СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение чтению детей с нарушениями интеллектуального развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство методик обучения грамоте разработаны для обычных детей.  Дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в особом подходе, особых методах и приемах при обучении чтению.

Просмотр содержимого документа
«Обучение чтению детей с нарушениями интеллектуального развития»

Обучение чтению детей с особенностями интеллектуального развития  Учитель-дефектолог: Смирнова Т. Н.

Обучение чтению детей с особенностями интеллектуального развития

Учитель-дефектолог: Смирнова Т. Н.

Формирование и коррекция навыков послогового чтения  у детей с особенностями интеллектуального развития Особенности развития детей с ограниченными возможностями: наличие двигательной патологии, различные нарушения интеллекта, особенности эмоционально-волевой сферы, отсутствие мотивации к обучению  Все это сужает круг возможностей детей - инвалидов.

Формирование и коррекция навыков послогового чтения у детей с особенностями интеллектуального развития

Особенности развития детей с

ограниченными возможностями:

  • наличие двигательной патологии,
  • различные нарушения интеллекта,
  • особенности эмоционально-волевой сферы,
  • отсутствие мотивации к обучению

Все это сужает круг возможностей детей - инвалидов.

Обучению чтению детей с особенностями интеллектуального развития Дети, с диагнозом детский церебральный паралич Дети с синдромом Дауна Дети с задержками психического развития различной этиологии Дети, имеющие умственную отсталость Дети с ранним детским аутизмом

Обучению чтению детей с особенностями интеллектуального развития

  • Дети, с диагнозом детский церебральный паралич
  • Дети с синдромом Дауна
  • Дети с задержками психического развития различной этиологии
  • Дети, имеющие умственную отсталость
  • Дети с ранним детским аутизмом
Организация коррекционно – развивающего обучения детей имеющих особые образовательные потребности.   Для продвижения в развитии дошкольника с особенностями интеллектуального развития, для усвоения им определенных знаний, умений и навыков, для их систематизации и является специально организованное коррекционно-развивающее обучение.  Такие дети имеют особые образовательные потребности.  Работая с дошкольниками, обычно применяют самые различные средства для того  чтобы удержать их внимание на  объекте.

Организация коррекционно – развивающего обучения детей имеющих особые образовательные потребности.

Для продвижения в развитии дошкольника с особенностями интеллектуального развития, для усвоения им определенных знаний, умений и навыков, для их систематизации и является специально организованное коррекционно-развивающее обучение.

Такие дети имеют особые образовательные потребности.

Работая с дошкольниками, обычно применяют самые различные средства для того

чтобы удержать их внимание на

объекте.

Обучение грамоте   Это определенный способ формирования навыка чтения и письма.  Качественное обучение детей грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха. Еще К.Д. Ушинский предложил звуковой метод обучения детей грамоте. Этот метод сменил существовавший до него букво-слогательный метод.  Д. Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению.

Обучение грамоте

Это определенный способ формирования навыка чтения и письма.

Качественное обучение детей грамоте возможно при условии развитого фонематического слуха. Еще К.Д. Ушинский предложил звуковой метод обучения детей грамоте. Этот метод сменил существовавший до него букво-слогательный метод.

Д. Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению.

Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит их трех взаимосвязанных этапов: Выделение в слове фонем , общая ориентировка в фонемной системе языка ; Освоение системы гласных фонем , обозначение их буквами, формирование ориентации в фонемной системе языка; Освоение системы согласных фонем , обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит их трех взаимосвязанных этапов:

  • Выделение в слове фонем , общая ориентировка в фонемной системе языка ;
  • Освоение системы гласных фонем , обозначение их буквами, формирование ориентации в фонемной системе языка;
  • Освоение системы согласных фонем , обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.
Обзор некоторых методик обучения грамоте   В основу методических рекомендаций по обучению грамоте положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина. Авторами Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина, разработаны системы обучения грамоте детей с нарушениями речи.  Материал предлагается в такой последовательности: сочетания двух гласных сочетание гласного с согласным закрытом слоге сочетания согласного с гласным в открытом слоге односложные слова по типу C Г С двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов двусложные слова со стечением согласных трехсложные со стечением согласных

Обзор некоторых методик обучения грамоте

В основу методических рекомендаций по обучению грамоте положен звуковой метод обучения чтению Д.Б. Эльконина. Авторами Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б, Филичева, Г.В. Чиркина, разработаны системы обучения грамоте детей с нарушениями речи.

Материал предлагается в такой последовательности:

  • сочетания двух гласных
  • сочетание гласного с согласным закрытом слоге
  • сочетания согласного с гласным в открытом слоге
  • односложные слова по типу C Г С
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытых слогов
  • двусложные и трехсложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов
  • двусложные слова со стечением согласных
  • трехсложные со стечением согласных
Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития  Большинство методик обучения грамоте ориентированы на обучение детей без патологии. Обучение детей с нарушениями интеллекта требует специальной методики .  Методика обучения чтению умственно отсталых детей разработана В.В. Воронковой и широко применяется для обучения детей в школах 8 вида.

Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития

Большинство методик обучения грамоте ориентированы на обучение детей без патологии. Обучение детей с нарушениями интеллекта требует специальной методики .

Методика обучения чтению умственно отсталых детей разработана В.В. Воронковой и широко применяется для обучения детей в школах 8 вида.

Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития Эффективности при обучению грамоте по мнению  Л. С. Выгодского можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей: Уровня его мышления Восприятия Речи Памяти

Обучению грамоте детей с особенностями интеллектуального развития

Эффективности при обучению грамоте по мнению Л. С. Выгодского можно достигнуть при максимальном учете возрастных особенностей и возможностей:

  • Уровня его мышления
  • Восприятия
  • Речи
  • Памяти
Букварь Воронковой В. В.  Букварь Жуковой Н.

Букварь Воронковой В. В. Букварь Жуковой Н.

Букварь Воронковой В. В.  Рассчитан на детей, имеющие умственную отсталость 1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ А У М О С Х 2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ АМ УМ АС УС 3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ МА МУ МО СА СУ СО  Букварь Жуковой Н.  Рассчитан на дошкольников с интеллектуальной нормой 1.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ А У О М С Х 2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ АМ УМ АС УС 3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ МА МУ МО СА СУ СО

Букварь Воронковой В. В.

Рассчитан на детей, имеющие умственную отсталость

1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ

А У М О С Х

2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ

АМ УМ АС УС

3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ

МА МУ МО СА СУ СО

Букварь Жуковой Н.

Рассчитан на дошкольников с интеллектуальной нормой

1.ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ БУКВ

А У О М С Х

2.СОЧЕТАНИЕ ГЛАСНОГО С СОГЛАСНЫМ В ЗАКРЫТОМ СЛОГЕ

АМ УМ АС УС

3.СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНОГО С ГЛАСНЫМ

МА МУ МО СА СУ СО

Предлагаемый подход к обучению чтению базируется на следующих условиях:  Звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы). При усвоении артикуляции вводится буква. При знакомстве с буквой необходимо называть не ее алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Последовательное формирование навыка слияния согласных звуков со всеми гласными. Воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование механизма чтения, основанного на выделении одинаковых слогов в словах.

Предлагаемый подход к обучению чтению базируется на следующих условиях:

  • Звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы). При усвоении артикуляции вводится буква. При знакомстве с буквой необходимо называть не ее алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
  • Последовательное формирование навыка слияния согласных звуков со всеми гласными.
  • Воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование механизма чтения, основанного на выделении одинаковых слогов в словах.
Обучение чтению по букварю тренажеру позволять решить следующие коррекционные задачи: Развитие игровой и учебной деятельности у детей. Активизация речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями. Осуществление индивидуального подбора в выборе заданий, позволяющего учитывать особенности интеллектуального развития каждого ребенка. Обучение навыку слияния букв в слоги. Тренировка чтения одинаковых слогов в разных словах. Возможность подбора различных вариантов заданий для закрепления материала. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному»  Коррекция высших психических процессов ( восприятия, внимания, памяти и мышления) Развитие стойкой мотивации к учебной деятельности, потребности в оценке собственной деятельности и навыков самоконтроля Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения, развитие личности ребенка.

Обучение чтению по букварю тренажеру позволять решить следующие коррекционные задачи:

  • Развитие игровой и учебной деятельности у детей.
  • Активизация речевой деятельности у детей с речевыми нарушениями.
  • Осуществление индивидуального подбора в выборе заданий, позволяющего учитывать особенности интеллектуального развития каждого ребенка.
  • Обучение навыку слияния букв в слоги. Тренировка чтения одинаковых слогов в разных словах.
  • Возможность подбора различных вариантов заданий для закрепления материала. Задания подобраны по принципу «от простого к сложному»
  • Коррекция высших психических процессов ( восприятия, внимания, памяти и мышления)
  • Развитие стойкой мотивации к учебной деятельности, потребности в оценке собственной деятельности и навыков самоконтроля
  • Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы и поведения, развитие личности ребенка.
Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья  1. Сознательное усвоение артикуляции   А

Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Сознательное усвоение артикуляции

А

2. Выделение первого звука в словах У А М

2. Выделение первого звука в словах

У А М

3.Изучение звуков и соответствующих букв

3.Изучение звуков и соответствующих букв

4. Чтение слогов состоящих из двух гласных

4. Чтение слогов состоящих из двух гласных

5. Чтение закрытых слогов

5. Чтение закрытых слогов

6. Чтение слогов-слияний (согласные разные + гласная буква А )

6. Чтение слогов-слияний (согласные разные + гласная буква А )

7. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех букв

7. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех букв

8. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех и более букв

8. Чтение слов с одинаковыми слогами из трех и более букв

9. Чтение слова и соотнесение его с картинкой

9. Чтение слова и соотнесение его с картинкой

10. Работа со слоговой таблицей

10. Работа со слоговой таблицей

Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья   Такая работа проводится с каждой новой гласной. Особое внимание следует уделить чтению слогов с буквами и, е, ё, ю, я.

Основные этапы обучения чтению детей с ограниченными возможностями здоровья

Такая работа проводится с каждой новой гласной. Особое внимание следует уделить чтению слогов с буквами и, е, ё, ю, я.

Коррекционно-развивающие упражнения, способствующие активизации и автоматизации навыков формирования послогового чтения Упражнения на звукобуквенный анализ и синтез Упражнения на развитие внимания Упражнения на понимание  прочитанного Упражнения на коррекцию  целостности восприятия

Коррекционно-развивающие упражнения, способствующие активизации и автоматизации навыков формирования послогового чтения

  • Упражнения на звукобуквенный анализ и синтез
  • Упражнения на развитие внимания
  • Упражнения на понимание

прочитанного

  • Упражнения на коррекцию

целостности восприятия

Заключение В результате у ребенка вырабатывается определенный стереотип «легкого» чтения. Процесс чтения становится более легким, отсутствие мелких деталей позволяет ребенку сконцентрироваться на задании. Большое количество похожих слов способствует более прочному запоминанию и позволяет быстрее выработать навык чтения. Основным преимуществом такого подхода является развитие высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи) в процессе формирования послогового чтения.

Заключение

В результате у ребенка вырабатывается определенный стереотип «легкого» чтения. Процесс чтения становится более легким, отсутствие мелких деталей позволяет ребенку сконцентрироваться на задании. Большое количество похожих слов способствует более прочному запоминанию и позволяет быстрее выработать навык чтения.

Основным преимуществом такого подхода является развитие высших психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и речи) в процессе формирования послогового чтения.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!