Тема Р.р. Обучение рассказу по картине И. Попова «Первый снег»
Цели: научить создавать дневниковые записи, передавать настроение при описании природы на основе произведений живописи; учить отбирать необходимые для создания сочинения-описания средства выразительности;
учить видеть прекрасное в обыденном; передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова.
Ход урока
I Оргмомент.
Работа со словарём: сколько душе угодно(вдоволь),как снег на голову(неожиданно).
1.Лексическое значение. Синонимы.
2.Употребление. Составить предложения.
II Работа по новой теме
1.Первое впечатление.
2.Сообщение о художнике
Попов Игорь Александрович (1927 — 1999) — живописец, актёр, народный художник РСФСР (1978).
Творчество Попова (преимущественно пейзажи, жанровые композиции, портреты) проникнуто поэтичным восприятием русской природы, современной жизни небольших русских городов и их жителей; для его картин характерна свободная живописная лепка («Базарный день», 1958‒60, Ярославский художественный музей; серия портретов «Рыбаки из Галича», 1965, Дирекция художественных фондов и проектирования памятников министерства культуры РСФСР, 1967, и «Сентябрь. Тишина», 1972, ‒ обе в Третьяковской галерее). Одна из его картин «Первый снег» также показывает небольшой русский город и его жителей.
3.Ассоциация . Психол. Основанная на нервно-мозговых процессах связь между отдельными психическими актами (представлениями, мыслями, чувствами), благодаря которой за одним следует другое, так или иначе с ним связанное. Ассоциация по сходству.[От лат. associare — присоединять].
- С какими словами ассоциируется картина?(Праздник, радость, восторг, новизна)
4.Эмоциональное состояние(настроение и чувство).Мини-лекция с элементами беседы.
Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние , окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое. Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.
Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.
Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.
- Каким образом мы определяем настроение человека?
- Как человек выражает чувства?
5.Дневник.Работа со словарём
Дневни́к — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты.Записки.( Вспомнить: Далевские чтения,диктант)
Задание: описать картину, используя официально-деловой стиль: научный (по выбору: география, психология, живопись),художественный(по выбору: внутреннее, внешнее переживание)
6.Работа с упр.233
Особенности жанра дневниковых записей:
а) дата и место событий;
б) личные впечатления;
в) повествование от первого лица;
г) монолог или внутренний диалог;
д) мысли отрывочные, запись краткая;
е) общая оценка людей и событий;
ж) выражение эмоций (восклицательные предложения).
- Назовите черты сходства и различия между дневниковой записью и рассказом.
Наша задача: написать сочинение-рассказ по картине в форме дневниковой записи., используя причастные и деепричастные обороты.
7.Работа над планом.
1. Раннее утро.
2.Чудесное преображение
3. Герои улицы.
4.Радость детства.
8. Подбор материала.
Небо- пасмурное, серое ,низкое ,затянутое снеговыми облаками.
Снег - белый, пушистый, легкий, покрытый следами.
Дома – старый городской дворик, на подоконниках, крыши домов покрыты.
Тротуар – широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами.
Люди – три девочки кружатся, радуясь, молодой человек в телефонной будке, наблюдая за падающими снежинками.
Деревья – старые, ветвистые, с не облетевшей осенью листвой, ветки, одетые в снежную шубу.
Щенок – замерзший, впервые увидевший, одиноко стоящий посреди улицы.
Чувства - радость, восторг, умиротворение, счастье.
Краски - серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.
III .Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке? Как вы понимаете выражение «унестись в воображении»?
Домашнее задание Собрать материал для письменной работы упр.233,238(устно).