Урок по обучению грамоте. 1 класс. Тема: Звуки [ф], [ф']. Буквы Ф, ф
Номер урока по теме: 1.
Форма урока: объяснение нового материала.





Цели урока:
Познакомить с новыми звуками и буквой.
Закреплять умение работать со схемой слова, делить слова на слоги, ставить ударение, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости-мягкости, парности-непарности, глухости-звонкости.
Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а так же работать над выразительностью чтения.
Познакомить с историей возникновения флота в России, воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм, стремление быть полезным своей стране на основе произведений русских поэтов.
Оборудование: компьютер, проектор, схемы слов и слияний, слоговые карточки, книга со сказками А.С. Пушкина.
У учащихся: учебник «Азбука».
Ожидаемые результаты: дети должны усвоить, что звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой Ф, научиться читать слова с этими буквами, работать с текстом, стремление быть полезным своей стране.
Этапы урока: I. Организационный момент – 2 мин.
II. Повторение изученного – 5 мин.
III. Постановка темы и цели урока – 1 мин.
IV. Работа над новым материалом – 15 мин.
V. Физ. минутка- 1мин.
VI. Закрепление изученного – 10 мин.
VII. Итог урока –1мин.
Ход урока:
Организационный момент.
1. Готовность к уроку.
Ребята, чему мы учимся на уроке обучения грамоте?
На этом уроке мы познакомимся с новой буквой и узнаем, какие звуки она обозначает.
Что нам помогает изучать грамоту?
Песня «Азбука»
2.Рефлексия.
- Как настроение? Готовы учиться играя? Тогда вперёд! Желаю всем удачи и пополнить свои кладовые новыми знаниями.
Итак, сегодня на уроке:
повторю
Я
узнаю
научусь
II.Повторение изученного. Актуализация знаний.
1.Алфавит.
2. Работа с лентой букв.
- Ребята, мы заканчиваем изучать буквы русского алфавита. Давайте вспомним, на какие группы можно разделить буквы?
1. Буквы, обозначающие гласные звуки.
2. Буквы, обозначающие согласные звуки.
3. Буквы, которые не обозначают звуков.
3. Звуковая угадай-ка.
Я задумала слово, в котором 5 звуков.
- первый звук согласный парный звонкий, парный твёрдый, как в слове банка;
- второй звук гласный ударный, как в слове душ;
- третий звук согласный парный глухой, парный твёрдый, как в слове ком;
- четвёртый звук согласный парный звонкий, парный твёрдый,
как в слове волк;
- пятый звук гласный, как в слове класс.
Какое слово я задумала? (буква)
4.Игра «Буква заблудилась».
Что случилось? Что случилось?
Ой, здесь буква заблудилась!
АУПИ ШЩЕЦ ЛНТР ЖЩМШ
III.Зрительная гимнастика.
Закройте глаза (1–2–3).
Зажмурьте их (1–2–3).
Быстро поморгайте (1–2–3).
Закройте глаза (1–2–3).
Знакомство со звуками [ф], [ф'].
1.В азбуке завелся буквоед (рисунок)
икус
окус
орма

? ерма
ирма
Назовите слова.
2. «Оживи букву».
Для буквы Ф поставим ноги.
Словно в пляске руки в боки.
Наклонились влево, вправо, влево, вправо
Получается на славу!
3.Какую тему сегодня мы изучаем на уроке? Буква Ф.
4. Место буквы Ф.
- Найдите, где живет буква «Ф» в алфавите. Определим место для буквы Ф на ленте букв.
5.На что похожа буква Ф? (На ключ, на филина, другие ответы детей).
- А теперь, послушайте веселые стихи о букве “Ф”:

6.Сконструируйте из фольги букву Ф?
7. Понаблюдаем, какие звуки обозначает буква Ф.
Откройте «Азбуку» на с.71
- Что изображено на рисунке? Шарф
-Сколько слогов в слове? Послушаем последний звук [ф]
- Какой это звук? (согласный, парный глухой, парный твёрдый)
- Назовите слово шарф ласково. Шарфик
- Как в этом слове звучит новый звук? [ф’]
(согласный, парный глухой, парный мягкий)
Значит, буква Ф обозначает звуки [ ф ], [ ф’]
- А теперь прочитаем слоги и слова с этой буквой.
8. Место буквы ф в слове.
Ара, конета, ен, шар. (арфа, конфета, фен, шарф)
9. Работа в паре. Найдите на карточке слова с буквой Ф и подчеркните.
10. Буква Ф любит играть. Узнайте, как называется любимая игра буквы Ф.
1 2 3 4 5 4 1 2 3 5
а н т ф ы ф а н т ы
Итак, играем в «Фанты» наблюдаем за звуками, которые обозначает Ф.
Ведущий собирает фанты у участников игры и спрашивает: что сделать этому фанту?
Учитель:
- без чего не обходится на кухне хорошая хозяйка? Фартук
- что снимает режиссёр? Фильм
- что освещает путь в темноте? Фонарь
- чем сушат волосы? Фен
- как называют героев мультфильма помогаторы? Фиксики
V. Физкультминутка.
1,2,3,4,5 вышел фиксик танцевать. Танец «Фиксики».
VI. Работа по «Азбуке».
1) Работа по иллюстрации в азбуке на стр. 70. О старом и современном русском флоте.
Что вы видите на иллюстрации?
Какие корабли? ( Лодка, парусник, теплоход, ледоход, крейсер, подводная лодка).
Как одним словом назвать, то, что вы видите?
Правильно. Флот – это крупное соединение военно-морских судов.
Какие морские суда были раньше? ( Лодка, парусник)
Какие современные морские суда изображены? ( Теплоход, крейсер, подводная лодка, ледоход)
Флот бывает пассажирским, грузовым и военным. Какие суда вы отнесете к пассажирским, какие к грузовым, а какие к военным?
- А что вы ещё видите на иллюстрации?
Флот плывет к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
произнесем скороговорку
А) с удивлением
Б) с радостью
3) Работа над стихотворением А. С. Пушкина (с. 70)
Стихотворение А.С. Пушкина на стр. 70 читает ученик:
… Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Из какого произведения взяты строки? («Сказка о царе Салтане…».)
( Показ книги со сказкой)
Какой из кораблей на иллюстрации, больше подходит к стихотворению? Почему? (В то время были парусные суда.)
Чтение отрывка парами. (1-3)
4)
- Ребята, а вы знаете, что много лет назад в России не было своих кораблей. Она даже не имела выхода к морю. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове? И назывался “Орел”! Особое внимание флоту стал уделять Петр I. слайд 8 Триста с небольшим лет назад, 20 октября, Боярская Дума, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днем основания нашего флота.
Великий русский поэт А.С. Пушкин так сказал об этом событии:
“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе”.
(Читает учитель)
Город, о котором идет речь в стихотворении сейчас называется Санкт-Петербург. Во времена правления Петра Первого он являлся столицей государства. слайд 9
Чтение детьми (жужжащее).
Чтение вслух хором (отработка выразительности).
- Кто сможет прочитать выразительно? (1-3 чел.)
В каком слове встретилась буква Ф? (флаги). Какой звук обозначает?
VII. Итог урока. Сегодня на уроке
Повторю (грамоту)
Я
Узнаю (новую букву ф и звуки [ ф ], [ ф’] )
Научусь (читать слова и предложения с буквой Ф)
- Что особенно запомнилось на уроке?
Думаю, сейчас вам запомнится ещё больше.
-Покажите предмет, в названии которого есть новый звук. Что это?
- Устроим фейерверк из фантиков!
- А мне понравилось, как вы хорошо работали: отвечали на вопросы, придумывали слова, читали и объясняли значения слов, читали тексты. Вы были настоящей дружной командой. Молодцы!
6