СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение жизненно-важным навыкам детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Жизнь – это гораздо больше, чем получаемые знания об основных школьных предметах, которые наши воспитанники изучают.

     Закончив школу, благодаря знаниям, они смогут поступить в учебные заведения, но если они не будут обучены важным жизненным навыкам, то они не будут готовы к реальной жизни.  

Просмотр содержимого документа
«Обучение жизненно-важным навыкам детей.»

Обучение жизненно-важным навыкам детей.

Я взяла эту тему, потому что для меня это ново, я не работала с маленькими детьми, а с подростками и выпускниками школы, у которых они были более-менее сформированы. Они проживали с родителями, и моя задача была учить предмету.

А жизнь – это гораздо больше, чем получаемые знания об основных школьных предметах, которые наши воспитанники изучают. Окончив школу, благодаря знаниям, они смогут поступить в учебные заведения, но если они не будут обучены важным жизненным навыкам, то они не будут готовы к реальной жизни.

В наше время дети растут несамостоятельными. Родители, переживая за своих детей, часто выполняют за них работу. Мы наблюдаем с вами, как приезжая из дома, многие ребята не знают, какие вещи они привезли с собой, потому что сумки собирают мамы. В наше время дети часто предоставлены сами себе, чаще всего они заняты своими гаджетами, если они не загружены после уроков кружками и тренировками.

Конечно, в основном, жизненно важным и практически полезным навыкам должны учить детей их родители, но так как наши воспитанники большую часть времени проводят в нашей школе и с нами, воспитателями, то конечно, по мере своих сил, мы прививаем такие навыки как:

  1. Любознательность

  2. Самостоятельность и уверенность в себе

  3. Альтруизм

  4. Трудолюбие и умение распоряжаться своим временем

  5. Умение договариваться

  6. Умение находить свое

  7. Навыки выживания

  8. Лабильность

  9. Умение быть счастливым.

Любознательность

Первый навык, потому что маленькие дети чаще задают вопросы, чем когда вырастают. Им интересно все. Конечно, нужно выслушивать и по мере возможности отвечать на эти вопросы ребенка. Потому что не бояться задавать вопросы – это умение, которое необходимо человеку на протяжении всей его жизни. Это основа любознательности.



Составляющие любознательности – это

  1. Умение учиться

  2. Любовь к знаниям

Если у ребенка выявить, чем он увлекается, то мы сможем давать задание, чтобы он нашел интересующую тему сначала с помощью взрослых в книгах, интернете и написал несколько строк. А когда он выступит перед ребятами, то в дальнейшем у него не возникнет страха выступить перед большой аудиторией.

Упражнение для того, чтобы научить детей задавать вопросы:

Цепочка вопросов

Упражнение можно проводить в любой ситуации: в корпусе, на прогулке, на домашнем занятии. Воспитатель придумывает интересную тему, например, "Зачем нужна одежда?", "Почему идет дождь?", "Откуда берутся грибы?". Изначально вопросы задает взрослый, чтобы научить ребенка выстраивать логическую цепочку вопросов, а затем вопросы может задавать ребенок. ребенок отвечает на вопросы до тех пор, пока может найти ответ. Взрослый помогает ему наводящими предложениями или при затруднении сам отвечает на поставленный вопрос.



Например, логическая цепочка может быть такая:

  • зачем нужна одежда?

  • какая бывает одежда?

  • без одежды как было бы человеку?

  • из чего шьют одежду?

  • когда не было ткани, во что одевались люди?

  • как они добывали шкуры?

  • как можно сшить одежду из шкур?

Спросить и угадать


  • это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию.

  • Инструкция: 

  • ведущий задает вопросы к картинке с изображением какой-то жизненной ситуации, участникам нужно предложить свою версию того, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия).

  • Ключ:

  • любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.

  • Материалы: картинки с изображениями ситуаций из жизни:

Самостоятельность и уверенность в себе

Эти необходимые человеку качества также формируются в раннем возрасте. Детей следует обучить очень важной вещи – делать всё самому, уметь настоять на своём, не зависеть от чужого мнения или оценки. Конечно, сразу это не даётся. Но со временем – вполне.

Поэтому, у нас с первого класса прививается умение ухаживать за собой и за своими вещами. Они учатся самостоятельно делать уроки, ведь в большинстве случаев, дети, которые дома делают уроки, ждут родителей, которые часто делают за них. Здесь они учат сами и даже проверяют правильность выполнения заданий у своих одноклассников.

Как только дети научатся быть самостоятельными, то поймут, что им не нужен ни учитель, ни родители, ни начальник для того, чтобы говорить, что и как делать.

Только так дети вырастут свободными людьми, которые в состоянии управлять собой и решать в каком направлении двигаться, чтобы достигнуть своей цели.

Если мы не будем поощрять инициативность, активность и стремление все делать самостоятельно, то ребенок может вырасти в инфантильного, боязливого, пассивного, неуверенного в себе человека.

Как помочь ребенку стать уверенным в себе: можно разбить класс на несколько групп, чтобы не было так шумно, и они не мешали друг другу, и попросить, чтобы каждый записал два- три качества, которые им нравятся в себе, и они это считают своим достоинством. И каждый рассказывает своим ребятам в команде. Здесь они как раз учатся выслушивать друг друга, а если они согласились, что эти качества действительно существуют у ребенка, то они становятся ближе друг другу, и, может по-другому смогут оценить товарища

Альтруизм и умение сострадать.

Этот навык является одним из самых важных. Прежде всего, он необходим для того, чтобы ребята могли успешно и эффективно работать в команде – друг с другом. Также для того, чтобы заботиться о других, находить счастье в том, чтобы делать окружающих счастливыми.

Научить состраданию можно. Для этого мы объясняем ребёнку, что чувствуют окружающие, как нуждаются в нашей поддержке и помощи.

Нужно обращать внимание на каждого ребёнка, спрашивать, что он чувствует, чего бы хотел, как ему помочь, если видим изменения в его настроении. При каждом случае показать, как можно облегчить чужие страдания, принести кому-то радость и счастье.

Осознав свое, «Я», дети понимают, что есть «мое», «чужое», «общее» и не только вещи, но и чувства. Они учатся делиться, отдавать, бескорыстно помогать, сочувствовать, сопереживать, сострадать, считаться с теми, кто рядом, и они должны понимать, что без добра и взаимовыручки не бывает порядка и мира.

Эгоистом быть легче, чем альтруистом. Но, важно также не вдаваться в крайности и не забывать о разумном эгоизме ради своего же блага.

Умение договариваться

Терпимость к различиям между людьми и понимание того, что все люди разные мы доносим ребенку, с того самого момента, как он приходит к нам в первый класс. Надо научить уважать другого, его особенности и интересы.

Если эти навыки подкрепляются у воспитанника, то позже превратятся в умение договариваться, находить компромиссы, разрешать конфликты. Формируются такие качества как дипломатичность и бесконфликтность, которые во взрослой жизни помогут выстраивать гармоничные отношения и дома и на работе.

Управление временем: очень важно:

1. Научить соблюдать распорядок дня,

2. Строить планы на ближайшее будущее,

3. Научить определять цели

Если к распорядку дня детей приучаем раннего детства, то остальные навыки вырабатываются позже, примерно в 12-18 лет, когда ребенок уже достаточно развит интеллектуально.

Самое главное, что должен усвоить ребенок от нас – умение ценить время, не тратить его в пустую, понимать, что оно – бесценно.

Необходимый навык: умение находить свое.

С каждым годом мы прививаем детям ценности, принципы и жизненные ориентиры, но важно и не «закостеневать» в них.

Мир меняется стремительно и шокирует своими новшествами, но если не приспосабливаться к ним, трудно быть успешным и счастливым.

То, что помогает быть гибким – это креативность в широком смысле этого слова: то есть: умение смотреть на вещи с другой стороны,

  • нестандартно подходить к решению проблем,

  • мыслить не только логически, но и творчески,

  • выходить за рамки привычного и традиционного,

  • быть творцом своей жизни,

  • развиваться как личность.

Так же необходимо научить наших воспитанников меняться вместе с миром, подстраиваться, учиться новому и не останавливаться в развитии.

Скорее, мы не должны дать ему забыть, как это делается, ведь все дети мыслят образно, фантазируют, видят мир не так, как взрослые.

Школьников же учат мыслить логически, загоняя тем самым мышление в рамки, устраняя «за ненадобностью» креативность, любознательность, свободу выбора и множественность правильных вариантов.

И вот тут нам необходимо закрепить у воспитанника навык уметь находить свое.

В жизни ребенку важно понимать и знать себя: свои личные особенности, способности, таланты. Зная «свое», легче его находить. Это знание и помогает сделать правильный жизненный выбор.

Один из главных – это выбор профессии. Его приходится делать подростку. Этот выбор невозможно сделать верно, если не знать особенности своей личности и не понимать, какая профессия придется по душе.

Именно от незнания себя и неумения находить «свое», дети идут учиться, куда-нибудь, где престижно, куда сказали родители, куда пошли одноклассники и так далее, а потом деньги за пять лет обучения оказываются выброшенными на ветер, потому что диплом пылится на полке, а ребенок работает не по специальности. В начальных классах мы можем раскрыть таланты наших детей, рассказывать как можно больше о возможностях этого мира, о профессиях, показывать ребятам, что перемены – это нормально. А также, что это чудесный шанс использовать для роста возможности, которых раньше не было. Ведь жизнь – это приключение, и чаще всего всё идёт совершенно не так, как мы планируем и предполагаем.

Навыки выживания

Современный мир удобен для проживания из-за большого количества благ цивилизации, но это иллюзия. Хорошо, когда ребенок растет окруженный всем необходимым, но плохо, если он вырастет слишком изнеженным и оторванным от природы.

Поэтому лучше научить наших ребят выживать в экстремальных и примитивных условиях:

  • оказывать первую медицинскую помощь,

  • организовывать быт в походных условиях,

  • разводить костер,

  • различать съедобные и несъедобные растения и плоды,

  • искать источники воды,

  • ориентироваться на местности.

Умение быть счастливым

Умение быть счастливым, это самый важный и жизненно необходимый навык для человека. Как и креативность, умение радоваться жизни он близок всем маленьким детям, их не нужно этому учить.

Проблема в том, что с годами этот навык утрачивается и то, что было просто в детстве, становится недосягаемой мечтой во взрослой жизни. Поэтому нашей задачей быть счастливым, радоваться любой мелочи и не унывать!

Обязательные умения быть счастливым:

  • оптимизм,

  • позитивное мышление,

  • умение радоваться мелочам,

  • умение расценивать ошибки как полезный опыт,

Каждый ребенок должен знать, что любая проблема разрешима, что он может быть счастливым, как бы тяжело ему ни было в данный момент времени, что нужно верить в себя и никогда не сдаваться!