СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение сжатому изложению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обучение сжатому изложению»

Тема: обучение сжатому изложению.

Цели урока:

  определить тему и основную мысль исходного текста;

  познакомиться с навыками использования в работе над текстом приемов сжатия;

  научиться логично передавать содержание исходного текста;

  актуализировать знания по различным разделам курса русского языка.

Оборудование:

  мультимедийная система;

  презентация Приложение 1;

  эпиграф к уроку: «…Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!...»(«Родина» Н.А.Некрасов);

  раздаточный материал Приложение 2 

Ход урока: 

I. Организационный момент.

II. Актуализация прежних знаний.

- Чтение стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны…»

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...

- Как вы думаете, кому посвящено данное стихотворение?

- Всем матерям, в том числе и матери Некрасова.

- Сегодня на уроке мы вспомним, как определить тему и основную мысль исходного текста; закрепим навыки использования в работе над текстом приемы сжатия; научимся логично передавать содержание исходного текста; вспомним и используем знания по различным разделам курса русского языка. Все это мы будем делать на примере текста о матери Николая Алексеевича Некрасова, Елене Андреевне. Слайд 1

 - Творчество Некрасова довольно разнообразно по тематике, но все же основным мотивом его произведений остается любовь к Родине, к простому человеку и прежде всего к матери. Много стихотворений посвятил Николай Алексеевич Елене Андреевне (стихотворения «Родина», «Рыцарь на час», «Мать», незаконченная поэма с таким же названием «Мать»).

- А какие произведения Некрасова вы помните?

- Сегодня мы будем работать с текстом, будем тренироваться писать сжатое изложение.

- Вспомним, что такое текст.

-Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

- Назовите основные признаки текста.

Основные признаки текста:

  1. Композиционное единство

  2. Смысловая цельность и относительная законченность

  3. Наличие грамматической связи между частями.

- А что такое изложение?

Изложение –это пересказ текста в письменной или устной речи.

Назовите основные задачи сжатого изложения. (Кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения) Слайд 2

- Для работы над текстом рассмотрим

               АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

  • Внимательно прослушать (прочитать) текст.

  • Записать опорные слова в каждом абзаце (микротексте).

  • Сформулировать главную мысль каждого абзаца (микротекста), стараясь в тексте найти точную фразу. (Можно сформулировать самостоятельно, если в тексте не удается найти конкретной фразы).

  • Осознанно убирая всё несущественное, неглавное, составить каждый абзац, используя основные приемы компрессии текста.

  • Записать полученные предложения. Слайд 3

- Выделяют несколько способов и приемов сжатия текста:

                    1. Исключение:

     Приемы:

         - исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

         - исключение повторов,

         - исключение предложения или его части, имеющего менее существенное значение или дублирующее предыдущее,

         - исключение одного или нескольких синонимов,

         - исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно.

             2. Замена:

     Приемы:

         - замена однородных членов обобщающими словами,

         - замена фрагмента предложения синонимичным выражением,

         - замена предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимением.

         - замена сложноподчиненного предложения простым,

         - замена прямой речи косвенной.

             3. Слияние:

         - слияние нескольких предложений в одно;

         - образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений,     повествующих об одном и том же предмете речи.  Слайд 4

-Откройте тетради, запишите число и тему урока.

III. Практическая работа.

Задание  используя приемы сжатия, исправьте текст Н.Якушина «Елена Андреевна» Слайд 5

- Прочитаем. Слайд 6

Елена Андреевна

             (1)Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. (2)Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. (3)«Милый и добрый брат!» – так неизменно начинал он свои письма к Федору. (4)Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

           (5)Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. (6)Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.

           (7)Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. (8)Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.

           (9)Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. (10)Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. (11)Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. (12)Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.

           (13)Маленький Николай был горячо привязан к матери. (14)Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. (15)Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. (16)Она посоветовала ему поступить в университет. (17)Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.

           (18)На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. (19)В своих стихах он запечатлел ее образ. (20)Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. (21)О ней писал поэт в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме

«Мать». (22)С нежностью говорил о маме: «Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее».(Н.Якушин)(245 слов)

- Мать Некрасова, Елена Андреевна, вышла замуж за его отца по любви, вопреки согласию ее родителей. Брак не был счастлив, жили они бедно, из 13 детей в живых остались только трое. Некрасов любил мать и всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой и развратной среды. Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для апофеоза жён и матерей, как именно суровый и «мнимо-чёрствый» представитель «музы мести и печали».



- Прочитаем первый абзац.

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру,всегда им помогал словом и делом, когда это было необходимо. «Милый и добрый брат!» – так неизменно начинал он свои письма к Федору. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

- Какую информацию можно выделить как главную, а какую можно назвать второстепенной?

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал по-необходимости. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

- Прочитаем второй абзац.

Елена Андреевна была удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной женщиной. Она – полная противоположность своему мужу, который был человеком грубым и ограниченным.

Елена Андреевна была очень добрая и образованная женщина, являясь полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.

- Прочитаем третий абзац.

Все женщины, когда не было дома барина, шли к Елене Андреевне за советами, лекарством. Она с каждой крестьянкой поговорит, поможет решить любую проблему.

Все женщины в отсутствие барина шли к Елене Андреевне за советами, лекарством и помогала каждой.

- Прочитаем четвертый абзац.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепиано. Некрасов писал, что она была певицей с удивительным голосом. Ей приходилось предпринимать почти героические усилия, чтобы оградить детей от дурного влияния отца-деспота.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям, серьезно занимаясь их воспитанием. Много читала им, играла для них на фортепиано, пела, обладала удивительным голосом.

- Прочитаем пятый абзац.

Маленький Николай был горячо привязан к матери. Елена Андреевна стала и первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Она посоветовала ему поступить в университет. Елена Андреевна считала, что образованность приобретается именно в университете, а не в специальных школах, куда его намеревался определить отец.

Маленький Николай был горячо привязан к матери, и она стала первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Желая, чтобы сын стал образованным человеком, она посоветовала ему поступить в университет.

- Прочитаем шестой абзац.

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В своих стихах он запечатлел ее образ. Он замечает печальный ее взор, тихий шаг, бледную руку, ласкающую его. О ней писал поэт в стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать». С нежностью говорил о маме: «Ангел, ангел она у меня была. Все, что есть хорошего во мне, от нее».

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать» он запечатлел ее взор, тихий шаг. Написав о ней, называл ее ангелом, говоря, что все хорошее в нем от нее.

 

Таким образом, после всех способов сжатия текст приобретает следующий вид:

Елена Андреевна Слайд 7 

Ко всем своим родным Некрасов относился тепло и сердечно. Он искренне любил своих братьев и сестру, всегда им помогал по-необходимости. Но самые теплые чувства великий русский поэт испытывал к матери.

Елена Андреевна была очень добрая и образованная женщина, являясь полной противоположностью грубому и ограниченному мужу.

Все женщины в отсутствие барина шли к Елене Андреевне за советами, лекарством и помогала каждой.

Всю свою нерастраченную любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям, серьезно занимаясь их воспитанием. Много читала им, играла для них на фортепиано, пела, обладала удивительным голосом.

Маленький Николай был горячо привязан к матери, и она стала первой ценительницей его ранних стихов. Маме хотелось, чтобы ее сын стал образованным человеком. Желая, чтобы сын стал образованным человеком, она посоветовала ему поступить в университет.

На всю жизнь сохранил Некрасов в душе светлый облик матери. В стихотворениях «Родина», «Рыцарь на час», незаконченной поэме «Мать» он запечатлел ее взор, тихий шаг. Написав о ней, называл ее ангелом, говоря, что все хорошее в нем от нее. (140 слов)

IV. Подведение итогов и дача домашнего задания.

- Ребята, вспомним, что такое кольцевая композиция? Где мы с ней уже встречались? (Толстой «После бала»)

Кольцевая композиция -это определенное расположение элементов художественного произведения, подчиненное авторскому замыслу в раскрытии идейного содержания.

- На уроке мы попытались сделать такую же композицию. Наш эпиграф (это концентрированная мысль о том, о чем будет говориться дальше) начинается строками, посвященными матери и текст наш тоже о матери Некрасова.

- Сегодня на уроке мы вспомнили, как определить тему и основную мысль исходного текста; закрепили навыки использования в работе над текстом приемы сжатия; научились логично передавать содержание исходного текста; вспомнили и использовали знания по различным разделам курса русского языка. Все это мы делали на примере текста о матери Николая Алексеевича Некрасова «Елене Андреевна».

- Сегодня мы так же вспомнили некоторые стихотворения Некрасова, послушали стихотворение «Внимая ужасам войны…», поработали с текстом о матери Николая Алексеевича, Елене Андреевне, в котором прозвучали строки о трепетном отношении его к своей маме. Основной темой его стихотворений была тема любви к Родине, к крестьянам, к крестьянским детям (среди которых он вырос), тема любви к народу и конечно же к своей матери. Так давайте же возьмем за образец такое упоенное отношение к матери, которая жизнь положила во благо своих детей.

Д/з: выполнить задания части В по данному тексту.











Елена Андреевна Некрасова


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!