СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"»

«Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»

(из опыта работы учителя английского языка Вовк Н.А.)

Проработав учителем английского языка двадцать лет, считаю, что одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики является обучение устному общению.

Научить школьников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса - задача достаточно сложная. Ведь естественную речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.

Недостаток активной устной практики на уроке английского языка, стремление повысить эффективность обучения, побудило меня использовать групповую работу (обучать в сотрудничестве) учащихся. Так как в процессе обучения они обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга. В настоящее время в естественных коммуникативных ситуациях человек гораздо чаще сталкивается с диалогической и полилогической формами общения. Поэтому я отвожу значительное место в учебном процессе работе в парах и группах. При таких формах работы мои ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом. Замечу, на таких уроках работают все учащиеся. Они учатся слушать и слышать. Каждый чувствует себя раскованно. Работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение групповому взаимодействию на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Моя работа в этом направлении и наблюдения показали, что групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если я не даю такого задания. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, я пришла к выводу о необходимости целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Организацию группового общения я начинаю с формирования речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Участие в речевом общении предполагает владение мотивом деятельности, задаваемым коммуникативным заданием, и совершение речевого поступка в соответствии с этим мотивом.

Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, то я сообщаю о цели задания после организации речевых групп. (Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп, тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества.) Роли обычно распределяют сами ученики, но в некоторых случаях я делаю это сама.

Обычно оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. На таких уроках я оцениваю не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.

Как правило, я сама выбираю учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. При обучении я стараюсь придерживаться индивидуально-группового варианта. Но иногда пытаюсь разнообразить этот вариант творческим подходом применительно к своим ученикам.

На примере пяти уроков попытаюсь изложить систему своей работы по формированию у учащихся навыков чтения с извлечением основной информации, совершенствованию навыков чтения, обучению письму, монологической, диалогической и полилогической речи при обучении в сотрудничестве. (Уроки разработаны по учебнику для углубленного изучения английского языка для 7го класса автор Афанасьева О. В. по теме «Английский - всемирный язык». Цикл 2.)

На первом уроке я обучаю детей чтению с извлечением основной информации из текста, который ляжет в основу монологического высказывания, а в дальнейшем диалогического и группового общения. Ребята уже привыкли работать в трёх группах постоянным составом. Они прекрасно знают своих «учителей», помнят названия своих групп. Ученики занимают свои места и начинают один за другим по вертушке читать и переводить текст в трёх группах одновременно. Консультанты («учителя») координируют работу, исправляют ошибки при чтении, при затруднении в переводе помощь оказывают все члены группы. После завершения этой работы, каждая из трёх групп отвечает на основной вопрос текста: «Почему английский язык преподают и изучают почти во всех странах мира?» Оценки получает та группа, которая первой смогла ответить на поставленный перед чтением текста вопрос. Затем следует более детальное извлечение информации из текста. Ребята отвечают на вопросы упражнения, следующего после текста. Весь первый урок из пяти, описанных мною, учащиеся обучаются в сотрудничестве. (Домашнее задание: упр. 24 стр 31 письменно ответить на вопросы.)

На втором уроке мы совершенствуем навыки чтения и учимся письму, продолжая работать над текстом. Вначале урока проводим контроль домашнего задания. Дети читают вопросы и проверяют свои ответы на них, работая в парах. Затем, опираясь на ключевые фразы (записанные мною на доске), они письменно излагают основное содержание текста. Работают снова в парах. Остальную часть урока ребята работают в группах. Они работают над чтением и переводом основного содержания текста, изложенного письменно. (Домашнее задание: чтение и перевод текста). Как видите, весь второй урок ученики работают в сотрудничестве.

Цель третьего урока – обучение учащихся монологической речи. Ученики весь урок работают в группах, обучаясь в сотрудничестве. Они получают на отдельных листах целую серию упражнений, которые помогут им к концу третьего урока пересказать текст. Работая в группах, ребята отвечают на вопросы, пытаются закончить предложения, имея перед глазами лишь их начало, затем они составляют предложения, опираясь на ключевые слова, играют в игру «Вы знаете, что…» (излагают факты из текста).

На следующем этапе работы учащиеся, опираясь на ключевые русские слова, пытаются в группах пересказать текст.

В конце урока группы делятся на пары, и пытаются пересказать друг другу текст, опираясь на ключевые русские слова.

(Домашнее задание: пересказ текста.)

На четвёртом уроке мы обучаемся диалогической речи по теме, работая снова в парах и группах.

Вначале урока проводим контроль домашнего задания. Ребята играют в игру «Учитель – ученик» (взаимопроверка, выставление оценок).

Затем начинается работа в группах, каждая группа получает задания со специально разработанными упражнениями, которые в конце урока помогут детям уметь задавать вопросы по теме и даже составить диалог. На первом этапе ребята составляют вопросы из данных слов. Затем они проверяют их по ключу, записанному на доске, при наличии ошибок, исправляют их, потом отвечают на эти вопросы. После этого ребята должны представить, что они находятся на уроке по истории английского языка. Они должны задать своим «учителям», то есть лидерам групп, как можно больше вопросов. В конце ребята представляют, что они находятся на научной конференции по истории английского языка. В качестве учёных на этой конференции выступают лидеры групп (их три). Они занимают места перед аудиторией, а все остальные ребята задают им вопросы.

(Домашнее задание: уметь разыграть диалог.)

Весь четвёртый урок ребята обучаются в сотрудничестве.

На пятом уроке ученики обучаются общению в группах, то есть они обучаются полилогу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!