Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Обучение лексике на уроках английского языка
Выполнил: преподаватель английского языка
Михайлова Л.А.
Оренбург, 2022 г.
Основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, которая включает в себя развитие речевой деятельности. Понятие речевой деятельности принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе. Под речевой деятельностью он понимал процессы говорения и понимания [4].
Важнейшим компонентом речевой деятельности в системе языковых средств является лексика. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, поэтому формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя. По результатам входной диагностики вновь поступившие в этом учебном году студенты имеют слабый уровень подготовки по дисциплине «Иностранный (английский) язык». Это можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. К объективным причинам можно отнести трудность предмета, недостаточное количество часов на изучение иностранного языка в школе, летние каникулы, отсутствие квалифицированных специалистов в сельских школах или неполный курс изучения немецкого языка из-за отсутствия учителя. Субъективных причин также достаточно много, это и индивидуальные способности студентов и различные заболевания, и надомное обучение, и отсутствие желания учиться. Для выравнивания базового уровня студентов-первокурсников предусматривается ряд мер по формированию у учащихся лексических навыков.
Прежде, чем говорить об обучении лексической стороне языка, нужно привести определение слова «лексика». По образному выражению Л.В. Щербы, лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния. Но более известно другое определение лексики. Лексика – совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему [3, 223]. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда).
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексических навыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевой деятельности.
К основным видам речевой деятельности относятся: говорение (устное выражение мысли); слушание (восприятие речи на слух и ее понимание); письмо (графическое, письменное выражение мысли); чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя [5].
Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть: 1) слова; 2) устойчивые словосочетания; 3) клишированные обороты (выражения) [1, 156].
А что значит овладеть словом? Это значит овладеть его значением, формой и употреблением, словообразованием, словоизменением. Графически это можно представить так:
Слово = значение + форма (звуковая, графическая) + употребление (словоизменение, словосочетание) [2, 164]
Из вышесказанного следует сделать вывод, что обучая лексике, мы обучаем языку. А обучение языку – главная задача методики преподавания иностранного языка.
Работа над лексикой идёт в три этапа:
I. Предъявление нового материала
Есть несколько способов предъявления нового материала.
1. Рассказ с элементами беседы.
С новыми словами учитель составляет рассказ (образцы таких рассказов даются в книгах для учителя, но учитель может сам составить, адаптировать данный рассказ). Дойдя до нового слова, учитель выделяет его голосом, останавливается и помогает учащимся догадаться о значении слова (или переводит, или использует картинку). После этого идёт работа над формами (как слово читается, пишется и произносится). Учащиеся смотрят на слово, слушают учителя и повторяют слово за учителем.
Первичное закрепление слов с помощью вопросов:
а) имитативный (вопрос, в котором есть все слова для ответа).
z.B. Is this a table?
b) альтернативный (из двух выбрать один вариант).
z.B. Is the table large or small?
c) вопрос, в котором новое слово встречается в окружении ранее пройденных слов
c) репродуктивный (на проверку запоминания)
В вопросе нет слов для ответа.
z.B. What is this? What are you doing now?
Учитель дальше повторяет предложение, на котором остановился, продолжает рассказ до следующего нового слова.
По окончании рассказа подводится итог работы, с какими новыми словами учащиеся познакомились, и что слова обозначают.
2. Предъявление новой лексики в беседе.
Для этого учитель заранее составляет основные вопросы к беседе.
У беседы должны быть начало, вступительные слова, вопросы к ученикам.
По ходу беседы предъявляются новые слова, закрепляются с помощью вопросов.
3. Предъявление новой лексики в отдельных ситуациях.
Если новые слова трудно соединить в один рассказ, то учитель составляет несколько небольших рассказов, включая в каждый по три четыре новых слова. В ходе рассказа раскрывают только значения новых слов, закрепление слов в упражнениях происходит после окончания рассказов.
4. Предъявление новой лексики в отдельных предложениях.
Если запас слов у учащихся ещё невелик, учитель вводит новые слова в отдельных предложениях. Слово выделяется из предложения, идёт закрепление с помощью вопросов.
5. Предъявление новой лексики отдельным списком слов.
Задача этого пути – учить учащихся работать со словарём. Учитель ставит задачу выучить новые слова по теме, научиться работать со словарём. Он рассказывает им об устройстве словаря, раскрывает основные обозначения и указывает на форму записи в словаре.
Затем учащиеся прочитывают весь список слов за учителем, затем даётся время, чтобы ученики отыскали слова в словаре и перевели их.
6. Предъявление новой лексики в процессе чтения текста.
Учащиеся читают текст про себя и, встретив незнакомое слово, задают учителю вопросы.
Учитель читает текст, новые слова выделяет голосом, учащиеся задают ему вопросы.
Ученики читают текст, сами находят слова в словаре, записывают значения их и учитель проверяет работу.
7. Предъявление новой лексики в процессе прослушивания текста.
Учащиеся получают задание, прослушивают текст, и, встретив незнакомое слово, спрашивают его значение у учителя.
8. Предъявление новой лексики в процессе подготовки учащихся к высказыванию.
Учитель ставит задачу научиться рассказывать о чём-либо, при этом нужно запомнить значения некоторых новых слов. На доске написана тема, основные пункты плана высказывания и слова к каждому пункту плана. Учитель работает над высказыванием отдельно по каждому пункту плана, он задаёт вопросы или высказывает основные мысли. Новые слова учитель спрашивает отдельно. Затем идёт работа в виде называния новых слов и рассказа учащихся по каждому пункту плана.
9. Предъявление новой лексики в процессе просмотра аудио и видео материала.
На этом этапе сообщается название аудио материала или видеофильма и предлагается угадать его содержание, предсказать возможный ход событий, определить название новой темы.
В процессе просмотра видеофильма или аудирования осуществляется ознакомление с новыми словами, которые могут вызвать трудности при прослушивании и просмотре видео и аудио материала, рассмотрение примеров их употребления в предложениях, взятых из фильма, анализ грамматических структур, фразеологических единиц.
II. Второй этап работы над лексикой – тренировка.
Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:
запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой
формирование сочетаний слов смыслового характера
Приведем набор упражнений первой категории:
Назвать изображенные на картинке предметы.
Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).
Исключить из ряда слов слово, не соответствующее данной ситуации (теме).
Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу, например:
Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти.
Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.
Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.
Поставить вопрос к высказыванию, выяснив… (в вопросе предполагается употребление нового слова).
Ответить на вопрос, употребив новое слово.
Написать стихотворение (методом подстановки).
К этим упражнениям примыкают разнообразные «игры в слова».
Подберите из «разбросанных» слов сочетания.
Распространите предложения за счет определений к выделенным существительным, дополнений к глаголам-сказуемым (из данных под чертой, по памяти).
Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и т. д.
Для активизации лексики используется аудио и видео сопровождение:
передать краткое содержание видеофильма, ответить на вопросы касающиеся содержания, выполнить задания, связанные с последующим пересказом содержания, а также задания на определение последовательности и поведения персонажей и т.д.
III. Третий этап работы над лексикой – применение.
Здесь от учащихся требуется использовать новые слова в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимать текст на аудировании, понимать новые слова при чтении текста. Следует заметить, что владение словом иностранного языка в значительной степени зависит от характера закрепления и от практики, а не от способа введения. И центральным звеном во всей работе по созданию лексических речевых навыков является второй и третий этапы.
В последнее время многие исследователи – лингвисты предлагают новые методики и приёмы обучения лексической стороне немецкого языка. Сейчас всё чаще в школах стали использовать компьютер и Интернет при обучении иностранному языку. Этот способ считается наиболее эффективным. На компьютере разрабатываются специальные программы.
В настоящее время появились и более совершенные программы, которые обучают английскому языку комплексно, т.е. идёт обучение лексике, грамматике, фонетике и орфографии одновременно. [6].
Отработка лексики в компьютерном зале даёт много преимуществ: учащиеся быстрее и увереннее справляются с такими упражнениями, как перевод с немецкого на русский язык и наоборот, составление рассказов по ключевым словам, ответы на вопросы учителя, описание тематических картинок. Работа в компьютерном зале экономит время, так как опрашиваются несколько учеников (по числу компьютеров в классе). Ценным является и тот факт, что при работе с компьютером легко организовать соревнование в классе (на знание лексики). При этом особенно важным является то, что выставляет оценки беспристрастный и безошибочный судья – компьютер.
Список используемой литературы:
Берман И. М. и др. Основы методики преподавания иностранных языков. Киев.: Вища шк., 1986. - 156 с.
Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в среди школе. - М.: Просвещение, 1988. – 164 с.
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. – Л.: Просвещение, 1986. – 223 с.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М., 2004
http://refleader.ru/meryfsrnarna.html
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37554