Личностные: смыслообразование, т.е. установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Метапредметные познавательно-логические: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; коммуникативные: - постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | «Вызов» | фронт. инд. («толстый» вопрос) | 1. «Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я не понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения - совершенно разные вещи. ВОПРОС ДЛЯ УЧ-СЯ: Почему – разные? Как бы вы продолжили эту мысль? Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта - значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит...» Ю. М. Лотман 2. Перечитайте еще раз тему занятия. «Сопоставительный анализ...» Вспомните задание из мониторинговой работы (Сопоставить тексты В. Астафьева и М. Пришвина. Узнать авторство и обосновать свой ответ). Из вашего класса с этим заданием справилось 8 человек. Кроме того, заранее хочется сказать и домашнем задании (СЛАЙД 3). Есть смысл этому поучиться? Попробуйте сформулировать в тетради такой вопрос, ответ на который вам бы хотелось получить в процессе работы над темой (еще раз внимательно перечитайте тему) - Озвучивание нескольких вопросов | 3 мин. 5 мин. |
Метапредметные познавательно-логические: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей в т.ч. достраивание недостающего Коммуникативные: -идентификация проблемы, - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка Предметные: -восприятие, интерпретация и критическая оценка прочитанного с учётом авторской позиции; - смысловой и эстетический анализ художественного текста; — способность применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов; - сопоставление и классификация языковых явлений и фактов; - анализ единиц различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию | « Осмысление» (Организация активной работы с информацией) | груп. груп. инд. | 1. Чтение стихотворений из цикла «Капитаны» (сб. «Жемчуга») и «Канцона вторая» (сб. «Огненный столп») (тексты – на столах) 2. Обсудите в группе ответ на вопрос: Что можно сказать об авторах (-е) этих стихотворений? 3. Представление результата работы группы 4. Выбор задания группы (по типу «билетиков» на экзамене): Задание №1 - Создайте кластер, в котором отразите основной пафос, интонации, настроение этих стихотворений. Сделайте выводы о сходстве/различии. Способствует ли определение пафоса пониманию основной идеи каждого стихотворения? (Пафос - эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств. Вы знаете, что пафос может быть: драматическим романтическим жизнеутверждающий сатирическим трагическим комическим и т. д). | Задание №2 - Определите время и пространство, в котором ЛГ ощущает себя. Можно ли сказать, что ЛГ этих стихотворений «совпадают/не совпадают» с действительностью? Обоснуйте свое мнение. (художественное время, художественное пространство (хронотоп) – время и пространство, изображенные автором в произведении) | Задание №3 - ЛГ – кто он? какой он? его жизненные ценности/взгляды? К кому он обращается? Как это связано с основной идеей этих стихотворений? | Задание №4 - Сравните образные ряды этих стихотворений (реальные образы? метафорические образы?) - Есть ли связь между ними? Если есть, то что лежит в основе этой связи (причинно-следственная отношения, антитеза, однородность признаков и др.)? | | | | | 5. Работа в группе по вопросам сопоставительного анализа текстов (на листах). 6. Представление результата работы группы (у доски). (подготовка материалов для защиты – одновремен.) Одновременно: Заполнение общей таблицы каждым уч-ся. | 2 мин. 3 мин. 3 мин. 1 мин. 10 мин. 10 мин. |
Метапредметные Регулятивные: - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения реального действия и его результата; Познавательные: -структурирование знаний; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; Предметные: - систематизация представлений об основных понятиях современной теории и истории литературы, об особенностях языка художественной литературы, основных литературных направлениях и стилях | «Рефлексия» | инд. инд. груп. груп. | 1. Вспомните те вопросы, которые хотелось бы задать в начале урока. Кто в той или иной степени получил на них ответы? (остальные могут задать их на следующих уроках) 2. Вернёмся к первому заданию урока. Это стих-я одного или разных авторов? Изменилась ли ваша точка зрения? Обоснуйте свой ответ (желающие). (Ответ учителя: это сти-я Н. Гумилева 1909 г.и 1921 г.) 3. Изменилось ли мировосприятие поэта к 1921 году? Акмеистические установки по-прежнему являются основой поэтики? Можно ли использовать метафоры критиков «пейзаж пейзажа» и «пейзаж души», сопоставляя эти стихотворения? Обоснуйте свой ответ. 4. Оценка урока и своей деятельности на уроке: - Что значит СОПОСТАВИТЬ что-то? - Ответы представителей групп СЛАЙД 16: (1. обозначить общие критерии для сравнения; 2. сделать анализ каждого объекта по данным критериям; 3. сравнить объекты по данным критериям; 4. сделать выводы о сходстве/различии на основе причинно-следственных связей) - Кому над такой темой удобно работать именно в группе? - Результаты первого этапа работы над темой неплохие (......) Результаты сочинения (см. Дом. зад.) покажут, как на практике вы усвоили навыки сопоставительного анализа. 5. Домашнее задание: - написать сочинение «Эволюция творчества Н. Гумилева» (сопоставительный анализ стихотворений) | 1 мин. 2 мин. 5 мин. 5 мин. 1 мин. 1 мин. |