СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение письму как виду речевой деятельности (на примере написание эссе)

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение письму как виду речевой деятельности (на примере написание эссе)»

Обучение письму как виду речевой деятельности (на примере написание эссе)


В последнее время в обучении немецкому языку немало внимания уделяется такому аспекту языка, как письмо. Долгое время этот процесс представлял собой развитие навыков правописания и изложения материала по изучаемой теме. При коммуникативно-ориентированном подходе к обучению уделялось больше внимания устной речи, а письменные умения сводились в основном к написанию личного письма или поздравительной открытки.
Современные требования к обучению немецкому языку включают широкий спектр письменных умений: полностью решать коммуникативную задачу, логично и связно строить письменное высказывание, выбирать адекватный стиль речи, делить текст на абзацы и правильно использовать средства связи между предложениями и абзацами. Единый государственный экзамен по немецкому языку выявил недостаточные умения учащихся в написании эссе.
Эссе представляет собой прозаическое произведение небольшого объема с ярко выраженной субъективной точкой зрения относительно рассматриваемой проблемы.

В немецкой журналистике эссе относится к «meinungsbetonte Darstellungsformen», в российской – к художественно-публицистическим жанрам.

Требования к написанию эссе различаются в российской и немецкой журналистике. Если в российской публицистике эссе понимается как субъективная (личностная) трактовка темы или проблемы в свободной форме, то особенности его в немецкой публицистике заключаются в том, что в эссе автор рассматривает столкновение мнений и позиций по определенному вопросу, а также отчетливо выражает и доказывает своё отношение относительно рассматриваемой проблемы. В центр внимания ставится некий тезис, который должен быть либо аргументировано подтвержден, либо аргументировано опровергнут. При этом эссе должно быть весьма четко структурировано.

Структура эссе:

1.Вводная часть:

- интересное вводное предложение;

- в первых абзацах обозначаются темы и проблемы эссе;

- краткий обзор существующих позиций по данной проблеме;

- определение собственной позиции. Объем: 2 предложения

2.Основная часть:

Содержит более подробный анализ различных мнений по рассматриваемой проблеме, усиление своей позиции вескими аргументами, подтверждение собственного мнения убедительными примерами. Взгляд с одной стороны (или аргументы «за») – 7-8 предложений. Взгляд с другой стороны (или аргументы «против») – 7-8 предложений.

3.Заключение:
Дается краткое обобщение аргументации, выводы, как практически может быть решена проблема, указание на аспекты проблемы, которые требуют дальнейшего анализа. Заключительное предложение, которое побуждает к размышлению.
Объем: 3 предложения. Объем всего эссе 240 – 250 слов.

Как начать эссе?

Вступление – это введение читателя в суть вопроса, но оно не должно в точности копировать задание. Для этого используются синонимичные выражения.


Вступление может иметь вид

- фразы, принадлежащей герою дискуссии и ее комментария,

- согласия или несогласия с одним из участников спора,

- риторического вопроса,

- вопроса–ответа,

- собственного высказывания,

- предложения, констатирующего актуальность темы,

- прямого обращения к читателю,

- зарисовки какой-то необычной ситуации.


Как писать эссе на немецком языке?



«Эссе – жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

Большой энциклопедический словарь

Аргументированное эссе – сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную тему. Эссе защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против».

Цель написания эссе – высказать и доказать свое мнение, убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону. При этом большое внимание уделяется критике противоположной позиции. Важно сформулировать доказательства, почему предпочтительна данная позиция, а не другая. Не менее важно выразить в эссе свои эмоции, доставить удовольствие себе и читателю, развлечь.

В какой форме выразить свои мысли и чувства?

аналогии, т.е. способ рассуждения, построенный на сравнении (если А и Б схожи по некоторым направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства)

ассоциации, т.е. первая пришедшая в голову реакция на слово

рассуждения, т.е. формулировка и доказательство мнения.

предположение, т.е. утверждение, не подтвержденное доказательствами

суждение – предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно это или ложно?

доводы, т.е. факты, ссылки на авторитеты, законы, доказательства.



Где найти нужную информацию?

        личный опыт, случаи из жизни

        учебники, словари, справочники, худ. литература

        Интернет-ресурсы



Структура эссе:

Вступление

Важно сообщить цель своей работы, обозначить свою позицию и сделать это оригинально, заинтересовать читателя. Здесь уместны афоризм, шутливое замечание, обращение к читателю, вопрос. (Около 50 слов)

Основная часть

Последовательное изложение темы, развитие основных идей.

Определите подход:

- прямой (дедуктивный) – от общего к частному. За каждой идеей следуют конкретные поясняющие детали, аргументы (доказательства, факты) и примеры из собственного опыта или из истории, худ. литературы и т.д.

- обратный (индуктивный) – от частного к общему, т.е. вначале приводятся примеры и доводы, а затем формулируется идея.

Здесь уместны цитаты, разнообразные средства выразительности (метафора, ирония, парадокс, намек, риторические восклицания и вопросы и др.)

Обратите внимание на логичность, точность, краткость и выразительность изложения.

(Около 200 слов – на основные идеи, примерно 200 – на аргументы и примеры, подтверждающие основные идеи).

Заключение

Подведение итогов. Усилить смысл написанного, создать определенное впечатление, настроение.

(Около 50 слов)



Вначале мы внимательно читаем тему и проверяем, каких аргументов требует данная тема: аргументов общего характера или есть возможность высказать свое собственное мнение.

Затем обдумываем содержание, полноту выполнения задания. При планировании эссе с аргументацией “за” и “против” располагаем материал в четырех абзацах:

1.       вступление – постановка проблемы;

2.       аргументы “за”;

3.       аргументы “против”;

4.       заключение.

Первый абзац – вступление – включает в себя несколько предложений, которые представляют тему и выражают ее двойственный характер.

Можно использовать следующий языковой материал:

         Man sagt, dass

Es wird gemeint, dass…

Laut (der Verfassung)…,

Nach den Worten von …

Es ist sehr interessant, …

Es ist eine Frage, (ob)…

Работая над аргументами, помним, что аргументы “за” и “против” пишем в отдельных абзацах.

Высказывая несколько аргументов “за” или “против”, мы ставим их в логической последовательности, соединяя их союзами или союзными словами. Второй, третий аргументы, подтверждая и расширяя первый, вводят следующие союзы и союзные слова: Dazu, dabei, аußerdem, ich würde sagen.

Например,

Ich verstehe mich gut mit meinen Eltern. (+) (положительный аргумент)

Sie lieben mich. (+)

Sie helfen mir immer, wenn ich Hilfe brauche. (+)

Dabei akzeptieren sie meine Meinung. (+)

Dazu geben sie mir genug Taschengeld.

Außerdem verbringen wir viel Zeit zusammen.(+)

Ich würde sogar mehr sagen: meine Eltern sind meine Freunde.

Die Erwachsenen können die Jugendlichen nicht verstehen. (-) (отрицательный аргумент)

Dabei meinen sie, dass die meisten Jugendlichen nur Spaß vom Leben haben wollen. (-)

Dazu sind sie oft zu autoritär. (-)

Außerdem akzeptieren sie nie die Meinung ihrer Kinder. (-)

Ich würde sagen, die Menschen haben zu wenig Liebe zueinander.(-)



Для введения контрастирующих аргументов используются следующие союзы и союзные слова: aber, andererseits, trotz (G.), trotzdem, obwohl, im Gegensatz zu.



Например,

Man sagt, dass die heutigen Kinder wenig lesen. (-)

Trotz der Bemühungen der Lehrer und der Eltern sehen sie lieber fern. (-)

Im Gegensatz zum Buch ist das Fernsehen attraktiv und unterhaltsam.(-)

Andererseits lesen die meisten Kinder sehr gern Comics. (+)

Obwohl die meisten Jugendlichen nur wenig lesen, ist Lesen mein Hobby. (+)

Trotzdem bleibt ein gutes Buch auch heute ein schönes Geschenk zum Geburtstag.

В основной части эссе мы также употребляем союзы и союзные обороты, выражения: also, deshalb, darum, in erster Linie, vor allem, erstens (zweitens, drittens), meiner Meinung nach, was mich anbetrifft, was mich angeht, zum Beispiel.



В последнем абзаце следует обобщить высказанное и сделать заключение: снова пишем предложение, отражающее противоречивость темы, но в то же время, дающее надежду на нахождение компромисса. Если тема позволяет, здесь четко можно выразить свое мнение. Используем выражения: zum Schluss, im Ergebnis, also, im großen und ganzen, zusammengefasst.



При написании эссе с аргументами “за” и “против” мы помним –

1.       Структуры предложений должны быть сложными.

2.       Постарайтесь использовать больше безличных предложений.

3.       Не употребляйте сокращений (z.B., usw).

4.       Давайте примеры, где возможно.

5.      Соблюдайте правила орфографии и пунктуации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!