СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи на этапе введения ФГОС ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны два варианта обучения детей с ТНР. Раскрыт каждый вариант. Описаны характеристики детей по вариантам обучения.

Просмотр содержимого документа
«Обучение детей с тяжелыми нарушениями речи на этапе введения ФГОС ОВЗ»

Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)



Вариант АООП НОО - 5.1



Основные направления коррекционной работы,которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)


Характеристика обучающегося:достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям сверстников с речевым развитием- норма к моменту завершения обучения.

- обучающиеся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия),


- обучающиеся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), имеющие нарушения всех компонентов языка;


- обучающиеся с нарушениями чтения и письма.


Сроки обучения по АООП НОО – нормативные (1-4 кл.)


направление «Развитие письменной и устной речи»


-обогащение и активизация словаря;

-развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

-формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов);

-развитие слухового внимания;

-совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;

-развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;

-развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)

-развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками.













Вариант АООП НОО - 5.2



Основные направления коррекционной работы,

которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся 1-4 классов

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)



Характеристика обучающегося: достижения обучающегося соответствуют достижениям сверстников с речевым развитием - норма к моменту завершения обучения.

В зависимости от уровня речевого развития существуют два отделения

Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные (1-5 кл.).

1 отделение:срок обучения - 5 лет (1 дополнительный - 4 классы)

- обучающиеся с общим недоразвитием речи II - III уровней речевого развития при алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием;

- обучающиеся с общим недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

2 отделение: срок обучения 4 года (1 - 4 классы).

- обучающиеся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.

направление «Развитие письменной и устной речи»

  • обогащение и активизация словаря;

  • развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму;

  • формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических, развитие операций языкового анализа и синтеза на уровне слова и предложения; звукослоговая структура слов);

  • развитие слухового внимания;

  • совершенствование фонетической стороны речи – закрепление произносительных навыков;

  • развитие просодической и интонационной стороны речи: развитие дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению; формирование предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;

  • развитие пространственно-временного гнозиса: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)

  • развитие межличностной системы координат "ребенок-взрослый-сверстники»: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками.



направление «Развитие познавательных процессов»

  • развитие внимания: свойств внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;

  • развитие памяти: свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания;

  • развитие восприятия (умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны;

  • развитие мышления:овладение логическими операциями и действиями сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; а также развитие процессов символизации, понимания и употребления сложных логико-грамматических конструкций;

  • развитие мотивационно - регулятивного компонента деятельности (освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии): способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; способность к приемами анализа, систематизации информации, способами ее получения, хранения, переработки; понимание причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • развитие пространственно-временных отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.)

  • совершенствование графо-моторных навыков через развитие мелкой моторики: точность и скоординированность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность выполнения графических заданий.

направление «Психологическое развитие»

  • развитие коммуникативных навыков;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.





Рекомендуемая литература:

(учитель-логопед)



  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи у младших школьников. Часть 1,2,3. – М., ВЛАДОС, 2013

  2. Воробьева В.К. Методика развития связной  речи у детей системным недоразвитием речи. М., 2007. 

  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.-Москва. ВЛАДОС, 2001.

  4. Ефименкова Л.И., Мисаренко г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1991.

  5. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей при тяжелых нарушениях произношения. М., 1984.

  6. Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками.-Ярославль. Академия развития, 2006.

  7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у школьников с общим недоразвитием речи.-СПб., 2001.

  8. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.

  9. Ладыженская Т.А. Обучение связной речи в школе Методы обучения в современной школе: Сб. статей / Под ред.Н.И. Кудряшова. – М.: Просвещение, 1983. – С.8–25.