ГБНОУ ПО « Губернский лицей»
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОКЛАД
НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ
« Обучение детей — аутистов»
( из опыта работы)
Выполнила:
учитель начальных классов
Пчелинцева Ирина Вячеславовна
ПЕНЗА — 2017 г.
Из опыта работы ( обучение детей — аутистов).
Есть несколько вещей, которые очень хорошо нужно представлять про аутизм. Во-первых, у нас до сих пор нет лекарства от расстройств аутического спектра, хотя прямо сейчас тысячи ученых ищут его.
Во-вторых, аутизм — это на всю жизнь, от него нет исцеления и его невозможно перерасти. Он здесь, у нас дома, и даже если мы будем делать вид, что его нет, он никуда не денется.
В-третьих, аутизм изучают уже почти семьдесят лет, а это значит, что мы многое про него знаем. Знаем, что помогает, а что нет. Знаем, как учить ребенка говорить и социализироваться. Как учить детей пользоваться туалетом и ухаживать за собой. Мы знаем, чем могут помочь лекарства, а чего сделать они никогда не смогут. Знаем, как помочь подросшему ребенку в школе, а потом и в самостоятельной жизни.Лечение аутизма — это не одно героическое усилие, а кропотливая и многолетняя работа. Но именно она, а не поиск чуда, приносит результаты, порой замечательные и совершенно неожиданные.
Обучение ребенка, у которого диагностируют аутизм, должно проходить в позитивной атмосфере. Ребенка с аутизмом нужно хвалить даже за маленькие успехи и делать акцент на сильных сторонах ученика. Монотонные и скучные моменты в обучении нужно разнообразить. Дети, у которых диагностируют аутизм, не воспринимают знания, которые им не интересны, даже если они понадобятся в будущем. Поэтому на уроках можно использовать маленькие презентации, карточки, наглядность, которые помогут заинтересовать детей с аутизмом. Главное, руководствоваться принципами обучения детей с РАС. ( 3 слайд)
Не забывая о том, что думает и чувствует необычный ребёнок. ( 4 слайд)
Исходя из выше сказанного, можно выделить общий подход к обучению детй с РАС. ( 5 слайд)
Мелкая моторика - это координация движений мелких мышц в пальцах рук, при этом арсенал движений довольно обширен: от хватания, пинцетного захвата до точечных манипуляций. Детство является критическим периодом для развития мелких мышц в кистях рук и пальчиках. Кроме того, ловкость и проворство рук напрямую связаны с речевым центром.
В повседневной жизни мы используем мышцы пальцев и рук постоянно, когда:
- завязываем шнурки
- застегиваем пуговицы, застежки, молнию
- рисуем и раскрашиваем
- пишем
- разрезаем ножницами
- расплачиваемся монетами
- открываем замки
- переворачиваем страницы
- пользуемся отверткой
- и, конечно, печатаем на компьютерной клавиатуре.
Проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения. ( Слайд 6, слайд 7, слайд 8).
Игры и кубики Никитина, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка.Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.Для развития внимания, воображения, мышления использую в работе кубики Никитиных. Это также огромное подспорье, т.к. с вниманием у детей проблема; часто уходят в « аут». У моих учеников есть такие кубики, которые выполнены своими руками ( взрослые).
( слайд 9).
Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей на уроке, чтобы ребёнок понял, что ему рады, его ждали; и мы не отойдём от его плана ( ритуала).Целью данного этапа является выработать умение сидеть за столом. Здесь, со стороны ребёнка может следовать негодование, отторжение и полное неприятие учебной ситуации, уходит немало времени, чтобы ребёнок не чувствовал страхов и угрозы со стороны педагога. ( слайд 10).
У детей с РАС нарушенной, прежде всего, оказывается коммуникативная функция речи. Для всех вариантов речевого развития детей с аутизмом характерны следующие общие черты: нарушение коммуникативной функции речи; выраженная стереотипность речи; склонность к словотворчеству, неологизмам; значительно большая, чем в норме, роль эхолалий; нарушения звукопроизношения, темпа и плавности речи. Ребёнок с аутизмом часто говорит о себе во втором или третьем лице. Поэтому на всех уроках, есть задания и упражнения, связанные с развитием речи. ( Слайды 11 — 15).
Необходимо напомнить, что каждый человек с аутизмом уникален. Даже при огромных усилиях, стратегия, которая хорошо работает для одного ребенка , может никак не действовать на другого.
Расширить словарный запас ребенка с аутизмом можно с помощью карточек, которые будут прикреплены к конкретным объектам. Так, в период обучения грамоты (« Азбука»), к каждому уроку я делаю заготовки из слов, где встречается изучаемая буква, плюс изображение этого слова ( картинка). Именно с такого файла начинаем работать, называем слово, вычленяем нужный звук и обозначаем его буквой. И ученик сам уже может дать характеристику звуку и букве. Только после этого я перехожу на учебник. Это уже второй этап — первое закрепление.
Каждое слово объясняется учеником, но как правило, сначала это делаю я, а потом ученик проделывает тоже самое. Никогда на уроке не обходимся только наличием слов «Азбуки». Каждый урок идёт накопление и обогащение словаря.
Часто как закрепление ( в виде домашнего задания) прошу проинсценировать, показать родителей или бабушку тот или иной предмет дома, на улице, в общественных местах.
Ввиду того, что у аутичного ребенка плохо сформировано понимание речи, а точнее, он с трудом соотносит слова и объекты, ребенок не понимает (в самом прямом смысле), что и почему должно происходить. Надо «проговорить» и просмотреть все изменения в жизни с использованием фото или карточек с изображением предполагаемых режимных моментов (последовательности событий), по которым ребенок сможет понять, что произойдет позже.
Обучение детей с аутизмом должно проходить с акцентом на положительную мотивацию. Избыточная фиксация внимания на какие-то объекты должна быть использована с пользой для обучения. Например, ребенку, страдающему аутизмом, нравятся машины. Для чтения можно выбрать тексты, в которых идет речь о машинах. Если ребенок любит книги или книги, связанные с его специальным интересом, например, «Про Чебурашку», о динозаврах или покемонах, то, разумеется, следует использовать именно эти книги, чтобы развить удовольствие от чтения и от книг. Читать в первую очередь надо эти книги ребенку, даже если потребуется делать это множество раз.(Слайды 16 — 19).
На уроках русского языка и математики также используем карточки, картинки, таблички, схемы, пиктограммы. Всё это просто необходимо ребёнку с РАС. ( Слайды 20 — 27).
На уроках окружающего мира , если есть такая возможность, то предметы, о которых идёт речь, перед лицом ребёнка ( это может быть снег прямо с балкона, лёд из морозилки, тут же рассматриваем фильтр, что на кухне и т.д.). И , конечно, опять схемы, напоминалки, раскраски и огромная работа родителей по закреплению материала ( идут на почту, в библиотеку, к контейнеру, наблюдают за птицами т.д.) И на уроках окружающего мира опять развиваем речь, объясняем доступными словами то, что в состоянии понять, запомнить ребёнок. Но при этом всегда помним, что сенсорная перегрузка может привести с срывам. ( Слайды 28 - 30)
Дома детьми совместно с родителями ведётся так называемый словарик, куда записываются все услышанные и понятные слова.
У ребёнка 3 класса так называемая тетрадь — выручалочка ведётся с 1 класса. В ней с помощью мамы записаны, зарисованы, выполнены схемы, пиктограммы всего того основного, что может прийти на помощь на уроке. Ребёнок с аутизмом часто чувствует себя неуверенно, а эта тетрадь — большая психологическая поддержка. Причём подбирается весь материал индивидуально к каждому ребёнку. Карточка или рисунок должны быть такими, чтобы ребёнок понимал и мог этим пользоваться самостоятельно на уроке или при подготовке домашнего задания.
Достаточно много иллюстрированного, занимательного, но понятного детям материала используется в работе с данной категорией детей. (Слайды 31 — 35).
При работе с данной группой приходится выверять и ограничивать все речевые инструкции, именно поэтому инструкции часто даются в единой временной форме: «Возьми карандаш».
Главное правило при обучении таких детей - это не забывать про понимание и похвалу. ( Слайд - 36)
Не менее важен выбор символов для достижения наибольшей самостоятельности учеников. В качестве символов могут быть использованы: рисунки (нарисованные от руки или типографским способом), фотографии (самого ребенка, выполняющего определенный вид деятельности, изображение необходимого предмета, вызывающего ассоциацию с определённым видом деятельности или режимным моментом), комбинированные формы (предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками).
Полезные ресурсы:
http://www.uchportal.ru/load/46-2-2 (учительский портал, уроки в нач.школе)
http://infourok.ru/site/allSites (бесплатный конструктор учительских сайтов)
http://kopilkaurokov.ru/ ( копилка уроков, сайт для учителей)
http://poskladam.ru/game_mesta.html (обучение чтению, развив. игры)
http://www.smart-kiddy.ru/raskraski/ ( обучающие ракраски : календарь, цифры, буквы, прописи и т.п.)
http://www.studfiles.ru/preview/ ( развитие речи аутистов)
http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/11170-zhizn-ptic-1-klass.html (презентации по окружающему миру)
http://skazvikt.ucoz.ru/ ( викторины по сказкам)
http://pedsovet.su/ (сообщество взаимопомощи учителям)
http://romaschki.jimdo.com/ ( логопедический портал)
http://easyen.ru/ ( современный учительский портал)
http://ya-umni4ka.ru/ (презентации, тесты, игры, викторины)