Урок физической культуры для обучающихся 7 классов.
Кравчук Наталья Васильевна
учитель физической физической культуры
ГБОУ Стерлитамакская КШИ
Раздел программы –лыжная подготовка Тема урока: «Обучение технике одновременного бесшажного хода. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода». Цель урока: Содействие всестороннему развитию учащихся. Формирование целостного представления о классических лыжных ходах у учащихся.
Раздел программы лыжная подготовка ориентирован на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД).
I.Образовательные:
1. Научить технике одновременного бесшажного хода.
2.Формирование у учащихся координационных способностей.
3. Развитие скоростно-силовых качеств.
4. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода.
5. Подвижная игра на лыжах «Займи место».
II. Развивающие:
Личностные-
мотивационная основа на занятиях лыжами;
- учебно-познавательный интерес к занятиям лыжами;
- самоанализ и самоконтроль результата, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- формирование положительного отношения к учению;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- формирование социальной роли ученика;
- волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
1.Регулятивные:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.
-согласованно выполнять совместную деятельность в игровых ситуациях
2.Познавательные:
- активно включаться в процесс выполнения заданий на лыжах;
-ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека.
-подбор одежды и обуви для занятий на улице в зимнее время. Значение закаливания для укрепления здоровья.
-знать приемы закаливания для укрепления здоровья, характеристику основных физических качеств
-знать о значении закаливания для укрепления здоровья.
3.Коммуникативные:
-уметь слушать и вступать в диалог.
III. Воспитательные:
1.Формирование сознательного отношения при выполнении упражнений.
2.Приобретение умения соревноваться.
3.Привитие устойчивого интереса к систематическим занятиям на лыжах.
4.Содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма.
5. Воспитывать чувства прекрасного.
IV. Здоровьесберегающие:
Физиологические: развитие физических качеств (быстроты, выносливости) и координационных способностей.
Оздоровительные: укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта.
Содействовать достижению гармоничности в физическом развитии, формирование правильной осанки.
Инвентарь:
для учителя – конспект урока, иллюстрационный материал, таблички, лыжный инвентарь, свисток, флажки.
Для детей – спортивная форма, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки
Формирование жизненных компетенций на уроках физической культуры:
Социальная компетенция:
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
В игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией.
Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:
• Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
• Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры;
• Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;
• Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
• Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;
• Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры;
• Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, жестами и знаками;
• Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.
Познавательная компетенция:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
Личностная компетенция:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
Самообразовательная компетенция:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
Компетенция самоконтроля и индивидуального физического здоровья - особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;
- особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование;
- выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- в организации и планировании содержания индивидуальных занятий физическими упражнениями (подбирать упражнения и их последовательность, осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия, соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений).
Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
Части урока | Содержание учебного материала | Дозиро-вка | Организационно-методические указания |
П О Д Г О Т О В И Т Е Л Ь Н А Я Ч А С Т Ь | Построение, приветствие, сообщение задач урока, Проверка лыжного инвентаря и одежды. Общеразвивающие упражнения: 1.И.п.-ноги на ширине плеч, руки по швам: 1-руки вперед, 2-руки вверх, 3-руки вперед, 4- и.п. 2. Махи руками: И.п.- ноги на ширине плеч, правая рука поднята вверх, левая опущена вниз. 1-2- рывки руками, 3-4-смена рук. 3.Наклоны туловища вперед. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2-3 наклоны туловища вперед, 4-и.п. 4.Наклоны туловища влево - вправо. И.п.- ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 наклоны туловища влево, 3-4 наклон туловища вправо. 5.Приседания. И.п.- О.с. 1-присед руки вперед, 2- и.п. 6.Прыжки на месте. На левой, на правой, на обеих. Разминка на лыжах: 1. пройти на лыжах разминочный круг скользящим шагом держа палку за середину. 2. пройти на лыжах разминочный круг с максимальной скоростью используя любой лыжный ход. | 2мин 6-8раз. 6-8раз. 6-8раз. 6-8раз. 10раз. 20 раз 200 м 200 м | "Класс в одну шеренгу становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Здравствуйте ребята!" ТБ на уроках лыжной подготовки. - Сегодня на уроке мы будем разучивать технику выполнения одновременного бесшажного хода. Совершенствовать попеременный двухшажный ход. Поиграем в игру «Займи место». Спина прямая, смотрим вперед, потянутся за руками. Спина прямая, руки не сгибаем, смотрим вперед. Пытаемся дотянуться до носочков, ноги в коленях не сгибаем. Туловище в одной плоскости, максимальная амплитуда движений. Спина прямая, пятки не отрываем, ноги на ширине плеч. Соблюдать интервал во время движения 2 метра . акцентировать внимание у детей на одноопорное скольжение . |
О С Н О В Н А Я Ч А С Т Ь | Обучение техники одновременного бесшажного хода. - Рассказ. - Показ техники хода. - Имитация одновременного бесшажного хода на месте. - Опробование одновременного безшажного хода. - Выполнения одновременного бесшажного хода на лыжне. Совершенствование техники попеременного двухшажного хода. -Показ техники попеременного двухшажного хода. - Выполнения техники попеременного двухшажного хода на лыжне. Подвижная игра на лыжах: «Займи свое место». - Описание игры - Опробование. - Игра. | 15мин 10 мин 5-7 мин | 1.Стоя на месте в основной стойке, вынести палки махом вперед до уровня груди, руки слегка согнуты! в локтях, кисти рук сближены относительно друг к друга, медленно опустить палки к месту толчка под острым углом к поверхности опоры. Повторить несколько раз. 2. Стоя на месте, обозначить вынос и постановку палок в снег, толчок, сближая кисти в конце движения. Обучение согласованности в работе туловища и рук при одновременном толчке палками. 1. Стоя на месте, обозначить вынос палок в снег, сгибая туловище, с нарастающей силой произвести толчок, заканчивая его руками до полного их выпрямления. 2. При скольжении под уклон вынести палки вперед, поставить их для толчка и выполнить его. Затем пронести руки за туловище, расслабить их и свободно вынести вперед.. 3.То же при скольжении по равнине при хорошо накатанной лыжне. Обучение проводим на малом круге до 200м с небольшим спуском для облегчения набора скорости. Повторение выноса и постановка палок в попеременном двухшажном ходе. 1. Стоя на лыжах с палками в руках, опустить руки вниз до положения: кисти у бедер, палки сзади, параллельно лыжам. Медленно вынести вперед правую руку, поднимая кисть до уровня плеча, руку слегка согнуть в локте, слегка направив нижний коней, палки назад. Зафиксировать это положение палки. Повторить несколько раз правой и левой рукой, вынос палки следя за правильным положением руки и палки. 2.То же, но, закончив вынос, опустить палку в снег у носка у ботинка. Оборудование. Лыжи и лыжные палки у каждого участника игры. Описание. Дети делятся на две равные по количеству игроков ко-манды. Затем они, стоя на лыжах, выстраиваются в колонну по два, но каждая из колонн представляет собой отдельную команду. Иг-рающие начинают медленно двигаться вперед, все время поддержи-вая равнение в парах. По сигналу руководителя игроки первой пары быстро поворачива-ют в разные стороны и бегут на лыжах вдоль своих колонн (снару-жи) в хвост колонны. Затем они снова поворачивают и каждый из них старается поскорее занять место за последним игроком своей команды. После первой пары, опять по сигналу руководителя, бе-жит вторая, за ней третья, потом четвертая и т.д. до последней пары. За каждого игрока, прибежавшего на свое место первым, команда получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. 2.Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков. |
З Ч А А Л С Ю Т Ч Ь И Т Е Л. | - Дыхательные упражнения - Подведение итогов урока - Домашнее задание - Выставление оценок - Организованное возвращение в школу. - Сдача лыжного инвентаря. | 5мин. | -Очищение лыж от снега. -Выделить лучших учащихся, выставить оценки. -Домашнее задание: выполнять передвижение на лыжах используя изученные ранее ходы до 2 км . |
Рис 1. Одновременный бесшажный ход.
Рис 2. Попеременный двухшажный ход.
Рис 3. Подвижная игра на лыжах «Займи свое место».
Правила безопасного поведения на лыжах
1. Переносить лыжи следует в вертикальном положении, острыми концами вверх.
2. Упав на склоне, нужно как можно быстрее освободить лыжню.
3. Обгонять лыжника можно, обходя его на безопасном расстоянии с левой стороны.
4. Уступая лыжню, нужно остановиться и отойти в сторону.
5. Помните, что лыжные палки служат для отталкивания от поверхности снега и поддержания равновесия, а не для фехтования. Не следует махать ими и поднимать острыми концами вверх.
6. Контролируйте движение палки, обращённой к уступившему, не отталкивайтесь ею, чтобы случайно не задеть его при обгоне.
7. Чтобы разъехаться со встречным лыжником на вспомогательной лыжне, нужно заранее уступить ему левую половину лыжни, а уже проходя мимо него, левую палку убрать за спину или переложить в правую руку.
Список использованной литературы
"Физическая культура. 5-7 классы. Учебник. ФГОС ФП" Виленский, Туревский -М.: Просвещение, 2017.
Березин, Г. В. Лыжный спорт / Г. В. Березин, И. М. Бутин. - М.: Просвещение, 2003.
Масленников, И. Б. Лыжный спорт / И. Б. Масленников, В. Е. Капланский. - 2-е изд., иерераб., доп. - М.: Физкультура и спорт, 2002.
8. Смирнов, П. Г. Лыжные гонки/ П. Г. Смирнов, В. М. Ковязин - Тюмень, 2000.
9. Фомин, С. К. Подвижные игры на лыжах / С. К. Фомин. - Киев: Здоровье, 2004