СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение иностранному языку

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБучеие иностранному языку

Просмотр содержимого документа
«Обучение иностранному языку»

Смешанное обучение зародилось в шестидесятых годах XX века. Прототипом современных систем онлайн обучения можно считать систему PLATO (Programmed Logic for Automatic Teaching Operations). Данная система разрабатывалась с начала 1960 года и продолжала совершенствоваться в дальнейшем.

Понятие «смешанное обучение» и описывающая его терминология появляются в конце 90-х годов. Под “смешанным обучением” (blended learning) наиболее часто обозначается комбинация очного обучения и электронного (с использованием компьютерных технологий). Наиболее полное определение данному виду обучения предлагают Н. В. Андреева, Л. В. Рождественская и Б. Б. Ярмахов. Смешанное обучение органично сочетает опыт обучения с преподавателем и онлайн.

Сторонники смешанного подхода основывают свою методику на предположении, что как очная форма обучения, так и онлайн-методы имеют свои преимущества. Цель состоит в том, чтобы найти гармоничный баланс между онлайн-доступом к знаниям и личным взаимодействием с людьми. К настоящему времени наиболее известная типология моделей смешанного обучения была разработана сотрудниками американского Института Кристенсена Х. Стейкером и М. Хорном и включает в себя следующие модели: «Rotation Model», «Flex Model», «Self-Blend Model», «Enriched-Virtual Model». Однако у данной типологии есть и свои недостатки. Так модель «Rotation», включает в себя целый класс различных моделей смешанного обучения, а «Online Driver» выходит за рамки определения смешанного обучения. Также необходимо учитывать, что типология была разработана для 12-летней общеобразовательной школы. Это ограничивает её применимость на других уровнях образования. Рассмотрим модели, которые получили наиболее широкое распространение в отечественной методике. Так, согласно модели «Перевернутый класс» (Flipped Classroom) элементы лекций и практических домашних заданий меняются местами. Обучающиеся самостоятельно изучают теоретический материал дома перед занятием, а время в классе посвящается активному обучению и применению вновь приобретенных навыков и умений. Это может быть реализовано в форме дискуссий, кейс-анализа, деловых игр, тематических исследований или проектной работы. Следующей моделью смешанного обучения является «Ротация станций» (Rotation Model), где обучаемые делятся по видам учебной деятельности.

Наряду со смешанным обучением существует гибридное обучение. Эти два подхода к обучению часто ошибочно считаются синонимами. Хотя они оба обозначают смесь, между ними существует значительная разница. При гибридном обучении некоторые обучающиеся посещают занятия лично, в то время как другие присоединяются к классу практически из дома. В этом случае преподаватель будет обучать удаленных и физически присутствующих обучающихся одновременно, используя такие инструменты, как аппаратное и программное обеспечение для видеоконференцсвязи. Смешанное обучение, с другой стороны, сочетает в себе очное обучение с онлайн-методами обучения. Таким образом, обучаемые могут прослушать лекцию в классе, а затем пройти онлайн-тест прямо в учебном заведении или дома.

На сегодняшний день многие высшие учебные заведения используют смешанное обучение в процессе иноязычного образования в качестве дополнительного средства для развития словарного запаса. Прежде всего, у обучающегося есть возможность поработать над всеми аспектами лексической единицы, то есть с правописанием, значением, фонологическим представлением и грамматическими знаниями. Возможности для этого создаются как во время очного урока, так и в ходе работы онлайн. Презентация и первичное закрепление могут быть организованы во время очного занятия, тогда как активизация иноязычной лексики происходить онлайн с помощью информационно-коммуникативных технологий. Смешанный подход также охватывает все процессы, необходимые для закрепления лексических единиц, а именно: ознакомление, повторение и использование в речи. M. Monika Pazio провела исследование на тему потенциала смешанного обучения в расширении словарного запаса обучающихся. Курс, в соответствии с определением смешанного обучения, состоял из двух компонентов: онлайн-части в форме обмена электронными сообщениями между участниками и носителем языка, а также традиционных очных занятий. Овладению письменной формой способствовали электронные письма, умению использовать необходимые лексические единицы в устной речи способствовали дискуссии на очном занятии. В результате такого подхода обучающиеся расширили свои знания словарного запаса в основном за счет имитации структур носителя, устранили некоторые из своих орфографических ошибок и изменили свой стиль письма на более формальный. Исследования показали, что смешанное обучение положительно оценивается обучающимися. Например, Х. Чжан, У. Сонг и Дж. Берстон (2011) провели сравнительное исследование эффективности изучения лексики с помощью мобильных телефонов и сравнили две группы студентов китайского университета. Результаты показали, что студенты, которые получали учебный контент с помощью смешанного подхода к обучению, имели лучшие результаты тестирования, чем группа студентов, которые обучались традиционным способом. Уэбб и Чанг измерили рост словарного запаса 166 тайваньских учащихся, которые получали различные виды смешанного обучения английскому языку в своих школах. Согласно С. Тосун одной из особенностей активизации лексики в условиях смешанного обучения является анализ потребностей и интересов обучаемых, чтобы подобрать оптимальные онлайн-инструменты для каждой конкретной группы обучающихся. Отметим, что смешанное обучение является довольно новым образовательным подходом, но с большим потенциалом для дальнейшего развития в эпоху цифровизации образования, в том числе и для активизации иноязычной лексики.

Таким образом, можно сделать вывод, что под смешанным обучением понимается образовательный подход, совмещающий обучение в аудитории с дистанционным обучением и электронным обучением. Существуют различные модели реализации смешанного обучения, наиболее популярной из которых в отечественной методике является модель «Перевернутый класс». Анализ исследований опыта применения смешанного обучения для работы с лексикой показал большое количество положительных результатов в расширении словарного запаса обучающихся.


© 2024, 94 0