ц]. Буква Ц ц».







Называют цель урока.

- Познакомиться со звуком [ц], и буквой, которая его обозначает.





Учащиеся научатся выделять звук [ц] в словах.


К: владеть диалогической речью.









П: проводить классификацию.





Р: принимать и сохранять учебную задачу.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.



4. Построение проекта для выхода из затруднения.

Словесный (беседа).

Наглядный (демонстрация).

Организует постановку проблемных задач.

- Посмотрите на слайд, все задачи перепутаны, давайте восстановим правильный порядок и прочитаем.






Можем ли мы перечисленные задачи назвать планом урока?

Формулируют задачи.

  1. Научимся находить звук [ц], в слогах, словах, предложениях, тексте.

  2. Научимся характеризовать новый звук, определять его позицию в слове.

  3. Научимся читать слова с новой буквой.

-Да


Р: планировать свою деятельность.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

5. Реализация построенного проекта.

Практический

(упражнение).

Словесный (беседа).

Наглядный (показ).

Организует работу с учебником.

- Откройте азбуку на странице 50.

- Посмотрите внимательно на сюжетную картинку.

Как можно назвать одним словом то, что на ней изображено?


- Найдите на картинке предметы, в названиях которых есть звук [ц].


Составьте предложение по картинке, используя слова, в которых есть звук, который мы изучаем.


Физминтука.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся,

Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

-Обратите внимание на схемы в синих рамках на странице 65.

-Как вы считаете, звук [ц] согласный или гласный? Почему?


- А как вы считаете, этот звук твёрдый или мягкий?

-Давайте проверим. Сбоку в рамочке вы видите слоги, давайте вместе их прочитаем:

«ца, цо, цу, цы, це, ци»

- Так мягкий или твёрдый?


- Закройте ладонями уши и произнесите [ц] и скажите, какой это звук глухой или звонкий?


- Как вы думаете, этот звук гласный или согласный?


-Почему?


Попробуйте подобрать слова, в которых [ц] произносился бы мягко.


- Смогли ли вы подобрать такие слова?


- Какой вывод можно сделать?


-С каким звуком мы познакомились, и что о нём узнали?


-Перед вами два слова. Какие? (слайд)


- Опишите звук [ц] в слове «цапля».

Определите позицию звука [ц] в слове.

- Давайте произнесём вместе и послушаем.




-Составьте звукослоговую схему данного слова.



- Опишите звук [ц] в слове «цапля».

Определите позицию звука [ц] в слове.

- Давайте произнесём вместе и послушаем.



-Составьте слогозвуковую схему данного слова.



Проверим свои схемы по слайду (слайд).


- А теперь давайте с вами прочитаем текст под картинкой на странице 50. Сначала я почитаю, потом вы.

В каких словах из этого текста встречается звук [ц]?

Определите позицию звука [ц] в каждом слове.







Прочитаем текст по цепочке.



- Во всех ли этих словах звук [ц] – твёрдый?











- Цирк.




-Кольцо, мотоцикл.



В цирке медведь катается на мотоцикле.






Выполняют физминутку.














-Согласный, потому что он не поётся как гласный звук.



Предполагают.







Произносят хором слоги.

Во всех слогах звук – твёрдый.


- Глухой.






Согласный




Потому что не поётся.







Нет



Звук [ц] всегда твёрдый.



Со звуком [ц], он согласный, всегда твёрдый, глухой.



- Цапля, яйцо.



- Согласный, твёрдый, глухой.

Звук [ц] находится в начале слова.


Произносят хором слово и определяют на слух позицию звука [ц].

Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах.



- Согласный, твёрдый, глухой.


Звук [ц] находится в середине слова.

Произносят хором слово и определяют на слух позицию звука [ц].


Один обучающийся рисует схему на доске, а остальные составляют схему из карточек на столах.




Слушают учителя, отвечают на вопросы.






- Кольцо, мотоциклах, танцуют, цирк.

- Кольцо – звук [ц] находится в конце слова, мотоциклах- – звук [ц] находится в середине слова, танцуют - звук [ц] находится в середине слова, цирк- звук [ц] находится в начале слова


Читают вслух 4 обучающихся по 1 строчке, а остальные читают про себя.


- Да












Учащиеся научатся выделять звук [ц] в словах.








Учащиеся получат представление о звуке [ц], и букве Ц ц.




Учащиеся научатся определять позицию звука в слове.















П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

К: владеть диалогической речью.




П: осуществлять синтез как составление целого из частей.















К: владеть диалогической речью, слушать и понимать речь других.




П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.










П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.






П: проводить сравнение.
























К: слушать и понимать речь других, владеть диалогической формой речи.




П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.





учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

6. Первичное закрепление нового материала и способов действия.

Словесный (беседа).

Практический

(упражнение).


- Переверните страницу азбуки (стр. 65). Перед вами столбики слов.

Что нужно сделать, как вы думаете?


-Давайте прочитаем по слогам данные слова хором.

- Сколько слогов в словах первого столбика? Почему?

Чем отличаются слова?


-Сколько слогов в словах второго столбика?


В какой позиции находятся изучаемый нами звук в столбиках слов? Какое слово здесь лишнее?



- А теперь давайте с вами прочитаем текст ниже. Как он называется?

Слушайте внимательно.

О чём этот текст?

Теперь читаем по цепочке.

Встретились ли вам слова из столбиков?

Давайте составим схему слова «кузнец» при помощи ваших карточек, каждый на парте. 1 ученик пойдет к доске, составит при помощи магнитов.


Посмотрите теперь на предметные картинки и схемы на стр. 65 справа. -Сравните картинку и схему. Какое слово зашифровано в схеме?

- В какой позиции находится этот звук в данной схеме?

-Дайте характеристику звука [ц] в этом слове.





- Прочитать и определить, сколько слогов в словах.


Читают данные слова по слогам.


- В первом слове два слога, так как присутствуют две гласные, а во втором слове – три слога, так как присутствуют три гласные.

- Три слога, так как присутствуют три гласные.



-Изучаемый нами звук в столбиках слов находится в конце слова.

Лишнее слово кузнец, так как в нём 2 слога, а в остальных словах – три.




О том, что кузнецу-молодцу нужно подковать жеребца.




Читают вслух 6 обучающихся по 1 предложению, а остальные читают про себя.


Да.


Составляют схему.






Кузнец.


В слове «кузнец», изучаемый звук находится в конце слова.

[ц] – согласный, глухой (непарный), твердый (непарный).













Учащиеся научатся выделять звук [ц] в слогах.



К: владеть диалогической речью.


П: осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков.












К: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи.







П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.


учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

7. Самостоятельная работа.

Практический (составление схемы).

-Посмотрите на слайд.

Сейчас вам необходимо составить, к слову, слогозвуковую схему самостоятельно. (в тетрадях для печатания)

У каждого варианта своё слово.

1 вариант: цапля.

2 вариант: цифра.

-Проверьте правильность выполнения по эталону на слайде.

Выполняют самостоятельно.






Проверяют правильность выполнения по эталону на слайде.


П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач.

Р: осуществлять контроль, коррекцию действия.

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Словесный (беседа).

Организует повторение изученного.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги.

-С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?


-Дайте характеристику этого звука.



- А сейчас мы с вами немного поиграем. Игра называется «Найди звук»


Я называю слова, а вы внимательно слушаете. Если вы услышали в слове звук [ц], то хлопаете в ладоши, если нет – топаете.

-Всем понятно условие игры?

Огурец, снег, железо, царь ручка, кольцо, машина, цыпленок, тетрадь, цыган

- Какой звук мы искали в словах?

- Какая позиция звука [ц] в слове «царевна»?

Обобщают изученное.






-Мы сегодня познакомились со звуком [ц] и буквой Ц ц.



[ц] – согласный, глухой (непарный), твёрдый (непарный).


Играют в игру

















Звук [ц].


Звук [ц] находится в начале слова.













Учащиеся научатся определять позицию звука в слове.

П: осуществлять обобщение изученного.






К: владеть диалогической речью.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный (беседа).




Организует рефлексию учебной деятельности.

- У вас на партах лежат лесенки успеха. Нарисуйте себя на верхней ступеньке, если у вас сегодня всё получилось достичь. На средней, если вы усвоили не весь материал. На нижней, если у вас не получилось достичь задач, поставленных на уроке.

- Покажите свои лесенки успеха.

-Спасибо, урок окончен.

Оценивают свою деятельность на уроке.









Р: осуществлять самооценку деятельности.


способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.