Обучение чтению детей с особенностями интеллектуального развития
Учитель-дефектолог: Смирнова Т. Н.
Формирование и коррекция навыков послогового чтения у детей с особенностями интеллектуального развития
Особенности развития детей с
ограниченными возможностями:
- наличие двигательной патологии,
- различные нарушения интеллекта,
- особенности эмоционально-волевой сферы,
- отсутствие мотивации к обучению
Все это сужает круг возможностей детей - инвалидов.
Обучению чтению детей с особенностями интеллектуального развития
- Дети, с диагнозом детский церебральный паралич
- Дети с синдромом Дауна
- Дети с задержками психического развития различной этиологии
- Дети, имеющие умственную отсталость
- Дети с ранним детским аутизмом
Организация коррекционно – развивающего обучения детей имеющих особые образовательные потребности.
Для продвижения в развитии дошкольника с особенностями интеллектуального развития, для усвоения им определенных знаний, умений и навыков, для их систематизации и является специально организованное коррекционно-развивающее обучение.
Такие дети имеют особые образовательные потребности.
Работая с дошкольниками, обычно применяют самые различные средства для того
чтобы удержать их внимание на
объекте.
Обучение грамоте
Это определенный способ формирования навыка чтения и письма.
Качественное обучение детей грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха. Еще К.Д. Ушинский предложил звуковой метод обучения детей грамоте. Этот метод сменил существовавший до него букво-слогательный метод.
Д. Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению.
Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит их трех взаимосвязанных этапов:
- Выделение в слове фонем , общая ориентировка в фонемной системе языка ;
- Освоение системы гласных фонем , обозначение их буквами, формирование ориентации в фонемной системе языка;
- Освоение системы согласных фонем , обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.
Обзор некоторых методик обучения грамоте
В основу методических рекомендаций по обучению грамоте положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина. Авторами Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина, разработаны системы обучения грамоте детей с нарушениями речи.
Материал предлагается в такой последовательности:
- сочетания двух гласных
- сочетание гласного с согласным закрытом слоге
- сочетания согласного с гласным в открытом слоге
- односложные слова по типу C Г С
- двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов
- двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов
- двусложные слова со стечением согласных
- трехсложные со стечением согласных
Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития
Большинство методик обучения грамоте ориентированы на обучение детей без патологии. Обучение детей с нарушениями интеллекта требует специальной методики .
Методика обучения чтению умственно отсталых детей разработана В.В. Воронковой и широко применяется для обучения детей в школах 8 вида.
Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития
Эффективности при обучению грамоте по мнению Л. С. Выгодского можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей:
- Уровня его мышления
- Восприятия
- Речи
- Памяти
Букварь Воронковой В. В. Букварь Жуковой Н.
Букварь Воронковой В. В.
Рассчитан на детей, имеющие умственную отсталость
1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ
А У М О С Х
2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ
АМ УМ АС УС
3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ
МА МУ МО СА СУ СО
Букварь Жуковой Н.
Рассчитан на дошкольников с интеллектуальной нормой
1.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ
А У О М С Х
2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ
АМ УМ АС УС
3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ
МА МУ МО СА СУ СО
Предлагаемый подход к обучению чтению базируется на следующих условиях:
- Звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы). При усвоении артикуляции вводится буква. При знакомстве с буквой необходимо называть не ее алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
- Последовательное формирование навыка слияния согласных звуков со всеми гласными.
- Воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование механизма чтения, основанного на выделении одинаковых слогов в словах.
Обучение чтению по букварю тренажеру позволять решить следующие коррекционные задачи:
- Развитие игровой и учебной деятельности у детей.
- Активизация речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями.
- Осуществление индивидуального подбора в выборе заданий, позволяющего учитывать особенности интеллектуального развития каждого ребенка.
- Обучение навыку слияния букв в слоги. Тренировка чтения одинаковых слогов в разных словах.
- Возможность подбора различных вариантов заданий для закрепления материала. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному»
- Коррекция высших психических процессов ( восприятия, внимания, памяти и мышления)
- Развитие стойкой мотивации к учебной деятельности, потребности в оценке собственной деятельности и навыков самоконтроля
- Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения, развитие личности ребенка.
Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Сознательное усвоение артикуляции
А
2. Выделение первого звука в словах
У А М
3.Изучение звуков и соответствующих букв
4. Чтение слогов состоящих из двух гласных
5. Чтение закрытых слогов
6. Чтение слогов-слияний (согласные разные + гласная буква А )
7. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех букв
8. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех и более букв
9. Чтение слова и соотнесение его с картинкой
10. Работа со слоговой таблицей
Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья
Такая работа проводится с каждой новой гласной. Особое внимание следует уделить чтению слогов с буквами и, е, ё, ю, я.
Коррекционно-развивающие упражнения, способствующие активизации и автоматизации навыков формирования послогового чтения
- Упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
- Упражнения на развитие внимания
- Упражнения на понимание
прочитанного
целостности восприятия
Заключение
В результате у ребенка вырабатывается определенный стереотип «легкого» чтения. Процесс чтения становится более легким, отсутствие мелких деталей позволяет ребенку сконцентрироваться на задании. Большое количество похожих слов способствует более прочному запоминанию и позволяет быстрее выработать навык чтения.
Основным преимуществом такого подхода является развитие высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи) в процессе формирования послогового чтения.
Спасибо за внимание!