СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение говорению на иностранном языке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устная речь – продуктивный вид речевой деятельности. Она сочетается с другими видами речевой деятельности; имеет сходство с письменной речью, т.к оба они продуктивны (по характеру деятельности).

Просмотр содержимого документа
«Обучение говорению на иностранном языке»

Обучение говорению


Устная речь – продуктивный вид речевой деятельности. Она сочетается с другими видами речевой деятельности; имеет сходство с письменной речью, т.к оба они продуктивны (по характеру деятельности). Устная речь соотн.с аудированием, поскольку они имеют общий канал связи – слухозвуовой. У.Р. связана с чтением опосредованно, т.к. она может служить способом контроля понимания прочитанного.

Выделяются различные виды речи. Речь делится по кол-ву говорящих (диалог, монолог, полилог). Речь делится по степени спонтанности: 1) совершенная, инициативная (спонтанная) речь (соотношение языковых знаков с содержанием)

2)ответная (или реактивная) речь (ответ на реплику собеседника)

3) имитативная (повторение чего-то воспринятого с осознанием его смысловой стороны)

4) автоматическая (повторение воспринятого без осознания его смысла)

5) ассоциативная (воспроизв. выученного наизусть с опорой на разные ассоциации)


Структура речевого действия


Леонтьев выделил этапы реч.действия:

  1. Формирование реч.интенции

  2. Построение внутренней программы высказывания

  3. Грамматическая реализация высказывания и выбор слов

  4. Внешнее оформление высказывания (т.е. произношение фразы)


Схема №2 (психолог И.А. Зимняя):

  1. Побудительно-мотивационный этап

  2. Аналитико-синтетический (т.е.подбор слов)

  3. Исполнительный


Речевая ситуация – это ср-во обучения. Это совокупность речевых и неречевых условий, необходимых и достаточных д\совершения речевых действий.


Типы речевых ситуаций:

  1. Типовая реч.ситуация – ситуация, моделирующая типичные условия общения (напр.: ситуация в магазине, ситуация у врача и т.д.)

  2. Проблемная ситуация – т.е. содержащая какую- то проблему, кт.необходимо совершить; содержащая конкретные суждения (убедить кого-то в чем-то).

  3. Вербально-изобразительная ситуация( картинка, кт.надо записать)


Характеристика речевой ситуации:

1 особенность: детализация действительности (т.е что именно происходит, когда и с кем);

2 особенность: наличие вербаль.стимула (разыгр.сценку, решить загадку и т.д.);

3 особенность: возможность многократного повторения.

Особенности обучения монологу.

Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателю или к группе слушателей.

Характеристики монолога:

-целенаправленность и соответствие устной задачи

-непрерывный характер речи

-логичность

-смысловая законченность

-выразительность

- сопостоятельность (не д\б опор но и не д\б подсказок)


Существует 2 подхода к обучению монолога:

1 подход: top down precision (сверху вниз) – обуч.начин.с работы с текстом (обычно текст считается или реч.ситуацией, или текстом образцом). Если текст служит речевой ситуацией, то на основе текста строится собственное высказывание. Текст м\ служить образцом д\будущего высказывания (тут нет обсуждения, он сначала воспроизводится устно, а затем строится собственное высказывание по заданному образцу (предпочтительнее на среднем и старшем этапах).

2 подход снизу вверх (bottom up precision) – логика от выученной грамматики и лексики по теме к построению текста (в основном на младшем и старшем этапах)


! Примечание: обучение устной речи начинается с обучения монологу и только потом подключ.диалог.


Особенности обучения диалогу

Единица обучения диалогу – диалогическое единство

Диалог – обмен репликами. Реплика – высказывание (единичное) говорящего, обращение к собеседнику. Граница реплики – это смена говорящего. Реплики смежные по содержанию и форме составляют диалогическое единство. Реплики бывают инициативные и реактивные.

Выделяют несколько типов диалог.единств:

-вопрос-ответ

-вопрос-контрвопрос

-вопрос-сообщение

-побуждение-сообщение

-сообщение-реплика-подхват


Выделяют различные разновидности диалога:

-диалоги стандартные (типовые) (т.е у врача и т.д)

-свободные диалоги (строятся при обсуждении проблемных ситуаций)


Характеристики диалога

1)реактивность

2)ситуативность


Пути обучения диалогу

    1. top down precision (сверху вниз) - сначала дается диалог-образец, его надо прочитать, перевести, воспроизвести близко к образцу, т.е. разыграть, и затем по образцу составить диалог. Использ.преимущественно на сред.этапе.

    2. bottom up precision (сверху вниз) – составление диалога по имеющимся ключевым словам (исп-ся на младшем и старшем этапах)

Упражнения д\обуч.устной речи

1)подготовительные упражнения .Они выполн.с опорами:

-вопросно-ответные упражнения

-расширение и сужение предложений в устной форме

-пересказ по ключевым словам

-completion (на уровне предложений это граничит на уровне целого текста, когда дается начало и не дается конец нужно рассказать)


2)коммуникативные упр-я:

выделяют различные виды:

-обучение монологу и диалогу

-обучение подготовленной и неподготовленной речи

-стратегии обучения устной речи (описание картинки, драматизация, ролевая игра; т.е. определяется сюжет или проблема, определяются роли; раздаются ролевые карточки где написано имя героя и его х-ки, его т.з. по проблеме; на карточках м\б написаны ключ.слова; опред.ведущий игры; типовые и свободные диалоги по проблеме любого типа; дискуссия, работа над проектом, сообщение доклад по теме; игры, викторины.