СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение школьников речевому этикету

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант тематического планирования  изучения вопросов темы "Обучение речевому этикету"

Просмотр содержимого документа
«Обучение школьников речевому этикету»

«Обучение школьников речевому этикету»


Вариант тематического планирования изучения вопросов темы «Обучение школьников речевому этикету»


Класс

Раздел

рабочей программы

Тема

рабочей программы

Содержание

работы по изучению речевого этикета

Методический

комментарий

5 кл.









































































































































































































































































































6 кл.












































































































7 кл.















































































7кл.

Родной русский язык




















10 кл.

Язык и общение









































































Cинтаксис





























































































































































































































Местоимение











































































































Учебно-научная речь
































































Повторение и систематизация изученного в 5-7-м кл.







Речь. Речевая деятельность. Текст





















Речевое общение


































































Язык и человек





















Общение устное и письменное
























Слушаем на уроке























Словосочетание










































Предложения с обращениями




















































Письмо









































Прямая речь












































Диалог






































Личные местоимения










































































































Отзыв













































Учебный доклад




















Учебно-научная речь











Язык и речь. Традиции русского речевого общения



















Виды и формы общения





































Понятие об этикете и речевом этикете. Назначение этикета.

Основные вехи истории этикета







































































Национальная специфика речевого этикета.









































Система обращений в современном русском речевом этикете.





















































Церемонии и этикетные тексты








































Некоторые основные формулы речевого этикета, используемые в ситуациях официального общения.









































Этикет (делового) телефонного разговора.





































Правила ты- и Вы-общения.











































































































Назначение речевого этикета

































































Церемонии и этикетные тексты. Поздравительный текст











Национальная специфика речевого этикета























Некоторые правила делового знакомства. Знакомство с помощью визитных карточек.



Целевая установка урока: уточнить смысл понятия «общение»; расширить представление учащихся о целях и культуре речевого общения, а также обратить внимание на словесные и несловесные (невербальные) средства общения.

П.1, упр.2 позволяет учащимся на собственном примере продемонстрировать утверждение, что язык – средство общения и отражение норм речевого этикета.


Цель: разграничить понятия «устное» и «речевое» общение.

Небольшая беседа о понятии «общение», выясняем, как дети его понимают. Предварительно они могут работать в парах, затем коллективный обмен мнениями.

П. 2, упр. 6;

задание: выписать пословицы, отвечающие на вопрос: «Какие критерии речевого этикета устанавливаются в пословицах?»

Проверке задания придаем характер краткой дискуссии.

Урок завершается теоретическими сведениями (с.7)-мостиком к теме «Слушаем на уроке» (п.4)

Отмечается важность умения слушать собеседника (с.7).

Отвечая на вопросы п.4, с. 9, руководствуемся памяткой «Приемы слушания».

Использование этикетных слов (с.9, теоретические сведения)

Игровое задание на слушание (упр.11,ч.1) позволяет облечь его в форму дискуссии.

Определяем речевое оформление дискуссии: «Я считаю…», «Мне кажется…», «Я уверен…», «Выслушав вашу точку зрения, позволю не согласиться…»


Данная тема прослеживается в ряде упражнений раздела «Синтаксис».

Упр. 130 (составить словосочетания) позволяет напомнить о нормах речевого этикета и даже расширить, учитывая возрастные особенности, представление или получить новые знания по теме «Национальная специфика речевого этикета»: особенности приветствия у разных народов (этикетные формулы), несогласие (разыгрываются ситуативные упражнения на основе полученного заранее задания, возможно использование презентаций), а также некоторые основные формулы, используемые в неофициальной и официальной ситуации общения. Прием сравнения позволяет уяснить стилевую разницу в употреблении этикетных формул при приветствии, прощании, поздравлении и др. Возможно разыграть мини-сценки разных ситуаций.


В доступной форме объясняется учащимся разница в употреблении общепринятых и недопустимых обращений, предлагаются пути выхода из затруднительных ситуаций при необходимости к кому-либо обратиться (использование описательных, непрямых обращений).

Упр. 214 позволяет различать официальные и неофициальные обращения;

Упр. 218- ситуативное, позволяет убедиться в уместности того или иного обращения;

Упр. 219 ставит коммуникативные задачи в ситуации необходимости обращения к незнакомому человеку (общеупотребительные обращения).

Разыгрываются мини-сценки, демонстрирующие использование этикетных формул и недопустимых вариантов обращений ( (с. 100 , теоретические сведения и материал для самостоятельных наблюдений). Учащиеся приходят к выводу, что без слов вежливости нельзя разрешить ситуацию и выглядеть достойно (с.101, теоретические сведения).

Закрепление – продуктивное упражнение 220.


В силу возраста пятиклассники пишут в основном письма друзьям и родственникам. Комплекс упражнений п.43 нацеливает на это. Учимся на образцах и редактируем тексты, требующие доработки.

Отрабатываем навык написания интересного и содержательного письма товарищу.

В данной ситуации уместно уже 5-классников приобщить к написанию одного из видов этикетных текстов – поздравительного обращения.

1-й этап – написать поздравление в привычной для учеников манере;

2-й – обсуждение текстов;

3-й – демонстрация образца;

4-й – работа над структурой поздравления.

Продуктивное упражнение – составить текст поздравительного письма, адресовав имениннику.

Знакомство с данными речевыми формулами состоялось на одном из предыдущих уроков (тема «Словосочетание»).

Отрабатываются навыки вежливого обращения к старшему или незнакомому человеку с вопросом или за объяснением (ситуации просьбы, разрешения и др.).

Задание продуктивного характера – упр.250, п.48.

Возможны также ролевые ситуации, которые нацеливают внимание на соблюдение вербальных и невербальных (мимика, жест, интонация) средств выражения.

Особое внимание уделяется слову «пожалуйста» и его употреблению на письме.

Дальнейшее закрепление употребления этикетного слова проводится на материале упр.313 в разделе «Фонетика», в теме «Двойная роль букв Е,Е,Ю,Я», а также в упр. 356 раздела «Лексика. Культура речи», в теме «Омонимы».


Благодатная тема для тренировки навыка вести диалог грамотно даже в неофициальной обстановке.

Упр. 255(Визит к больному однокласснику).

Многие этикетные формы общения в телефонном деловом разговоре уместны и менее официальной обстановке:

Упр.256 (продуктивное упр.):

- просьбы, вызванные разными причинами;

- фразы благодарности, извинения;

- пожелания в конце беседы и др.

В справочник по р/р заносятся этикетные выражения.

Возможны упр-ия различного характера:

- анализ текста, содержащий этикетные формулы;

- продуктивные (разыгрываются разные ситуации телефонного общения);

- просмотр и анализ видеороликов, выполненных учащимися.

Обращение к собеседнику в русской традиции

По правилам английского языка обращение к одному человеку звучит одинаково – «you». По русскому обычаю принято, обращаясь к одному человеку, уважаемому, старшему по возрасту или званию, употреблять местоимение «вы». Так же обращаются к незнакомому человеку. В письменной речи этикет предписывает при обращении к кому-либо писать «Вы» с заглавной буквы, подчеркивая уважительное отношение к собеседнику.

Друзьям, сверстникам, знакомым допускается обращаться на «ты». Это местоимение имеет оттенок близости, родственных или дружеских чувств. В то же время, оно может вносить фамильярный, слегка пренебрежительный оттенок. Очевидно, что обращение к собеседнику также имеет эмоциональную окраску.

Обычно в разных языках принято, обращаясь к кому-либо, называть собеседника, например, «мистер», «миссис», «мисс», «сеньор», «пан». Ранее в России обращались к людям по-разному, с учетом их социального положения: господин, госпожа, сударь, сударыня. К простым людям, крестьянам, не было специального обращения.

В советское время было распространено обращение «товарищ». Так можно было назвать как мужчину, так и женщину. Слово выражало дружеские чувства, общность цели. Употреблялось также слово «гражданин», появившееся во времена французской революции.

К сожалению, в современном русском языке не сформировалось обращение, которое можно было бы применить к любому члену общества. В последнее время часто употребляется обращение по половому признаку или возрасту: «мужчина», «женщина», «девушка», «молодой человек». В таких обращениях отсутствует свойственная русским приветствиям эмоциональная окраска.








Уровень владения этикетом отражается в различных видах ученических работ. Это способствует приобретению авторитета, позволяет быть убедительным, читающим и слушающим работу относиться с уважением к мнению автора.

Отзыв как форма ученического сочинения также помогает продемонстрировать навыки применения формул речевого этикета, так как надо, чтобы отзыв прозвучал необидно, в нем отмечены были прежде всего положительные стороны анализируемой работы, указания на недочеты прозвучали в мягкой, тактичной форме.

Параграф 47 учебника, стр. 121-122, дает необходимые указания.

Упр 298 (теоретические сведения) и 299.

Работая в парах, учащиеся формулируют правила доброжелательного, убедительного отзыва.

Д.з. упр. 304. Анализ текста на соответствие правилам указанного отзыва.


Выполнение упр. 308-309 преследует две цели – знакомство с невербальными средствами общения и, продолжая тему предыдущего урока, анализ текста на соответствие критериям тактичности, вежливости.

В завершение наряду с другими индивидуальными заданиями готовим доклады на темы «Правила речевого этикета», «Значение культуры речи».


Тема «Письмо», затронутая в 5 кл., нашла продолжение в 7 кл., когда пишется поздравительное письмо с любым весенним праздником (упр.472). Критерий оценки – оригинальность пожелания, нашедшего отклик у адресата.

Речевая культура- один

из важнейших компонентов духовной культуры человека и всего общества. Она включает в себя владение нормами языка.

Ролевая игра «Здравствуй и прощай». 2 команды, состязаясь, называют слова приветствия и прощания.

-Какие из них отвечают

понятию «культура речи»?

Задание нацеливает на умение правильно подбирать речевые этикетные формулы для установления и завершения речевого контакта.



Слово учителя.

Общение чрезвычайно многогранно и классифицируется по самым разным основаниям: по характеру, по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам, по месту, по времени, по сферам деятельности, по степени опосредованности, по направленности, по глубине проникновения, по типам субъектов, по профессиональным характеристикам и т.д. и т.п. Так, по характеру общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям - на утилитарное и неутилитарное, по направленности - на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности - на открытое и закрытое, по сферам деятельности - деловое, семейное, спортивное.

Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более важными.

Деловое общение -- процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Визитные карточки являются важным средством, облегчающим деловое общение.


В деловых отношениях при первой встрече и знакомстве широко используется обмен визитными карточками, являющийся одним из обязательных атрибутов имиджа делового человека. Наличие визитной карточки свидетельствует о серьезности и солидности человека. Обмен визитными карточками символизирует начало: делового сотрудничества, обозначение неких перспектив в деятельности только что встретившихся людей.


Основное назначение визитных карточек – представление деловых и официальных лиц друг другу при первом знакомстве. Визитные карточки помогают избежать недоразумений в общении с человеком, с которым недавно познакомились.

Деловая игра «Битва» визитных карточек»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!