СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение немецкому языку учащихся с ОВЗ ЗПР на начальном этапе в рамках реализации ФГОС

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос успешного обучения слабоуспевающих учащихся с ОВЗ ЗПР немецкому языку в рамках реализации новых стандартов образования на начальном этапе.

Просмотр содержимого документа
«Обучение немецкому языку учащихся с ОВЗ ЗПР на начальном этапе в рамках реализации ФГОС»

Обучение немецкому языку учащихся с ОВЗ ЗПР на начальном этапе

в рамках реализации ФГОС

 

Автор: Творогова Татьяна Анатольевна

МБОУ СОШ № 215,  Ленинский район, г. Новосибирск

E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается вопрос успешного обучения слабоуспевающих учащихся, а также учащихся с ОВЗ ЗПР, немецкому языку в рамках реализации новых стандартов образования.

Ключевые слова: слабоуспевающие ученики, ОВЗ ЗПР, отставание в учёбе, универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход в обучении, положительная мотивация.

При переходе на новые стандарты образования возникает много вопросов, ответы на которые можно найти, только изучив внимательно сами стандарты. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования предлагает:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

  • изменение оценки результатов обучения (оценки не только предметных ЗУН, но личностных и метапредметных результатов);

  • изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

  • изменение системы аттестации школ.

Освоение основной образовательной программы начального общего образования происходит посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции-умения учиться. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий – формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентации на моральные нормы и их выполнение, способности к моральной децентрализации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий – овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы и их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий – умение использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий – приобретение умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. 

Однако в последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В моих группах изучения немецкого языка есть дети, соматически ослабленные из-за хронических или длительных заболеваний, для которых характерна низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины. Встречаются и дети с задержкой психического развития (ОВЗ ЗПР-7.1, ОВЗ ЗПР-7.2). Основные причины неуспеваемости моих учащихся можно объединить в группы: особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье. 

Отставание моих учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

  • Недостаточный уровень когнитивного развития (ослабленные виды памяти, низкий уровень концентрации внимания, трудности в звуковом анализе, нарушенный фонематический слух, низкий уровень развития словесно-логического мышления).

  • Проблемы семейного воспитания (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий). 

  • Несформированность учебных навыков (ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).

  • Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность, неусидчивость, импульсивность).

  • Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).

  • Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач, низкая работоспособность).

Нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению. Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей. Как же можно помочь слабоуспевающему ученику? Предлагаю десять вариантов ответов на данный вопрос.

1. Смещение целей в обучении. Не первый год работая с такими детьми, я пришла к выводу, что обучать иностранному языку их необходимо, но при условии смещения акцента в постановке целей с практического владения иностранным языком, на общее развитие детей. На первое место здесь я ставлю задачу расширения кругозора таких детей, обогащение их страноведческими знаниями, развитие когнитивных процессов, чему способствует проектная, игровая деятельность на уроках. Появляется больше возможностей для такой необходимой детям похвалы и поощрения, ведь они могут проявить себя на любом этапе урока. При этом снимаются отрицательные свойства контроля как «безнравственного средства ловить ученика на незнании» (Сухомлинский).

2. Системно-деятельностный подход обучения. Свои уроки иностранного языка я стараюсь организовать таким образом, чтобы обучающийся выступал как субъект обучения, активно осваивающий знания, что способствует овладению ими на уровне смысла. По мнению И.С. Якиманской, в этом – суть системно-деятельностного обучения, направленного на развитие индивидуальных особенностей обучающихся согласно их интересам, запросам и тенденциям современной жизни. Стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

  • В процессе контроля за деятельностью учащися: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование положительной оценкой, подбадриванием, похвалой. 

  • При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощником при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы; 

  • В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка занятий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогическое задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью. 

  • При организации самостоятельной работы: выбор для группы успевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.

Для разнообразия учебных будней использовать разнообразные формы и жанры урока. В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте. 

3. Дифференциация обучения. Не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока. Также это и создание на уроке ситуации успеха. Это позволяет сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности, а слабому – выполнить посильный объем работы. Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве

4. Индивидуализация обучения. На моих уроках каждый ученик, работая индивидуально, имеет возможность выбрать задание любого уровня сложности, тем самым не только достичь обязательного уровня обучения, но и, в зависимости от познавательных интересов, саморазвиваясь, двигаться дальше. Для закрепления учебного материала таким учащимся необходимо более длительное время, учитель для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

5. Сотрудничество в обучении. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. «Индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу.

Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это даёт всем членам команды равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет слабоуспевающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают); помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд. При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

6. Психологизация обучения. Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен знать собенности психического развития ребёнка: восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный), внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное), память (вербальная, невербальная).

Также следует обратить внимание на то, что психологи условно разделили людей по ведущему каналу восприятия информации на следующие категории:

  • визуалы (ведущим является зрительный канал восприятия информации), они думают и запоминают картинками, а словесные конструкции воспринимают с трудом, предпочитают читать сами, чем слушать чтение;

  • аудиалы (ведущим является слуховой канал восприятия информации), они разговаривают сами с собою, шевелят губами, проговаривают слова при чтении, любят музыку, любят дискуссии;

  • кинистетики (чувственный канал, внутренние ощущения, движения), для этих учеников характерно обилие движений, богатые физические реакции, жестикуляция.

Обладая представлением о том, к какой категории принадлежит ученик, можно предположить, что: аудиал при введении материала проявит себя в работе с прослушиванием высказывания и составлением подобного по образцу; визуал при введении материала будет прекрасно работать с текстом учебника; кинистетик лучше освоит новый материал в игре.Учёт в организации учебного процесса ведущего канала восприятия при работе со слабоуспевающими учениками является проявлением индивидуального подхода.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  • Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

  • Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

7. Проектное обучение. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся, что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. 

Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках. А как помочь неуспевающему ребенку преодолеть неуверенность в себе? Учителю нужно создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций. Для этого рекомендуется ставить перед учителем такие задачи, которые будут ему посильны и выполнимы.

8. Положительное оценивание. Нужно стараться вычленять те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе. Это могут быть работа в летнем лагере, туристический поход, занятие спортом и пр. выявление «успешных» сфер деятельности отстающего школьника позволяет изменить отношение к нему педагогов, родителей учеников в лучшую сторону. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Таким ученикам я предоставляю возможность отличиться, отмечаю похвалой даже самое незначительное движение вперёд, например: «Молодец, ты стал читать гораздо быстрее, чем раньше». «Ты очень хорошо рассказываешь, я радуюсь твоим успехам». В связи с этим я хотела бы напомнить о системе содержательных оценок, разработанной Ш.А. Амонашвили ещё в 1984 году. Она включает в себя четыре компонента: доброжелательное отношение к ученику как к личности; положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия не дали положительного результата); конкретный анализ трудностей, с вставших перед учеником, и допущенных им ошибок; конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат.

При оценивании ученика я стараюсь использовать все эти компоненты, даже если ученик ответил не лучшим образом.  Достаточно эффективным может быть прием, который использовался известным педагогов Ш.А. Амонашвили, - превращение отстающего ученика в «учителя», наставника, помогающего слабому ученику из младшего класса.  Цикличность изложения учебного материала, осуществление практической деятельности через деятельностный метод, затем теория.

9. Связь с семьёй. Успеха добивается педагог, постоянно работающий в триаде «ребёнок-учитель-родитель». Поэтому продуманная просветительская работа с родителями, имеющая целью разъяснение имеющихся учебных трудностей ребёнка и нахождение совместных вариантов и путей помощи ученику, - одна из основных моих задач как учителя немецкого языка в общеобразовательной школе. Также стараюсь организовывать совместную деятельность детей и родителей в рамках урочной и внеурочной деятельности по немецкому языку.

Формы работы с родителями: Посещение фестивалей немецкого кино; Участие в праздниках, концертах, конкурсах Немецкого центра НГТУ, Русско-немецкого дома; Выступления на родительских собраниях; Проведение тематического родительского лектория; Участие родителей во внеклассных мероприятиях; Посещение родителями уроков немецкого языка;

10. Внеурочная деятельностьРазнообразная внеурочная деятельность по немецкому языку способствует сохранению мотивации к изучению немецкого языка. Система данной работы по немецкому языку включает в себя совокупность взаимосвязанных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединённых общими целями, которые тесно переплетаются и могут быть сформулированы следующим образом: стимулирование интереса обучающихся к изучению предмета; расширение и углубление знаний обучающихся в овладении иностранным языком и иноязычной культурой; развитие личности ребёнка в плане самоопределения себя как носителя определённого языка и культуры.

Формы внеурочной деятельности по немецкому языку, применяемые мной в ОО: Недели иностранного языка; Викторины по страноведению; Конкурсы чтецов на немецком языке; Праздники на немецком языке; Творческие эссе «Моя Германия»; Игры на немецком языке; Немецкое кино; Олимпиады, в т.ч. дистанционные, и т. д.

Таким образом, вышеназванные десять вариантов помощи слабоуспевающим учащимся способствуют их познанию в области другого языка и культуры, формируют у них положительную мотивацию изучения немецкого языка, которая приводит к стабильным и устойчивым результатам качества обучения.