Обучение письму как виду речевой деятельности
Обучению письму – формирование компетенций самостоятельного изложения мыслей в письменной форме.
Этапы работы над формированием навыков письма
1-ый этап - работа с образцами, когда обучающий анализирует предлагаемые образцы письменных текстов и усваивает модель их написания;
2-ой этап – написание письменных работ с опорой, предлагаемой преподавателем;
3-ий этап - самостоятельное написание текста с учетом возникшей/созданной преподавателем ситуации.
Работа над написанием эссе
Эссе – это особый жанр письменной ученической работы, цель которой не столько информировать читателя по тому или иному вопросу или доказать что-либо, сколько поделиться с читателем своими личными размышлениями в связи с прочитанным либо в связи с какой-то темой.
Виды эссе в школьной практике
ЭССЕ
эссе-повествование
эссе-описание
Эссе-рассуждение
Эссе - повествование
1. Завязка действия (начало события).
2. Развитие действия.
3. Кульминация (момент наивысшего напряжения).
4. Развязка (конец события).
Пример: Составьте рассказ по картинкам
ЭССЕ-ОПИСАНИЕ
1. Общее впечатление (представление) о предмете, местности или явлении.
2. Отдельные признаки предмета (детали общей картины).
3. Оценка, вывод, заключение.
Эссе-описание: Описываем осенний пейзаж
Схема абзаца-описания
Деталь 1
Тема
Общее
Оценка
впечатление
Деталь 2
Деталь 3
Скамейка
Ассоциации
Сравнения
Определения
Какие?
,
лист
Асссациации
Сравнения
Определения
Какие?
росток
Асссациации
Сравнения
Определения
Какие?
Схема описания
ЭССЕ-рассуждение
1. Тезис (утверждение какой-то мысли).
2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы, сопровождаемые примерами.
3. Вывод, или заключение.
Напишем рассуждение
Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек
Предложения и слова, при помощи которых связываются части рассуждения:
- Докажем это.
- Это можно доказать так (следующим образом).
- Почему? И вот почему,
- Обобщим все сказанное.
- Таким образом, …
- Это объясняется следующим.
- Следовательно, ….
Иногда части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и интонации.
Пример эссе-рассуждения ученика 5 класса
В чём заключается счастье? Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых друзей. А друзья эти – книги.
Методы развития письменной речи*.
Различные виды работ по созданию собственного текста вырабатывают у учащихся особенную глубину понимания, делают их более наблюдательными, помогают найти свою собственную точку зрения, манеру письма, развивают уважение к собственным мыслям и опыту. К ним можно отнести: РАФТ, 5-10-минутные эссе, изложения с элементами сочинения, аргументирующее эссе и многое др.
* Цит. по Предметный стандарт по русскому языку для школ с кыргызским, таджикским, узбекским языками обучения для 5-9, 10-11 классов. – С. 7
Спасибо за внимание!