Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Винницкая школа»
Симферопольского района Республики Крым
ул. Терешковой, 8, с. Винницкое, Симферопольский район, РК, 297549
тел.(0652) 33-77-26, e-mail: [email protected]
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол от «___»___201_ г. Руководитель МО _____________/____________/ | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ Г.Х.Джелялова | УТВЕРЖДАЮ директор школы ___________Я.Д.Васильченко Приказ по школе от «____»____201_г. №__ |
Рабочая программа
по подготовке к обучению в школе
"Обучение грамоте"
составлено на основании программы "Преемственность"
на 2015-2016 учебный год
Учитель: Марченко Г.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа для подготовки к обучению в школе составлена на основе авторской программыН.А. Федосова в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта. Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.
Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.
Курс «Обучение грамоте» помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «Обучение грамоте» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
ПРОГРАММА
Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму. Готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
Планируемые результаты:
— ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
— знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
— знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
— осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
— артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;
— оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
— обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
— использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
— следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
смотреть на собеседника,
не перебивать говорящего,
использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
— сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
— соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
— правильно произносить все звуки;
— отчетливо и ясно произносить слова;
— выделять из слов звуки;
— находить слова с определенным звуком;
— определять место звука в слове;
— соблюдать орфоэпические нормы произношения;
— составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
— составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
— пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
— соблюдать элементарные гигиенические правила;
— ориентироваться на странице тетради.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема | Коррекция | Примечание |
1 | | Речь устная и письменная. Слушание сказки. Рассуждение.Пальчиковая гимнастика. Рисование горизонтальных и вертикальных линий по пунктиру. | | |
2 | | Предложение. Схема предложения. Составление предложений. Формирование умений составлять предложения по данной иллюстрации.Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений кисти. Рисованиеквадратов и прямоугольников по пунктиру. | | |
3 | | Предложение. Схема предложения. Составление предложений. Формирование умений составлять предложения по данной иллюстрации.Пальчиковая гимнастика. Развитие координации движений кисти. Рисованиеквадратов и прямоугольников по пунктиру. | | |
4 | | Слово. Деление на слоги. Обогащение знаний о природной среде(домашние животные). Пальчиковая гимнастика. Ознакомление с правилами посадки во время письма. Рисование яблока по пунктиру. Штриховка по образцу. | | |
5 | | Слово. Деление на слоги. Обогащение знаний о природной среде(дикие животные). Пальчиковая гимнастика. Ознакомление с правилами посадки во время письма. Рисование яблока по пунктиру. Штриховка по образцу. | | |
6 | | Ударение. Определение ударного слога. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с разлиновкой тетради. Штрихование. Письмо точек. | | |
7 | | Ударение. Определение ударного слога. Пальчиковая гимнастика. Знакомство с разлиновкой тетради. Штрихование. Письмо наклонных коротких линий по точкам. | | |
8 | | Гласные звуки. Игра "Лесенка". Игра "Поймай звук". Пальчиковая гимнастика. Письмо наклонных коротких линий(слева-направо, справа-налево). | | |
9 | | Согласные звуки. Игра "Кто больше?". Письмо длинных наклонных линий. Штриховка. | | |
10 | | Гласные и согласные звуки. Звуковое моделирование слов. Игра "Поймай звук". Письмо коротких наклонных линий(треугольники). | | |
11 | | Звук [а]. Звук [у]. Игра "Кто больше?". Скороговорки. Письмо полукругов. Штриховка. Дорисуй картинку и раскрась. | | |
12 | | Звук [о]. Звук [у]. Игра "Кто внимательней?". Игра "Слоговой аукцион". Рисование корабликов по образцу. Штриховка (горизонтальная, наклонная). Раскрашивание иллюстраций. | | |
13 | | Звуки [м], [м']. Конструирование буквы. Игра "Доскажи фразу". Выполнение рисунка с круглыми элементами (грибок, вишенка, цветок). Рисование по образцу. | | |
14 | | Звуки [с], [с']. Игры "Угадай звук", "Доскажи словечко". Чистоговорки. Выплнение рисунка с изученными элементами. | | |
15 | | Звуки [р], [р']. Игры "Кто больше?", "Буква потерялась". Чистоговорки. Письмо коротких и длинных линий ( на верхних и нижних вспомогательных строках). Штриховка. | | |
16 | | Звук [ш]. Игра "Полсловечка за вами". Ребус. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением внизу. | | |
17 | | Звук [ы]. Скороговорки. Считалочка. Правила дорожного движения. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением вверху. Игра "Лабиринт". | | |
18 | | Звуки [л], [л']. Игра "Узнай звук". Загадки. Чистоговорки. Чтение слогов, слов. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением вверху и внизу. Письмо изученных элементов. | | |
19 | | Звуки [к], [к']. Чтение слогов, слов. Игры "слоговое лото", "Волшебная цепочка". Штриховка прямоугольника слева направо. Письмо длинных наклонных линий. | | |
20 | | Звуки [т], [т']. Большая буква в именах и фамилиях. Чтение слогов, слов, предложений. Игра "Кто внимательней?" Штриховка прямоугольника волнистыми и ломаными линиями. Письмо изученных элементов. | | |
21 | | Звук [и]. Мягкость согласных. Игра "Узнай звук". Анаграмма. Письмо малых и больших овалов. Раскрашивание картинки. | | |
22 | | Звуки [п], [п']. Игра "Доскажи словечко" Чтение слогов, слов, предложений. Письмо длинной наклонной линии с овалом справа. Письмо малых и больших овалов. Симметричное изображение рисунка. | | |
23 | | Звуки [з], [з']. Игра "Буква потерялась". Чистоговорки. Чтение слогов, слов. Штриховка прямоугольника перпендикулярными линиями сверху вниз (снизу вверх). Письмо коротких наклонных линий и ломаной линии. | | |
24 | | Слова - названия предметов. Звуковая модель слова. Чтение слов с изученными буквами. Магазин. Разновидности магазинов. Штриховка. Письмо коротких и длинных линий с петлями. | | |
25 | | Интонирование предложений. Слова - признаки предметов. Чтение слов с изученными буквами. Магазин. Разновидности магазинов. Штриховка. Письмо коротких и длинных линий с петлями. | | |
26 | | Слова - действия предметов. Звуковая модель слова. Чтение слов с изученными буквами. Магазин. Разновидности магазинов. Штриховка. Письмо коротких и длинных линий с петлями. | | |
27 | | Итоговое занятие. Звуковая модель слова. Чтение слогов, слов с изученными буквами. Штриховка. Письмо изученных элементов. | | |
9