СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«обучение смысловому чтению на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования и оценки универсальных учебных действий»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Просмотр содержимого документа
««обучение смысловому чтению на уроках русского языка и литературы как эффективный способ формирования и оценки универсальных учебных действий»»

«ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ»


Майорова Л.П., учитель русского языка и

литературы высшей кв. категории.

Заслуженный учитель РФ.


Смена базовой парадигмы образования на культурно–деятельностный подход переносит акценты на формирование у учащихся УУД. В широком значении этот термин означает «умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Особая роль в этом процессе принадлежит стратегии смыслового чтения, связанной

- с чтением и пониманием текстов

- с преобразованием текстов

- с использованием информации из текстов для различных целей.

Другими словами, при переходе из начальной школы в основную заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения: использование письменных текстов как основного ресурса самообразования. Именно в связи с этим в качестве основного объекта оценки среди всех метапредметных результатов было выделено осознанное чтение и работа с информацией.

Смысловое чтение как метапредметный результат формируется в основной школе в течение всех лет обучения на базе умений, заложенных начальной школой. Тем более что структура обучения смысловому чтению как в начальном, так и в среднем звене в принципе одинакова и включает в себя 3 этапа:

- понимание прочитанного и поиск информации

- преобразование и интерпретация информации

- оценка информации.

Нужно отметить, что обучение смысловому чтению невозможно без овладения учащимися различных видов чтения: просмотровым («Бегло просмотрите текст и определите, в каких абзацах содержится новая для вас информация), ознакомительным («Бегло прочитайте текст и определите, какая информация является для вас наиболее важной), изучающим («Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы» и поисковым («По оглавлению учебника определите, какую новую информацию об изучаемой части речи мы можем получить сегодня на уроке

Предлагаю вашему вниманию опыт обучения учащихся смысловому чтению на примере учебного модуля «Причастие как особая форма глагола».

На данном слайде представлены вопросы, формирующие первую группу умений: общее понимание текста, ориентация в тексте. Общие принципы работы с любой новой текстовой информацией на уроке (комментирую).

Обратите внимание на текстовый материал: традиционный по форме предъявления, достаточно большой по объёму, насыщен графически оформленными примерами (затрудняет понимание). К плюсам можно отнести структурность текста (4 части), из них 2 и 3 части тоже структурированы:

1 ч – вступление

2 ч – признаки прилагательного у причастия

3 ч – признаки глагола у причастия

4 ч – вывод.

Для понимания текста предлагаются следующие вопросы (клик). Вопросы несложные, понятные. Первый этап стратегии смыслового чтения.

Второй этап стратегии смыслового чтения, связанный с преобразованием и интерпретацией текста, формируется на этапе отработки и закрепления текстовой информации (читаю со слайда).

Рассмотрим на конкретном примере. При выполнении упр.394(текстовый материал представлен в виде схемы) необходимо изучить информацию, содержащуюся в рубрике «Возьмите на заметку!», в которой уточняются грамматические признаки причастия как формы глагола. Затем создать алгоритм ответа, который поможет выполнить упражнение.

Ещё один пример.

Для выполнения задания нужно освоить сложную текстовую информацию, наполненную лингвистическими понятиями: грамматическая форма, морфема, склонение – и графическую. Комментирую вопросы к заданиям.

Завершает модуль урок по созданию собственного текста на основе ранее изученного (как в ЕГЭ). На данном слайде представлена система вопросов на оценивание текста, цель которых научить откликаться на содержание текста. Данное занятие предполагает любую форму организации учебной деятельности: индивидуальную, парную, групповую. Продукт может быть представлен тоже в любой форме: тезисы, схема, синквейн, кластер и т.д.

Умение читать и понимать текст, воспринимать тему и цель текста, будь то высказывание собеседника или инструкция, способность создавать свои высказывания, выстраивать реплики диалогов с окружающими людьми – это важные и необходимые каждому умения.

На последующих слайдах приводятся образцы текстовой информации, которые могут быть использованы для выявления у учащихся промежуточного результата формирования метапродметных умений (просмотр слайдов с комментированием). Тексты взяты из рабочей тетради по русскому языку для 6 класса: тексты разного назначения и стиля. И эти обстоятельства актуализируют задачу научить выявлять информацию, содержащуюся в этих текстах, используя приёмы разных стратегий чтения, научить использовать информацию из текста для различных целей.

Здесь представлен текст, который можно использовать как контрольно – оценочное задание на выявление метапредметных умений. Вид чтения – изучающий. В центре внимания ребят оказывается текст на лингвистическую тему, но объяснение и толкование лингвистического понятия включает «житейскую» тематику. Система вопросов охватывает все 3 уровня стратегии смыслового чтения: понимание – интерпретация – оценивание. И как следствие – создание собственного текста.

Оценивать задания непросто, потому что разная природа текстовой информации, разнятся цели текстов. Так что для оценивания метапредметных УУД из веера критериев отбираем те, которые обусловлены целью контроля и природой текстовой информации.

Что касаемо предмета литературы – это особый разговор. Но при составлении системы вопросов к текстам художественного стиля, нужно иметь в виду, что смысловое прочтение художественных текстов предполагает систему вопросов всех трёх уровней смыслового чтения.

Формы осмысления текстов разнообразны. Много новых интересных:

Шесть шляп

ПОПС – формула

Букбастер и др.

Конечно, чтобы работа по смысловому чтению была эффективной, следует чаще обмениваться опытом по теме, тем более, я уверена, что каждому педагогу есть чем поделиться.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!