Обучение технике плавания учащихся
спортивно-оздоровительных групп
Ермакова Алла Юрьевна.
Тренер-преподаватель по плаванию.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Спортивная школа № 6».
Россия, город Тамбов.
Обучение технике плавания проводится с использование максимально возможного числа подводящих, подготовительных и специальных упражнений с упором на игровые методы обучения. Для спортивно-оздоровительных групп отсутствует периодизация учебно-тренировочного процесса, т.е. в годичном цикле не выделяются периоды подготовки, а контрольные соревнования проводятся по текущему материалу без какой-либо целенаправленной подготовки к ним.
Преимущественной направленностью учебно-тренировочного процесса в спортивно-оздоровительных группах являются обучение и совершенствование навыков плавания спортивными способами, развитие общей выносливости (на базе совершенствования аэробных возможностей), гибкости и быстроты движений.
Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды; погружения в воду с головой, подныривания и открывания глаз в воде; всплывания и лежания на воде; выдохи в воду; скольжения. Упражнения для освоения с водой служат основным учебным материалом на первых занятиях плаванием, а также для проведения игр и развлечений на воде.
Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперёд, увеличивая длину скольжения.
Одним из средств освоения с водой служат также прыжки в воду (глубина воды доходит до уровня пояса или груди занимающихся). Прыжки воспитывают у занимающихся смелость и уверенность, вносят оживление в занятия плаванием.
На занятиях по технической подготовке учащихся спортивно-оздоровительных групп изучаются способы плавания кроль на груди и кроль на спине. Эти занятия способствуют формированию правильного навыка техники плавательных движений, которые непосредственно не связаны с физическими качествами (движения туловища, головы, подготовительные движения и др.)
Техника изучается раздельно в следующем порядке: 1) положение тела, 2) дыхание, 3) движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
ознакомление с движением на суше – проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и воде различны
изучение движения в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используется бортик бассейна или дно, движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или пояс в воде.
изучение движения в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами широко применяют плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну бассейна.
изучение движения в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Техника кроля на груди и на спине предъявляет повышенные требования к подвижности в плечевых и голеностопных суставах (подошвенное сгибание), а также к силовым качествам мышц плечевого пояса, участвующих в гребковых движениях.
Тема 1: Упражнения для освоения с водой
Ходьба по дну, держась за бортик бассейна.
Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.
Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег, со сменой направления движения.
Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.
«Кто выше выпрыгнет из воды?» Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.
Поочередные движения ногами (как удар в футболе), отталкивая воду подъемом стопы и передней поверхностью голени.
Бег вперед с помощью попеременных или одновременных гребковых движений руками.
То же вперед спиной.
Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
«Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.
Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгребая воду в стороны - назад без выноса рук из воды.
Упражнения на погружения в воду с головой, подныривание и открывание
глаз в воде
Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.
Набрать в ладони воду и умыть лицо.
Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.
Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.
«Сядь на дно». Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.
Подныривание под разграничительную дорожку, доску при передвижении по дну бассейна.
Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна
«Достань клад». Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку, брошенную на дно бассейна.
Упражнение в парах «водолазы». Погрузившись в воду, открыть глаза и сосчитать количество пальцев на руке партнера, поднесенных к лицу.
Упражнение в парах. Стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партнера.
Упражнения на всплывание и лежание на воде
Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.
То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.
«Поплавок». Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.
«Медуза». Выполнив упражнение «поплавок», расслабить руки и ноги.
«Звездочка». Из положения «поплавок» развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).
«Звездочка» в положении на груди: несколько раз свести и развести руки и ноги.
Держась рукой за низкий бортик (руку партнера), лечь на спину (другая рука вдоль тела), затем медленно опустить руку от бортика.
«Звездочка» в положении на спине: опуститься по шею в воду, затем, опустив затылок в воду (смотреть строго вверх; уши должны быть в воде), оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны.
В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.
«Звездочка» в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь – «звездочка» в положении на груди.
Упражнения для освоения выдохов в воду
Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.
Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку (выдох, как дуют на горячий чай).
Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду – выдох.
То же, опустив лицо в воду.
То же, погрузившись в воду с головой.
Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду.
Упражнение в парах – «насос». Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.
Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи (для вдоха поднимать голову вперед).
Сделать 20 выдохов в воду, поворачивая голову для вдоха налево (направо).
Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову для вдоха налево (направо).
Упражнения для освоения скольжения
Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна, поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.
То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.
То же, поменяв положение рук.
То же, руки вдоль туловища.
Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.
Скольжение на спине, руки вдоль туловища.
То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.
То же, поменяв положение рук.
То же, руки вытянуты вперед.
Скольжение с круговыми вращениями тела – «винт».
Скольжение на груди: руки вытянуты вперед, в середине скольжения сделать выдох-вдох, подняв голову вперед.
То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища; в середине скольжения сделать выдох-вдох в левую сторону.
То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.
Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.
То же на левом боку.
Упражнения для освоения прыжков в воду
Сидя на бортике и уперевшись в него одной рукой, по сигналу педагога спрыгнуть в воду ногами вниз.
Сидя на бортике и уперевшись ногами в сливной желоб, поднять руки вверх (голова между руками), сильно наклониться вперед, опираясь грудью о колени и оттолкнувшись ногами, упасть в воду.
Стоя на бортике и зацепившись за его край пальцами ног, принять положение упора присев, вытянуть руки вверх (голова между руками), наклониться вниз, потеряв равновесие, упасть в воду.
В том же исходном положении (руки прижаты к туловищу) вынести вперед над водой одну ногу, присоединить к ней другую и выполнить соскок в воду. То же, вытянув руки вверх.
В том же исходном положении согнуть ноги в коленных суставах, оттолкнуться вверх и спрыгнуть в воду вниз ногами. Сначала руки вытянуты вдоль туловища, потом вверху.
Стоя на бортике бассейна и зацепившись за его край пальцами ног, поднять руки вверх (голова между руками), наклониться вперед - вниз и, потеряв равновесие, упасть в воду.
То же, что и в предыдущем упражнении, но согнуть ноги в коленях и оттолкнуться от бортика.
Тема 2: Упражнения для изучения техники кроля на груди
Упражнения для изучения движений ногами и дыхания
И.п. – сидя на полу или на краю скамьи с опорой руками сзади; ноги выпрямлены в коленных суставах, носки оттянуты и развернуты внутрь. Имитация движений ногами кролем.
И. п. – лежа на груди поперек скамейки с опорой руками о пол. Имитация движений ногами кролем.
И.п. – сидя на краю бассейна, опустив ноги в воду. Движения ногами кролем по команде или под счет преподавателя.
И. п. – лежа на груди, держась за бортик руками (локти упираются в стенку бассейна); подбородок на поверхности воды. Движения ногами кролем.
И. п. – лежа на груди, держась за бортик вытянутыми руками; лицо опущено в воду. Движения ногами кролем.
И.п. – то же, держась за бортик бассейна прямой рукой, другая вытянута вдоль туловища; лицо опущено в воду. То же, поменяв положение рук.
То же, с дыханием: вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища; выдох – при имитации опускания лица в воду.
Плавание при помощи движений ногами, держа доску в вытянутых руках. Хват доски осуществляется таким образом, чтобы большие пальцы рук были внизу.
То же, держа доску в одной вытянутой руке.
Плавание при помощи движений ногами с различным положением рук: а) прямые руки впереди; б) одна рука впереди, другая – вдоль туловища; в) обе руки вдоль туловища; г) обе руки за спиной, кисть касается локтя противоположной руки. Вдох выполняется во время поворота головы в сторону руки, вытянутой вдоль туловища (б), либо во время подъема головы вперед (а, в, г), выдох – во время опускания лица в воду.
Методические указания. В упражнениях 1–10 следить, чтобы ноги в коленях не сгибались, носки ног были оттянуты и повернуты немного внутрь. В упражнениях 1–4 темп движений быстрый. В упражнениях 5–10: следить за ровным, вытянутым положением тела у поверхности воды, движения должны быть энергичными, с небольшой амплитудой и в среднем темпе, стопы расслаблены. Упражнения 5–6, 9–10 выполняются вначале на задержке дыхания, затем – в согласовании с дыханием.
Упражнения для изучения движений руками и дыхания
И. п. – стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые и попеременные движения обеими руками вперед и назад – «мельница». Разнонаправленные круговые движения руками.
И.п. – стоя на дне бассейна в выпаде вперед; одна рука опирается в колено передней ноги, другая – на поверхности воды, в положении начала гребка; подбородок на воде, смотреть прямо перед собой. Имитация движений одной рукой кролем (сначала правой, затем левой). То же, с задержкой дыхания (лицо опущено в воду). То же, с поворотом головы для вдоха.
Плавание при помощи движений одной рукой, держа в другой руке доску.
Плавание при помощи движений одной рукой (другая вытянута вперед).
Плавание при помощи поочередных движений руками кролем в согласовании с дыханием (руки вытянуты вперед). Как только одна рука заканчивает гребок, его тут же начинает другая рука. Вдох выполняется в сторону работающей руки.
Плавание при помощи движений руками в согласовании с дыханием «три - три» (вдох выполняется после каждого третьего гребка).
Методические указания. В упражнениях 1-2: движения выполнять прямыми руками, гребок делать под туловищем, касаясь бедра в конце гребка, ладонь развернута назад. В упражнении 2 гребок должен быть длинным, без раскачивания плеч, вдох – в момент касания бедра рукой. Упражнения 3-6: следить за ровным положением тела, чтобы гребок выполнялся напряженной кистью, ладонь развернута назад, без сгибания руки локтем назад.
Упражнения для изучения общего согласования движений
Плавание с непрерывной работой ног, одна рука впереди, другая – у бедра. Присоединение движений руками кролем на груди.
Плавание кролем на груди с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений).
То же, с акцентом на сильную работу руками, сдерживая движения ногами (для выработки двух - и четырехударной координации движений).
Плавание в полной координации с дыханием в обе стороны «три-три».
Тема 3: Упражнения для изучения техники кроля на спине
Упражнения для изучения движений ногами
Аналогично упражнениям 1 и 3 для кроля на груди.
И.п. – лежа на спине, держась руками (на ширине плеч) за бортик бассейна. Опираясь верхней частью спины о стенку, выполнять движения ногами кролем на спине по команде или под счет преподавателя.
Плавание при помощи движений ногами, держа доску обеими руками, вытянутыми вдоль туловища.
То же, держа доску одной рукой, вытянутой вперед по направлению движения.
То же, держа доску обеими руками, вытянутыми вперед (голова между руками).
Плавание при помощи движений ногами с различными положениями рук: вдоль туловища; одна рука впереди, другая вдоль туловища; обе руки вытянуты вперед (голова между руками).
Методические указания. Следить за вытянутым, ровным положением тела. Голова лежит затылком в оде, уши наполовину погружены в воду, взгляд направлен вверх. Таз и бедра у поверхности. Ноги должны сильно вспенивать воду, колени не должны показываться из воды.
Упражнения для изучения движений руками
И.п. – стоя, одна рука вверху, другая у бедра. Круговые движения обеими руками назад («мельница»).
Плавание при помощи движений одной рукой, другая вытянута вперед с доской. То же, поменяв положение рук.
Плавание при помощи поочередных движений руками с доской. После выполнения гребка одной рукой она перехватывает доску, и гребок начинает другая рука.
Плавание при помощи одновременных движений руками, зажав доску между ногами. Движения выполняются с акцентом на ускорение к концу гребка.
То же, при помощи попеременных движений руками.
Плавание при помощи движений ногами и одновременных движений руками (без выноса их из воды).
Плавание при помощи движений ногами, руки вытянуты вперед. Сделать гребок одновременно обеими руками до бедер и пронести их над водой в исходное положение. Продолжая движения ногами, повторить гребок обеими руками.
Плавание при помощи движений одной рукой, другая – вытянута вперед. То же, поменяв положение рук.
Плавание кролем при помощи поочередных движений руками. После соединения рук впереди очередная рука выполняет свой гребок.
Плавание при помощи движений ногами со сменой рук на шесть счетов (одна рука впереди, другая – вдоль туловища). После счета «шесть» обучаемый одновременно одной рукой выполняет гребок, а другую проносит над водой.
Методические указания. Движения выполнять почти прямыми руками, следить за правильной ориентацией кисти. Руки проносить по воздуху прямыми, прямо над плечом, вкладывать в воду на ширине плеча. Не запрокидывать голову. Таз и бедра – у поверхности воды. Вытянутая вперед рука напряжена, тянется в направлении движения.
Упражнения для изучения общего согласования движений
И.п. – лежа на спине, правая вверху, левая вдоль тела. Руки одновременно начинают движение: правая – гребок, левая – пронос. Затем следует пауза, в течение которой ноги продолжают работать. Постепенно сокращая паузу, добиваются слитного шестиударного согласования движений рук и ног.
Плавание в полной координации в согласовании с дыханием.
То же, с акцентом на сильную работу ногами (для выработки шестиударной координации движений).