Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
Практическая работа №5
Разработка и методический анализ практической работы в рамках модуля «Компьютерная графика. Черчение», 7 класс, тема урока «Создание проектной документации. Стандарты оформления», тема практической работы «Создание и редактирование документа в текстовом редакторе Microsoft Word»
Цель практической работы:
Разработать содержание и критерии оценки практической работы по инвариантным модулям учебного предмета «Труд (технология)».
Методическая разработка практической работы по теме
«Создание и редактирование документа
в текстовом редакторе Microsoft Word»1
Задание 1. Определить предметные образовательные результаты практической работы.
Планируемые предметные результаты Базовый уровень |
В результате выполнения практической работы обучающиеся | Предметные результаты, соответствующие изучаемой технологии |
узнают: о формах текстовых файлов: TXT (Text only), RTF (Rich Text Format), DOC, HTM, HTML; об операциях с текстом, выполняемых в текстовом процессоре Word (Microsoft Word): набор текста, вёрстка, проверка на орфографические ошибки, вставка графических изображений, вывод текста на печать; об уровнях форматирования документов в Word: символьный уровень, уровень абзаца, страничный уровень, уровень раздела, документальный уровень; основные группы операций подготовки текстовых документов: операции ввода, операции редактирования (правки), операции форматирования. | Учащиеся знакомятся с инструментами и условными графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их помощью тексты и рисунки; узнают о проектной документации, стандартах оформления печатной документации, инструментах для создания и редактирования текста. |
научатся: создавать новый документ; сохранять резервную копию при работе и для длительного хранения; открывать сохранённый документ; вводить и редактировать данные; оформлять печатную документацию; использовать инструменты для создания и редактирования текста. | Научатся: использовать инструменты для создания и редактирования текста; оформлять печатную документацию; пользоваться условными графическими обозначениями графических редакторов. |
смогут объяснять/характеризовать: отработать навыки работы с программными средствами; осваивать основные возможности текстовых редакторов; использовать панель инструментов программы Microsoft Word; правила безопасного использования электрифицированного оборудования (ПК). | Смогут: оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; читать и использовать условные графические обозначения графических редакторов; соблюдать правила безопасного использования электрифицированного оборудования (ПК). |
смогут самостоятельно выполнить/сделать: работать с текстовым документом в Microsoft Word; отрабатывать навыки ввода и редактирования текста самостоятельно, используя основные возможности текстового редактора Microsoft Word: набор текста; вёрстка; проверка на орфографические ошибки; вставка графических изображений; вывод текста на печать; коррекцию гарнитурного оформления, написания, величины и расцветки шрифта, изменение интервала между буквами в слове; выравнивание по краям, в центре, по ширине, задание отступов слева/справа, сверху/снизу; задание межстрочного интервала; задание страничных параметров, страничной ориентации; задание рамки; установку страничной нумерации; представлять результаты проектной деятельности в текстовом документе, учитывая правила его оформления и предъявляемые требования к оформлению документации; организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией. | Смогут: самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии; формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации; проводить несложное форматирование документов в Word на символьном, документальном уровнях, уровне абзаца, страничном уровне; представлять результаты проектной деятельности; организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией. |
Задание 2. Разработайте практическую работу в предлагаемом шаблоне.
Практическая работа
«Создание и редактирование документа
в текстовом редакторе Microsoft Word»
Цель: Актуализация ранее полученных знаний, формирование новых умений и навыков в ходе практической работы в текстовом процессоре Microsoft Word. Развитие компьютерной грамотности у обучающихся, развитие умений анализировать информацию при создании, редактировании и форматировании документов, осуществлять оперативный контроль качества электронного документа. Формирование творческой личности, развитие памяти, мышления, воображения, воспитание бережного и внимательного отношения к документации, оборудованию, технике.
Цель выполнения работы для ученика:
Научиться выполнять операции с текстом в Microsoft Word:
Научиться самостоятельно использовать инструменты текстового процессора для создания и редактирования текста.
Научиться осуществлять простейшие виды форматирования документов в соответствии с определённым заданием.
Учиться вести отчётную и техническую документацию, оформлять ученические работы и проекты.
Учиться анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Учиться использовать информационно-коммуникационные технологии на практике, чтобы применять их в будущей профессиональной деятельности.
Оформить печатную документацию: представить результаты проектной деятельности в текстовом документе, учитывая правила его оформления и предъявляемые требования к оформлению документации.
Учиться работать в коллективе, команде, эффективно общаться с одноклассниками и педагогом для достижения цели и решения поставленных задач.
Оборудование и материалы:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Фильм/презентация «Создание и редактирование документа. Форматирование документов в текстовом процессоре MS Word».
Информационные материалы: Требования к оформлению текстовых документов https://multiurok.ru/files/trebovaniia-k-oformleniiu-tekstovykh-dokumentov.html
Материалы для форматирования и оформления индивидуального ученического Проекта по технологии.
Задание:
Ознакомиться с предложенным инфо-материалом https://multiurok.ru/files/trebovaniia-k-oformleniiu-tekstovykh-dokumentov.html
Выполнить набор и форматирование образца текста в соответствии с полученными заданиями. Проверить качество выполненного текстового образца совместно с педагогом, проанализировать выявленные ошибки.
Выполнить форматирование и оформления индивидуального ученического Проекта по технологии, с учётом предъявляемых требований к оформлению текстовых документов https://multiurok.ru/files/trebovaniia-k-oformleniiu-tekstovykh-dokumentov.html
Технологическая карта
№ | Последовательность технологических операций | Материалы, инструменты |
| Оформить титульный лист по образцу | ПК Компьютер учителя. Мультимедийный проектор → Образец оформления титульного листа (с указанием данных об учебном учреждении, данных учащегося и преподавателя-руководителя работы). Материалы ученического проекта на электронном носителе. |
Оформить текст документа |
| Общее оформление текста: разметка страницы, шрифт, отступы, междустрочный интервал, абзацы, «красная строка», ориентация страниц, нумерация страниц. | Материалы ученического проекта на электронном носителе. https://multiurok.ru/files/trebovaniia-k-oformleniiu-tekstovykh-dokumentov.html |
| Оформить заголовки |
| Оформить иллюстрации, таблицы, фотоматериалы. |
| Оформить списки, находящиеся в тексте. |
| Оформить формулы |
| Оформить список источников |
| Оформить оглавление (Содержание) |
| Оформить Приложение |
| Проверить оригинальность текста | ПК Материалы ученического проекта на электронном носителе https://textovod.com/unique или https://rustxt.ru/antiplagiat |
| Проверить качество выполненной текстовой работы, проанализировать выявленные ошибки, найти способы их устранения. | |
Оценка качества выполненной работы по карте контроля:
Карта контроля выполненной работы
№ | Технологическая операция | Критерий оценки | Балл |
| Подготовка рабочего места и рабочего стола (экранной рабочей области), аккуратность в ходе выполнения работы. | Рабочее место подготовлено в соответствии с выполняемыми задачами, на рабочем столе в доступе все необходимые материалы – 0,5 Рабочее место и рабочий стол не подготовлены - 0 | 0,5 |
| Качество оформления титульного листа | Оформление соответствует предъявленным требованиям и представленному образцу – 1 Оформление имеет незначительные нарушения – 0,5 Оформление не отвечает предъявленным требованиям - 0 | 1 |
| Общее оформление текстового материала. | 5 баллов - Все требования к тексту выполнены: текстовый редактор Word; формат А4; поля: левое - 2 см, правое – 1,5 см, верхнее - 2 см, нижнее - 2 см; шрифт - Times New Roman; кегль - 14 pt; межстрочный интервал - 1,5. Объем работы - не менее: 12 листов. Абзацный отступ – 1,25 см. 4 балла – Есть незначительные неточности и нарушения. 3 балла – Есть неточности и нарушения. 2 балла – Большое количество неточностей, нарушений, ошибок 1 балл – Работа не соответствует предъявленным требованиям 0 баллов - Работа в текстовом редакторе выполнена очень некачественно. | 5 |
| Единое оформление заголовков и выделение важной информации в тексте. | Все заголовки одного уровня оформлены в едином стиле (отличаются по уровню от основного шрифта, выделены полужирным начертанием), без точки, выравнены во всём документе одинаково и в одном стиле – 1 Заголовки в документе не соответствуют единству требований и заданным ориентирам - 0 | 1 |
| Оформление иллюстраций (чертежей, графиков, схем, компьютерных распечаток, диаграмм, фотоснимков) | Иллюстрационные материалы расположены после текста работы, где они упоминаются впервые, или на следующей странице (по возможности ближе к соответствующим частям текста работы); соответствуют предъявляемым требованиям; имеются в достаточном количестве для пояснения излагаемого текста работы; при необходимости нумеруются и имеют подписи – 1,5 Иллюстрационные материалы вставлены с нарушениями требований - 0 | 1,5 |
| Оформление списков, находящихся в тексте. | Списки оформлены в соответствии с требованиями с учётом их разновидности (нумерованные, маркированные, буквенные, многоуровневые); при использовании маркировки, соблюдается её единство – 1 Оформление списков не соответствует требованиям - 0 | 1 |
| Расположение формул и таблиц | Формулы и таблицы (с названием) располагаются по центру без отступа красной строки; кегль - 12 pt – 1 Расположение формул и таблиц не соответствует требованиям - 0 | 1 |
| Требования к оформлению списка источников | Список располагается в конце документа, в алфавитном порядке описания; элементы описания источника находятся в порядке, указанном в приведённых примерах образцов оформления (Печатные издания: Фамилия автора с инициалами, название работы – город: издательство, год. Интернет ресурсы: Название сайта, название статьи – ссылка) – 1 Приведённый список источников неполный и не отвечает предъявленным требованиям - 0 | 1 |
| Оформление содержания | Располагается в начале документа, после титульного листа; при оформлении учтены требования (основной текст — 14 pt; междустрочный интервал — полуторный; выравнивание — «по ширине»; шрифт — Times New Roman); указаны номера страниц – 1 Оформление содержания не соответствует требованиям - 0 | 1 |
| Оформление Приложения | Приложения находятся в конце документа, после списка источников; имеют нумерацию и название; в тексте документа на них есть ссылки или прямые указания; несут дополнительную или уточняющую смысловую нагрузку и способствуют более качественному восприятию текстового материала – 1 Приложения оформлены без учёта требований и/или не имеют обоснованной смысловой нагрузки - 0 | 1 |
| Проверка оригинальности текста | Соблюдены требования при загрузке текстового материала для проверки на плагиат; результаты скопированы/ выполнен скрин/загружены и правильно оформлены на последнем листе Приложения; оригинальность текста работы составляет не менее 60%- 1 Проверка оригинальности текста проведена с нарушениями, результат оформлен неправильно, оригинальность текста – ниже 60% - 0 | 1 |
Итого: | 15 |
Соответствие баллов оценке: | 15 – 13 баллов | 5 |
12 – 9 баллов | 4 |
8 – 6 баллов | 3 |
меньше 5 баллов | 2 |
Сделать вывод по результатам практической работы
ПРИМЕР ВЫВОДА:
Сегодня в ходе практической работы мы учились пользоваться текстовым процессором MS Word, совершенствовали свои навыки, как пользователи персонального компьютера.
Познакомились с понятиями редактирование, форматирование текста, структура текстового процессора, уровни форматирования документов в Word (символьный уровень, уровень абзаца, страничный уровень, уровень раздела, документальный уровень).
Узнали об операциях с текстом, выполняемых в текстовом процессоре Word (Microsoft Word): набор текста, вёрстка, проверка на орфографические ошибки, вставка графических изображений, вывод текста на печать; узнали о формах текстовых файлов; закрепили уже известные нам понятия (шрифт, отступ, абзац, межстрочный интервал, вставка, маркер, нумерация, выравнивание, поля, ориентация, сноска, титульная страница, диаграмма, графические элементы SmartArt).
Мы научились самостоятельно работать с текстовым документом в Microsoft Word: отрабатывали навыки ввода и редактирования текста, применяли простейшие виды форматирования документов.
Учились искать информацию, правильно формировать запросы к информационной системе с целью её получения, самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, пользоваться предложенной информацией и выполнять задания по образцу и в соответствии с требованиями; учились организовывать рабочее место и «рабочий стол» в соответствии с поставленными задачами.
В итоге мы смогли самостоятельно оформить в соответствии с предъявляемыми требованиями результаты своей проектной деятельности. Кроме того, полученные сегодня знания и навыки мы сможем применить при выполнении аналогичных заданий по различным предметам и в самостоятельном ученическом творчестве.
Задание 3. Разработать критерии оценки результатов практической работы в предлагаемом шаблоне.
Критерии оценки
| Оценка процесса | Баллы | Оценка |
1 | Соблюдение техники безопасности, правил безопасного труда | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | 1 |
2 | Соблюдение дисциплины, правил делового общения | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | 1 |
3 | Соблюдение культуры труда на рабочем месте (организация рабочего места и рабочего стола ПК) | Выполняется - 1 Не выполняется - 0 | 1 |
4 | Соблюдение/ качество выполнения технологических операций | Выполняется полностью верно -1 Выполняется верно, но с нарушением отдельных технологических приемов и правил - 0,5 Нарушена технология; выполнение технологической операции некорректно или операция не завершена - 0 | 1 |
5 | Соблюдение последовательности этапов создания и редактирования документа в текстовом редакторе Microsoft Word. | Соблюдены все этапы, документ полностью отредактирован и соответствует предъявляемым требованиям – 1 Документ не соответствует предъявляемым требованиям – 0 | 1 |
Итого: | 5 |
1 Внимание:
Данную практическую работу рекомендую проводить после выполнения практической части ученического творческого проекта. Это поможет правильно оформить собранный материал, отредактировать и отформатировать его в соответствии с требованиями, предъявляемыми к Проектной документации. Даст возможность учащимся работать с собственными материалами с учётом правил оформления и требований.