Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Сообщение темы урока | — Мы продолжаем изучать с вами звуки и буквы. Для начала давайте вспомним, что такое звук, а что такое буква? — На какие две группы делятся звуки? — Чтобы сделать звук видимым, надо обозначить его. | Звук – то, что мы произносим и слышим. Буква – то, что мы пишем и видим. На гласные и согласные. (знаком или буквой) |
Работа со звуком. Звуковой разбор. | — Что изображено на первом рисунке в красной рамке? А если их много? — Какого цвета бывают шары? — Сколько слогов в слове «шары»? (хлопаем в ладоши) — Какой слог ударный? — Произнесем первый слог. — Что представляет собой слог? — Произнесем второй слог. — Что представляет собой слог? | Шар. Шары. Называют цвета. ша - ры, 2 слога ша – рыыыы, 2 слог ша – слого-слияние - ры слого-слияние (дети составляют звуковую модель слова, как в Азбуке под предметной картинкой) |
Выделение звука | — Произнесём хором последний звук? | [ыыыыыы] |
Артикулирование | — Произнесем хором звук и посмотрим, какую форму принимает ротик. | губы растянуты, чуть-чуть улыбаются |
Характеристика звука | — Какой он: гласный или согласный? Почему? — Ударный или безударный? | Гласный – воздух не встречает преграду. Ударный. |
Работа со звуком. Звуковой разбор. | — Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что изображено на картинке? — Сколько слогов в слове «горы»? (хлопаем в ладоши) — Какой слог ударный? — Произнесем первый слог. — Что представляет собой слог? — Произнесем второй слог. — Что представляет собой слог? | Горы. го - ры, 2 слога гоооо – ры, 1 слог го – слого-слияние - ры слого-слияние (дети составляют звуковую модель слова, как в Азбуке под предметной картинкой) |
Выделение звука | — Произнесём хором последний звук? | [ы] |
Артикулирование | — Произнесем хором звук и посмотрим, какую форму принимает ротик. | губы растянуты, чуть-чуть улыбаются |
Характеристика звука | — Какой он: гласный или согласный? Почему? — Ударный или безударный? | Гласный – воздух не встречает преграду. Безударный. |
Упражнение на слышание | — Я произнесу слова, а вы, если услышите новый звук, хлопните в ладоши: сыр, домик, мыло, лужа, ирис, мышь, рыба. — Рассмотрите сюжетную иллюстрацию в Азбуке и назовите слова с новым звуком. (с.32) — А теперь сами подберите слова с новым звуком. — С каким звуком познакомились? | Хлопают на слова: сыр, мыло, мышь, рыба. Рассматривают сюжетную картинку и называют слова. Приводят примеры своих слов. [ы] – гласный звук, может быть ударным и безударным. |
Работа с буквой. Ознакомление. | — Звук [ы] на письме обозначается буквой ы (показ картинки). — Почему буква одна? Попробуйте придумать слова на букву «ы». — В русском языке нет слов, которые начинаются с буквы «ы». А также нет большой буквы «ы», а есть только маленькая. Поэтому звук [ы] на письме может обозначаться только одной маленькой буквой «ы». Мы услыхали от совы, Что нету слов на букву «ы». (Е.Благинина) — На что похожа буква «ы»? — Рассмотрим занимательные картинки на доске: на что еще она похожа? — Разучим стишок про букву «ы»: Вот топор. Полено рядом. Получилось то, что надо: Получилась буква Ы – Все мы знать ее должны. (учитель читает весь стишок, потом по строчке – дети повторяют 2-3 раза, после чего предлагаем рассказать тем. Кто запомнил). — Так как этой буквой обозначается гласный звук, то посадим букву в красный домик ленты букв. Буква «ы» указывает на твердость впереди стоящего согласного звука, потому разместим ее наверху ленты. | Ребята пытаются придумать слова. Дети предлагают варианты. Дети рассматривают предложенные картинки и отвечают. Дети слушают, повторяют хором, рассказывают по одному. |
Запоминание | — Сконструируем букву из счетных палочек. | Конструируют букву. |
Узнавание | — У вас на парте лежит листочек с текстом: найдите и подчеркните букву «ы», сколько букв вы нашли? Мышка носом норку рыла, Отмывала носик мылом. Мыло мышке надоело — Мышка мыло с сыром съела! | Дети подчеркивают изученную букву. |
Итог | — С какой буквой познакомились? Что про нее узнали? | Буква «ы» Обозначает гласный звук [ы] и служит для обозначения твердости согласного звука. |