Обучение чтению на иностранном языке в рамках
дистанционного образования
В результате кардинальных перемен, произошедших в России во всех сферах жизни за последнее десятилетие, определились новые тенденции в отечественной системе образования, являющиеся прямым следствием этих перемен и во многом отражающие процессы в сфере образования в цивилизованной части мирового сообщества. К таким тенденциям, прежде всего, следует отнести гуманистическую направленность развития системы образования и широкое распространение идеи непрерывного образования. Идея непрерывного образования предполагает возможность и необходимость постоянно, систематически пополнять свое образование как в смежных, по отношению к ранее полученному образованию областях знания, так и в совершенно новых. Применительно к средним учебным заведениям основными факторами, влияющими на выбор целей обучения иностранным языкам, является, прежде всего, социальный заказ общества к воспитанности и обученности студентов, потребности общества применительно к иностранным языкам, уровень развития методики, педагогики, психологии, лингвистики и условия обучения, изменения которых непременно требуют и изменения целей. Потребностью общества сегодня является практическое владение иностранными языками, подкрепляемое общеобразовательными знаниями, культурой и интеллектом обучающихся. Однако, при существующих условиях в качестве целевой доминанты при обучении иностранным языкам, не исключая при этом других способов общения (говорения, аудирования, письма), выделено чтение, как опосредованная форма общения. Причиной этому явились следующие обстоятельства:
- чтение предоставляет большие возможности для своего реального практического использования, так как печатные издания остаются основным средством хранения и передачи информации;
- чтение при существующих условиях обучения может дать более реальный результат, поскольку это коммуникативное умение формируется легче по сравнению с другими, его можно совершенствовать самостоятельно и легче восстановить после длительного перерыва;
- чтение обладает большой образовательной и социокультурной значимостью, поскольку при условии соответствующего отбора текстового материала создаются предпосылки для значительного расширения лингвострановедческих знаний и общеобразовательного кругозора.
Поэтому для достижения практических результатов в свете новых тенденций необходимо обеспечить свободный доступ к источникам образования практически каждому человеку в стране. Это требует больших материальных затрат для любого государства и, тем более для тех государств, огромные территории которых крайне неоднородны по своим возможностям обеспечивать образовательные потребности проживающему на них населению. К таким странам можно отнести и современную Россию. В нынешней ситуации конституционное право на получение полноценного образования в небольших городах, сельских районах, географически удаленных от образовательных центров и учреждений, обладающих новыми и прогрессивными педагогическими технологиями, может оказаться ущемленным.
Решение данной проблемы специалисты все чаще связывают с внедрением в систему образования средств и методов новых информационных и педагогических технологий, в том числе основанных на использовании компьютерных телекоммуникационных средств, которые могут обеспечить доступ обучаемых к удаленным источникам знаний. Впечатляющие технические возможности компьютерных телекоммуникационных сетей, таких как Internet, не могут не привлекать к себе внимания педагогической науки как потенциально эффективное средство для осуществления педагогической деятельности, устраняющее барьеры пространственной удаленности обучаемых от преподавателя.
Особенно привлекательны дидактические возможности современных глобальных компьютерных сетей (если учесть возможности мультимедийных компьютерных технологий - передавать текст, графику, звук и видео сообщение) для обучения иностранным языкам.
Раньше от образовательных учреждений требовалось вооружить обучаемого знаниями и навыками, которых должно было хватить до конца жизни. В современном быстро меняющемся информатизированном обществе любые специальные знания быстро устаревают. Человечество должно постоянно учиться, чтобы приспособиться к изменениям, порожденным развитием науки и техники. Это означает, что главное в процессе непрерывного познания - это основные навыки восприятия новых знаний, наиболее важным из которых является умение самостоятельно учиться.
Есть категории людей, которые по разным причинам оказываются как бы оторванными от современного образования. К ним могут быть отнесены:
• учащиеся, проживающие в отдаленных местностях и не имеющие возможности посещать учебное заведение, курсы или брать частные уроки;
• дети-инвалиды, не посещающие учебное заведение;
• учащиеся, не имеющие возможности посещать учебное заведение из-за продолжительной болезни или пропустившие большое количество занятий;
• обучающиеся, вынужденные часто менять место жительства в связи со спецификой работы их родителей (геологи, военные, строители и др.), для которых необходима система, позволяющая проходить обучение по одной программе и с постоянным контингентом преподавателей.
В отличие от традиционных систем новая форма обучения должна предоставить возможность построить для каждого обучающегося индивидуальную траекторию обучения, пройти ее, обращаясь к созданной для этого специальной информационной среде, удовлетворить потребности в образовательных услугах в том режиме, в котором это наиболее удобно и комфортно для обучающегося.
Широкие технические возможности по передаче, обработке, хранению и представлению различных видов информации позволяют рассматривать компьютерные телекоммуникационные сети как потенциально мощный и универсальный инструмент педагогической деятельности, способный стимулировать разработку и внедрение в практику принципиально новых форм и методов обучения чтению. Поиск этих новых форм и методов обучения, органично сочетающихся с техническими возможностями компьютерных телекоммуникационных сетей, следует начать с анализа имеющегося педагогического опыта в сфере "обучения на расстоянии", когда преподаватель и студент пространственно удалены друг от друга и не имеют возможности для непосредственного общения (в классе, аудитории). В отечественной практике указанная сфера, пожалуй, исчерпывается понятием дистанционное обучение (ДО), основным содержательным признаком которого можно считать использование для "обучения на расстоянии" технических средств связи.
Роль чтения в рамках дистанционного обучения очень значима, так как уровень требований, предъявляемых к практическому владению иностранными языками возрос, и совершенствование методики преподавания которого, без использования чтения не эффективно.
Существенно важным содержательным признаком понятия "дистанционное обучение", на мой взгляд, является принципиальная возможность резко повысить интенсивность информационного обмена между пространственно удаленными субъектами обучения и максимально приблизить его по форме к непосредственному общению с помощью современных телекоммуникационных средств.
Появление, а затем и быстрое распространение в мире технического средства связи - компьютерных телекоммуникационных сетей значительно расширяет возможности обучения чтению в рамках дистанционного образования, позволяет организовывать и проводить его на качественно ином уровне. В первую очередь, это связано с тем, что компьютерные телекоммуникации предоставляют преподавателю возможность оперативной обратной связи с обучаемым а, следовательно, и функцию оперативного контроля и коррекции в ходе учебного процесса. Возможность оперативно обмениваться сообщениями друг с другом через компьютерные телекоммуникации появляется и у обучающихся. Такая возможность является необходимым и достаточным условием осуществления парной и групповой форм работы в процессе обучения чтению через компьютерные телекоммуникационные сети. По компьютерным телекоммуникациям обучающиеся могут получать электронные дидактические материалы различного рода, включая и обучающие компьютерные программы, из любой точки региона, страны и даже мира, в которой имеется телекоммуникационная связь.
Итак, использование дистанционной формы для обучения чтению на иностранном языке вполне возможно и целесообразно, так как в настоящий момент в распоряжении преподавателя иностранного языка имеется достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, разных по типу и содержанию.