Обучение стилистически уместному использованию языковых единиц
1. Методические указания по изучению дисциплины (модуля) «Русский язык и культура речи». Авторы-составители: М.В.Петрушина, Т.В.Маркелова.- М, 2012. Электронная версия.
Возможно использование издания в целях повышения уровня языковой и коммуникативной компетенции. Структура методического сборника – зеркальное отражение курса русского языка в 10 классе по учебнику «Русский язык: 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова.-М., Просвещение, 2017. Данное пособие можно использовать как источник для теоретических знаний по языковым нормам, речевому взаимодействию. Тема 7 «Лексические и стилистические нормы русского литературного языка» уникальна по охвату сведений по указанному разделу, изучаемому в школе. Настольная «лексическая азбука». Уделяется внимание теме «Паронимы», что актуально сейчас и для 7 классе в рамках предмета «Родной язык», и для выпускного класса. Тема «Морфологические нормы» - справочник для подготовки к ЕГЭ и пособие по искоренению грамматических ошибок в употреблении разных частей речи. Знакомство с синтаксическими нормами позволит подготовиться к выполнению задания №8 ЕГЭ (управление, однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты, согласование подлежащего и сказуемого), вызывающего затруднения у учащихся. Теоретические сведения по всем разделам подкреплены примерами, что делает материал доступным для самостоятельного усвоения.
Тема о функциональных стилях речи наиболее востребована в среднем звене. Вполне доступно самим учащимся разобраться в чертах того или иного стиля речи и законспектировать материал.
Модуль «Культура речи. Культура устного и письменного делового общения» позволит выстроить диалог с учетом психологической и речевой особенностей оппонента, а тема «Культура письменного делового общения» поможет не растеряться в составлении официально-деловых бумаг. Важен для старшеклассников раздел «Правила построения логически законченного выступления».
Не только прикладной, но и практический характер данного пособия очевиден как для коллективной, так и индивидуальной работы.
2. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие- М: Рольф, 2001. Электронная версия.
Хороший «дуэт» с вышеназванным учебником М.В. Петрушиной. Все аспекты стилистики отражены в заданиях к упражнениям, что позволит старшеклассникам поработать над речевыми недочетами. Стилистика частей речи, звукопись и устранение ошибок в звуковой организации речи и т.д., лексические образные средства (тропы) – все носит и теоретический, и практический характер, позволяет использовать материал как для работы в классе (коллективной и индивидуальной), так и дома. Разнообразный характер заданий расширяет словарный запас, заставляет мотивировать свой выбор.
3. Стилистика русского языка и культура речи: Учебное пособие для студентов. Автор-составитель Е.А. Елина / Саратовский государственный социально-экономический университет.- Саратов, 2010.Электронная версия.
В книге рассматриваются особенности нормативной бытовой и деловой речи, функциональных деловых стилей, уместное и грамотное использование терминологии.
Поскольку уже со средних классов школы на ВПР требуется знание стилевой окраски слова, то сведения теоретического и практического характера, которые содержатся в книге, являются актуальными и востребованными.
Учащиеся 6-го класса смогут приготовить терминологический словарик с примерами. Практические задания по стилистике – полезный дидактический материал, они дают возможность составить проверочную или контрольную работу, позволяют отработать навыки написания текста в том или ином стиле, научиться правильно использовать фразеологизмы в разных сферах общения, определять функционально-стилистическую принадлежность текста и т.д., исправлять стилистические и другие типы ошибок.
4. Петрушина М.В. Методическое руководство по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» - Московский государственный университет печати. Электронное издание- hi-edu.ru
Издание содержит 2 варианта контрольной работы по названной теме. Задания можно предложить не только в старших классах, но и в среднем звене: орфоэпические, грамматические, лексические и т.д. Упражнения на правильное употребление частей речи, а также проверяется соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Практический характер пособия позволяет использовать задания для устранения конкретных недочетов в речи, для написания творческих работ. 12-й раздел «Формы контроля» - тест, который можно пройти в системе онлайн. Хорошее средство самоконтроля. Полезна книга и как справочное пособие: например, раздел 7.9. Тема 9. Синтаксические нормы. 7.9.1. Основные вопросы. 7.9.2. Методические указания.
5. Петрушина М.В. Стилистика и литературное редактирование. Методические рекомендации по изучению курса, выполнению курсовых и контрольных работ.- М, 2014. Электронная версия.
Данное издание содержит богатый практический материал по заявленной теме. 37 вариантов контрольных работ предоставляет неограниченный выбор заданий разной степени сложности: от уместности использования фразеологизмов до редакторской правки, от написания образцов документов до стилистического анализа текста. Все упражнения ориентированы на соблюдение той или иной речевой нормы: явная или скрытая тавтология, плеоназм, паронимы, неоправданное и оправданное повторение слов, заимствования.
Упражнения возможно использовать как в классной, так и в домашней работе, причем по индивидуальному принципу.