СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение рассказу по картине И.А.Попова"Первый снег"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить семиклассников  воображению невозможно,а вот развивать умение  дорисовывать и наполнять чувствами,то есть творить новое,выходить за рамки привычного,вполне по силам на уроках развития речи.

Просмотр содержимого документа
«Обучение рассказу по картине И.А.Попова"Первый снег"»

Тема Р.р. Обучение рассказу по картине И. Попова «Первый снег»

Цели: научить создавать дневниковые записи, передавать настроение при описании природы на основе произведений живописи; учить отбирать необходимые для создания сочинения-описания средства выразительности;

 учить видеть прекрасное в обыденном; передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова.

Ход урока

I Оргмомент.

Работа со словарём: сколько душе угодно(вдоволь),как снег на голову(неожиданно).

1.Лексическое значение. Синонимы.

2.Употребление. Составить предложения.

II Работа по новой теме

1.Первое впечатление.

2.Сообщение о художнике

Попов Игорь Александрович (1927  — 1999) — живописец, актёр, народный художник РСФСР (1978).

Творчество Попова (преимущественно пейзажи, жанровые композиции, портреты) проникнуто поэтичным восприятием русской природы, современной жизни небольших русских городов и их жителей; для его картин характерна свободная живописная лепка («Базарный день», 1958‒60, Ярославский художественный музей; серия портретов «Рыбаки из Галича», 1965, Дирекция художественных фондов и проектирования памятников министерства культуры РСФСР, 1967, и «Сентябрь. Тишина», 1972, ‒ обе в Третьяковской галерее). Одна из его картин «Первый снег» также показывает небольшой русский город и его жителей.

3.Ассоциация .  Психол. Основанная на нервно-мозговых процессах связь между отдельными психическими актами (представлениями, мыслями, чувствами), благодаря которой за одним следует другое, так или иначе с ним связанное. Ассоциация по сходству.[От лат. associare — присоединять].

- С какими словами ассоциируется картина?(Праздник, радость, восторг, новизна)

4.Эмоциональное состояние(настроение и чувство).Мини-лекция с элементами беседы.

Настроение представляет собой общее эмоциональное состояние , окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое или вялое. Люди различаются по внешнему выражению своего настроения. У одних людей их настроение всегда можно прочитать на лице, а другие люди хорошо маскируют свое настроение, что о нем трудно догадаться по внешнему виду человека.

Чувства носят личностный характер. Это означает, что в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Как правило, предметы, с которыми мы имели дело в радостной, эмоциональной обстановке, и в дальнейшем будут вызывать у нас положительную реакцию. А неприятные или грустные события и позже вряд ли вызовут радость. В связи с этим чувства можно рассматривать как важнейшую характеристику личности.

Чувства не только отражают отношение человека к объектам, но и несут информацию о них. Даже впервые встречая тот или иной объект, того или иного человека, мы испытываем к нему какие-нибудь чувства.

- Каким образом мы определяем настроение человека?

- Как человек выражает чувства?

5.Дневник.Работа со словарём

Дневни́к — совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты.Записки.( Вспомнить: Далевские чтения,диктант)

Задание: описать картину, используя официально-деловой стиль: научный (по выбору: география, психология, живопись),художественный(по выбору: внутреннее, внешнее переживание)

6.Работа с упр.233

Особенности жанра дневниковых записей:

а) дата и место событий;

б) личные впечатления;

в) повествование от первого лица;

г) монолог или внутренний диалог;

д) мысли отрывочные, запись краткая;

е) общая оценка людей и событий;

ж) выражение эмоций (восклицательные предложения).



- Назовите черты сходства и различия между дневниковой записью и рассказом.

Наша задача: написать сочинение-рассказ по картине в форме дневниковой записи., используя причастные и деепричастные обороты.

7.Работа над планом.

1. Раннее утро.

2.Чудесное преображение

3. Герои улицы.

4.Радость детства.

8. Подбор материала.

Небо- пасмурное, серое ,низкое ,затянутое снеговыми облаками.

Снег - белый, пушистый, легкий, покрытый следами.

Дома – старый городской дворик, на подоконниках, крыши домов покрыты.

Тротуар – широкий, занесенный глубоким снегом, усеянный следами.

Люди – три девочки кружатся, радуясь, молодой человек в телефонной будке, наблюдая за падающими снежинками.

Деревья – старые, ветвистые, с не облетевшей осенью листвой, ветки, одетые в снежную шубу.

Щенок – замерзший, впервые увидевший, одиноко стоящий посреди улицы.

Чувства -  радость, восторг, умиротворение, счастье.

Краски - серые, белые, голубые, желтые, светлые, бежевые.

III .Рефлексия.

- Что нового узнали на уроке? Как вы понимаете выражение «унестись в воображении»?

Домашнее задание Собрать материал для письменной работы упр.233,238(устно).












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!