СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение игре "Русская лапта"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

упражнения для обучение игре "Русская лапта". 

Просмотр содержимого документа
«Обучение игре "Русская лапта"»

Преподаватель физического воспитания Землякова Елена Ивановна МБОУ СОШ № 17

Обучение игре «русская лапта» на уроке физической культуре.

Лапта. Старинная народная русская игра. Эффективнейшее средство развития быстроты, силы,
выносливости, формирования жизненно важных для человека двигательных умений и навыков.
Она позволяет вывести урок под открытое небо. Да и в зале лапта не теряет своей прелести.
Своеобразный отскок мяча от стен зала делает её ещё более эмоциональной. Помогает успешно
осваивать многие разделы школьной программы по физической культуре. И тем не менее остаётся
она непопулярной. Почему так получается? ч

Лапта- игра, которая требует проявления большой ловкости. В ней используется мяч небольшого размера, ловить который совсем не легко, особенно, когда он скачет по неровному полю. А действовать при всём том приходится быстро, да ещё распределяя внимание сразу на многие объекты. От мяча надо уметь уворачиваться. Кто играл с мячом, тот знает, что это значительно сложнее, чем ловить его, перехватывать. При подаче удар по мячу выполняют узкой палкой. Совершить такую подачу труднее, чем пользуясь теннисной ракеткой. Названные сложности прибавляют лапте ценности как средства физического воспитания. Однако сейчас эти преимущества оборачиваются для привлечения ребят к игре помехой. Современные дети большую часть времени проводят за телевизором и компьютером. Посему двигательная подготовленность у них в общем-то сравнительно невысокая. И такая сложная игра, как лапта, оказывается для детей малопривлекательной.

Как быть? Следует обучать ребят лапте на уроках физической культуры. Выгоды, которые сулит игра, настолько большие, что она, должна занять место в учебной программе. Надо, не боятся включать лапту в уроки. С её помощью можно с успехом решать многие задачи воспитания, в том числе определённые учебной программы.

Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки лёгкой атлетики. Лапта, подвижные игры с элементами, упражнения на освоения игровой техники являются прекрасным средством подготовки к метанию и бегу. Метание выполняем на дальность и в цель- вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях метание имеет значительно большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Одним из слабых мест в метании, особенно у девочек, является выпуск мяча из рук. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности. Перебежке в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние и короткие дистанции. Однако на уроках лапты ребята выполняют значительно больший объём работы, чем при обычном беге по кругу. Причём перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями. В лапте присутствуют все элементы школьной лёгкой атлетики за исключением прыжков. Однако при желании можно добавить и прыжки. Для этого нужно проложить с помощью верёвок поперёк поля две линии, обозначая ров, через который должны перепрыгивать играющие. Элементы лапты можно использовать в процессе обучения техническим приёмам баскетбола, особенно в младших классах. В этом случае занятия приобретают более яркую эмоциональную окраску, что очень важно для детей. В лапте так же, как и в баскетболе, применяют такие технические приёмы, как стойка, перемещение, ловля и передача мяча. Кроме того, тактические взаимодействия и технические приёмы выполняют в условиях дефицита времени. Упражнение используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, развивая координационные способности, чувство мяча. Перебежки в лапте аналогичны перемещениям игроков в баскетболе, где есть ускорения, быстрый прорыв и командная игра в нападении с быстрым возвращением в зону защиты. Единственным недостатком игры в лапту при обучении баскетболу является отсутствие ведения мяча но здесь можно найти выход: обучения баскетболу нужно начинать с ведения мяча; освоив ведения, ребята уже будут готовы к освоению следующих элементов благодаря игре в лапту.

На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивление соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности. Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъём и яркая зрелищность, что во многом облегчает решения одной из важнейших задач физического



воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культурой.

Игра в лапту не требует сложного инвентаря и оборудования. Для игры достаточно иметь мяч и лапту(биту). Для обучения в спортивном зале и на открытой площадке использую наборы мячей и бит на каждого ученика или на пару занимающихся в соответствии с их возрастом. Весь инвентарь можно изготовить своими силами, в том числе и мячи.

Применяют теннисные и резиновые, поролоновые и бумажные мячи . Подбирают их так чтобы они были яркие по цвету и хорошо видны издалека.

На открытой площадке лучше использовать теннисные мячи. Резиновые мячи лучше применять в спортивном зале. Они легче и мягче теннисных, что очень важно при игре на уменьшенной площадке ограниченной стенами (меньше отскок и слабее удар при выбивании). Поролоновые мячи использует только для тренировок в учебных играх в спортивном зале. Применяют их для развитии скорости движения рук при броске и в упражнении с выбиванием игроков ( для уменьшения болевых ощущений, что придаёт уверенность перебегающим). Бумажные мячи тоже хороши для тренировок. Они хорошо летают, слабо отскакивают и далеко не укатываются.

Каждый игрок должен изучить все технические приёмы. Поэтому на первом этапе обучения ребята

овладевают отдельными фрагментами игры.

Упражнения для обучения лапте подбираю с таким расчётом, чтобы учащиеся от начала и до конца

были в парах, тройках, из пары удобно сделать четвёрки. Все упражнения выполняют в течении

ограниченного времени (15-30с), что заставляет ребят работать активно, не отвлекаться.

Одно из слабых мест в игре – ловля и передача мяча. Приведённые упражнения полезны всем и старшим и младшим ребятам.


Ловля и передача мяча


  1. Имитация положения рук при ловле мяча ( показать и опробовать).

  2. Ловля мяча с собственного подбрасывания на небольшую высоту, постепенно её увеличивая.

  3. Подбросив мяч перед собой, поймать его после отскока от земли.

  4. Подбросив мяч вперёд переместится и поймать его.

  5. То же, что упр.4, но подбрасывая в стороны, за голову.

  6. Подбросив мяч перед собой верх, поймать его в прыжке как можно выше.

  7. Имитация положения рук при броске мяча ( показать, опробовать).

  8. В парах. Передача и ловля, стоя на месте: а) с близкого расстояния (4-5м); б) постепенно увеличивая расстояние до 10-12м. Добиваться того, чтобы мяч летел по небольшой траектории.

  9. В парах. Передача и подбор мяча, катящего по площадке.

  10. В парах. Ловля катящегося мяча при встречном движении партнёров.

  11. В парах. Передача после ловли катящегося от игрока мяча: а) игрок катит мяч вперёд броском снизу и сразу сам же стартует за ним, догоняет, подбирает с пола и передаёт партнёру, перемещающемуся параллельно.

  12. В парах. Оба игрока обмениваются передачами, передвигаясь в заданном направлении.

  13. В группах по 5,6 человек. Различные передачи мяча с перебежками в ту сторону куда был передан мяч.

  14. Игровое задание для совершенствования передач и ловли мяча. Игроки делятся на две команды. Одна из команд встаёт парами друг против друга на расстоянии 2-3м. у ног первого игрока лежат три теннисных мячей, которые по сигналу судьи первый игрок поочерёдно передаёт партнёру, стоящему на против, а тот -игроку, стоящему рядом с тем, от которого получил мяч ( получается диагональная передача). Таким образом, мячи передают до последнего игрока, который укладывает их у своих ног. Каждый мяч дошедший до последнего игрока, приносит 1 очко команде. Как только последний игрок получает третий мяч, он касается им пола и начинает передачу мячей в обратную сторону, и теперь уже первый игрок укладывает мячи у своих ног -каждый мяч, дошедший до него, также приносит 1 очко команде. Всё это происходит до тех пор, пока вторая команда полностью не закончит один раз своё задание. Игроки этой команды начинают выполнять перебежки до линии кона и обратно по одному передавая эстафету следующему игроку. Как только последний игрок пересекает линию города, счёт очков в первой команде прекращается, команды меняются местами.




Игрок должен учится не только метать и ловить мяч, но и уворачиваться от мяча, посланного в

него соперником. Уворачиваться от мяча сложно и непривычно, поэтому и навык вырабатывается

с трудом, требует больше времени. Решению этой задачи помогают упражнения по перемещению игроков по площадке и подвижные игры с выбиванием игроков.


Перемещение игроков по площадке



  1. « Броуновское движение». Каждый ученик свободно бегает по площадке, чередуя перемещения вперёд лицом, спиной, боком. Стараться не сталкиваться, используя для этого остановки и повороты.

  2. Бег змейкой, обегая учащихся, стоящих в колонне по одному или в одну шеренгу. Бег начинает замыкающий, и когда он обежит 3-4 стоящих в строю, то же делает очередной ученик и т.д.

  3. Бег с ускорением на коротких отрезках со зрительным контролем за всей игровой площадкой, с выполнением следующих действий: резко остановиться и затем продолжить бег; присесть; выполнить прыжок, поворот кругом; бег зигзагами.


Подвижные игры с выбиванием игроков


« Перебежки под обстрелом»

Играющие делятся на две команды. Первая – выстраивается на одной лицевой линии площадки в колонну по одному. Игроки второй команды равномерно размещаются вдоль боковых линий в парах лицом друг другу. На каждую пару даётся один мяч, который должен быть у игроков одной шеренги. По сигналу учителя игроки первой команды по одному перебегают к противоположной лицевой линии площадки. Бежать надо по середине, делая кратковременные остановки, приседания, прыжки, стараясь увернуться от мяча. Следующий игрок бежит только тогда, когда вторая команда подберёт мячи и будет готова продолжить метание. Броски по бегущим выполняют сначала только с одной стороны, затем с другой. Каждый игрок, попавший в перебегающего, приносит своей команде 1 очко. Как только все игроки первой команды перебегут на противоположную сторону, команды меняются местами. Выигрывает та из них, которая набрала наибольшее число очков.


«Осетры и браконьеры». Класс делится на две команды. В первой осетры, они рас­полагаются в «море»,— за лицевой линией площадки. Им надо пройти по реке (площад­ке) в ее верховье — за противоположную лицевую линию — на нерест, а затем вер­нуться обратно. В другой команде браконь­еры, они располагаются на реке, сидя в условных лодках, и не могут одновременно грести и бросать острогу, поэтому без мяча они бегают, а с мячом в руках стоят на месте. Учитель вбрасывает браконьерам мяч на площадку, причем каждый раз по-разно­му: рядом с линией моря, к линии нерести­лища, высоко вверх, ударом о площадку и т. п. Вылет мяча из рук учителя служит сигналом осетрам. Они как можно быстрее стараются перебежать по реке (площадке) к нерестилищу — противоположной лицевой линии и без задержки возвратиться обратно, так как браконьерам можно выбивать осет­ров и на нерестилище. Браконьеры, подо­брав мяч, начинают выбивать осетров, и стараются набить их как можно больше. Мяч можно передавать друг другу. Каждое по­падание в осетра не выводит его из игры, а лишь дает 1 штрафное очко его команде. Выполнив оговоренное заранее число пере­бежек, команды меняются местами. Побеж­дает команда, набравшая меньше штрафных очков.

Варианты. Учитель может вводить в игру не один, а два, три и больше мячей, что зависит от уровня подготовленности играю­щих.


«Смелый прорыв» Игра проводится на волейбольной или ба­скетбольной площадке поролоновыми или резиновыми мячами. Класс делится на две команды. Участники первой команды — пе­ребегающие — располагаются в городе за лицевой линией, стоя в колонне по одному или в одну шеренгу. По сигналу ее игроки по одному стараются перебежать площадку до противоположной лицевой линии и тотчас вернуться обратно. Как только первый пере­бегающий игрок пересек линию города, на­чинает перебежку второй игрок, и т. д. Вторая команда— стрелки, у каждого из них мяч. Все они первоначально располагаются вдоль боковой линии с одной стороны. Их задача осалить перебегающих, метая в них мяч. Бегать с мячом в руках нельзя. После метания стрелок сам бежит за своим мячом и бросает следующий раз с того места, где его подобрал. Пробрасывать себе мяч нель­зя. Выбивать перебегающих можно только в пределах поля. Каждое попадание в игрока дает 1 очко команде стрелков. После того как перебежку совершили все игроки, коман­ды меняются местами. Побеждает команда, набравшая больше очков.


«Перемена мест». Водящий с мячом в руках располагается между двумя другими играющими, которые стоят на расстоянии 9—18 м (в зависимости от возраста и уровня подготовленности). По сигналу водящий подбрасывает мяч вверх на достаточную высот позволяющую игрокам перебежать

площадку, быстро поменявшись местами. В это время водящий, поймав мяч, старается попасть им в любого из перебегающих. За каждое попадание он получает 1 очко. После трех перебежек водящим становится друге игрок. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Вариант. Водящий ловит мяч только после отскока от пола, выполнив поворот кругом и т. п.



Упражнения для освоения удара битой по мячу

  1. Имитация способа держания биты и удара по мячу.

  2. Бита в одной руке удерживается горизонтально. Положить на неё мяч, постараться, жонглируя, удержать его.

  3. То же, что упр. 2, но подбросить битой мяч вверх и поймать свободной рукой.

  4. То же, что упр. 2, но подбить мяч битой вверх несколько раз подряд ( жонглирование).

  5. Многократные удары битой сверху по мячу, отскакивающего от земли.

  6. В парах. Один игрок подбросив мяч свободной рукой вверх, выполняет удар по нему

сверху-вниз на уровне пояса. Мяч должен ударится в площадку рядом с подающим. Второй

игрок ловит мяч и они меняются местами бегом.

  1. То же, что упр. 6, но удар по мячу постоянно производится выше и мяч посылается всё

дальше и дальше от подающего.

  1. Хорошо освоив подачу со своего подбрасывания, перейти к подаче с набрасыванием другим

игроком.


При переходе к игре в полном объёме очень важно заострить внимание ребят на соблюдении требований безопасности. Особенно в зоне отбивания мяча битой. На первых порах следует строго наказывать тех, кто нарушает правила игры в этой зоне. Вплоть до удаления их с поля. Так будет лучше, чем потом иметь дело с врачом.

Попытка объяснить игру целиком, а потом предложить в неё играть обречена на большую трату времени. Замечено, что дети быстро и хорошо овладевают правилами игры, когда игровое действие выполняется сразу после объяснения. Главный принцип который нужно использовать при обучении игре,- поэтапное освоение элементов игры и её правил с добавлением новой порции действий и информации после выполнения предыдущего задания.

Но необходимо предупредить детей, что идёт разучивание игры, что будет дополнительно объявлено о начале игры по правилам на счёт. Бывает и так, что в ходе игры по правилам возникают ситуации, которые по каким-либо причинам не были оговорены при разучивании. Будет уместно временно приостановить игру, объяснить, каким должно быть решение по правилам, и, предупредив игроков о том, что в ходе дальнейшей игры это дополнительное правило будет действовать, вернуть игровую ситуацию назад, до нарушения правила и продолжить игру дальше. При разучивании игры лучше всего, если роль судьи и игрока, подающего мяч, возьмёт на себя учитель. Как только играющие в основном поймут суть игры, учитель передаёт функции подающего мяч одному из игроков, которого выбирает команда, находящаяся в поле.



В настоящее время существует много правил игры в лапту. Все их различия можно подразделить на две группы:

1) с мячом в руках бегать можно — с мячом в руках бегать нельзя; 2) удар битой (лаптой) проводится со своего подбрасывания — удар битой проводится с подбрасывания мяча соперником. Если передвижения с мячом запрещены, уравниваются шансы игроков города и поля. Успеха добьется тот, кто более ловкий и лучше подготовлен, а не тот, кто играет в поле. Игра обретает истинно командный характер. В противном случае один бегает (играет), а остальные стоят (как правило, более слабые), поскольку нет надобности во взаимодействии (доказывать же, что лучше передавать мяч, а не бегать, бесполезно). При запрещении передвижений с мячом успех зависит от согласованных действий всех игроков команды, возникает необходимость хорошо

ориентироваться на площадке, появляется надобность в выполнении большего количества бросков мяча, в активном проявлении ловкости.

По поводу удара. Бывают случаи, когда лапта вылетает из рук при ударе по мячу (особенно в конце игры), а набрасывающий игрок стоит как раз со стороны бьющей руки. Игрок часто бросает лапту перед началом пробежки и может травмировать набрасывающего. Ребята бывают разные, и я, учитель, просто обязан исключить возможность травмирования детей.

Кроме того, современным детям трудно попасть по мячу узкой палкой. Да еще, если мяч набрасывает кто-то со стороны. При собственном подбрасывании мяча удары по нему проводят чаще и играть становится интереснее.



В кратком изложении суть игры состоит в следующем.

Выбирают двух капитанов на каждую игру или на все соревнование он не переизберается от начало до конца игры. Имеет отличительный знак (повязку на рукаве). Имеет право выполнять три попытки удара в любой очерёдности. Заработав очко, капитан снова получает право на три попытки. Капитаны по жребию определяют, какой команде начинать игру в городе и какой — в поле. Игроки в поле (водящие),игроки в городе (бьющие). Капитан бьющей команды назначает из своих ребят игрока, накидывающего мяч, который располагается в поле в 3—5 м от бьющего. Удары по мячу игроки выполняют по очереди. До удара по мячу игроки должны находиться в пределах зоны очерёдности. Каждый игрок имеет право только на одну попытку удара ( подачи). После каждого заработанного очка игрок получает право выполнить ещё одну подачу.

Бьющий берет биту и становится на линию города напротив накидывающего в зоне подающего. Тот подбрасывает мяч снизу по направлению к бьющему игроку, бьющий сильным ударом отбивает мяч в поле и, если он попал в пределы поля и перелетел штрафную линию начинает перебежку до линии кона и обратно. Бьющий игрок бежит на кон в том случае, если полагает, что удар получился удачным и он сумеет благополучно добежать до кона. Начавший перебежку считается игрок, наступивший на поле двумя ногами.

Добежав до линии кона, игрок должен переступить её обеими ногами. Только после этого он получает право возвращаться в город.

После этого он или сразу возвращается в город (и таким образом приносит своей команде очко), или остается на кону и, чтобы сделать перебежку, ждет удачного удара по мячу товарища по команде. Бьющий игрок, выполнивший удар неудачно или промахнувшийся, отходит в зону бегущих. Теперь попытку прорваться на кон он совершит после удачного удара кого-то из товарищей. Иногда таких ожидающих удобного момента игроков собирается в городе много. Они могут попытаться перебежать на кон все сразу. Игрок команды, находящейся в городе, побы­вавший на кону и вернувшийся неосаленным на исходную позицию, приносит своей команде (как уже сказано очко). Если игрок бьющих был осален при групповой перебежке, очки засчитываются только тем игрокам, которые успели перебежать линию города до момента осаливания, даже если команда опять завладела городом.

Во время перебежки в пределах поля игроки могут перемещаться в любом направлении, делать остановки, но не имеет право возвращаться за линию, из-за которой выбежал (города или кона) и выбегать за боковую линию.

Цель бьющей команды — набрать как можно больше очков.

Команда в поле ( водящие), подобрав мяч, старается осалить перебегающего игрока. При этом они могут свободно перемещаться по всему полю и выходить за его пределы. Должны бросать мяч с того места, где они его подобрали или поймали. Передвижения с мячом в руках как по площадке, так и за её пределами запрещены.

В момент удара по мячу не имеют право находиться в штрафной зоне. Не должны мешать сопернику осуществлять перебежку.

Если команде удается осалить игрока, она старается перебежать в город, так как считается теперь командой бьющей. Но у команды, игрок которой был осален, есть возможность вернуть себе право находиться в городе. Для этого ей надо запятнать кого-либо из убегающих с поля игроков до того, как они пересекут линию города. Часто такое запятнание и перезапятнание затягивается: не успеет отыгравшаяся команда убежать с поля, как ее пятнают соперники, им же, в свою очередь, тоже не удается благополучно уйти в город, так как и их останавливают ловким броском мяча.

Цель водящей (находящейся в поле) команды состоит в том, чтобы поменяться местами, с бьющей (располагающейся в городе) командой.

Смена команд без борьбы производится в следующих случаях: водящая команда поймала «свечу», т. е.после удара битой мяч оказался в руках у кого-то из ее игроков до того, как он коснулся земли;

в команде, находящейся в городе, не осталось игроков, имеющих право на удар битой по мячу (последним игроком, располагающим таким правом, является набрасывающий. Ему дается три попытки до первого удара. Набрасывает он себе мяч сам.

во время удара по мячу кто-то из играющих оказался в зоне бьющего (нарушено важное условие обеспечения безопасности);

игрок команды, находящейся в городе, выбежал за боковую линию. Перебегать на кон и обратно в город разрешается до тех пор, пока мяч после удачного удара находится' в игре. Перебежки заканчиваются после того, как мяч возвращен набрасывающему;

после удара по мячу бьющий игрок побежал с битой на кон или бросил ее в поле (бита должна быть оставлена в городе). Если игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона.



В заключение необходимо отметить, что в процессе проведения уроков по русской лапте учитель должен направлять свои усилия на то, чтобы в ходе занятий данной спортивной игрой укрепить здоровье детей, улучшить их физическую подготовленность, добиться прочного освоения жизненно необходимых умений и навыков, воспитать потребность и умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
























Упражнения для обучения лапте.


Одно из слабых мест в игре – ловля мяча. Приведённые упражнения полезны всем и старшим и младшим ребятам.

  1. Имитация положения рук при ловле мяча ( показать и опробовать).

  2. Ловля мяча с собственного подбрасывания на небольшую высоту, постепенно её увеличивая.

  3. Подбросив мяч перед собой, поймать его после отскока от земли.

  4. Подбросив мяч вперёд переместится и поймать его.

  5. То же, что упр.4, но подбрасывая в стороны, за голову.

  6. Подбросив мяч перед собой верх, поймать его в прыжке как можно выше.

  7. Имитация положения рук при броске мяча ( показать, опробовать).

  8. В парах. Передача и ловля, стоя на месте: а) с близкого расстояния (4-5м); б) постепенно увеличивая расстояние до 10-12м. Добиваться того, чтобы мяч летел по небольшой траектории.

  9. В парах. Передача и подбор мяча, катящего по площадке.

  10. В парах. Ловля катящегося мяча при встречном движении партнёров.

  11. В парах. Передача после ловли катящегося от игрока мяча: а) игрок катит мяч вперёд броском снизу и сразу сам же стартует за ним, догоняет, подбирает с пола и передаёт партнёру, перемещающемуся параллельно.

  12. В парах. Оба игрока обмениваются передачами, передвигаясь в заданном направлении.

  13. В группах по 5,6 человек. Различные передачи мяча с перебежками в ту сторону куда был передан мяч.

  14. Игровое задание для совершенствования передач и ловли мяча. Игроки делятся на две команды. Одна из команд встаёт парами друг против друга на расстоянии 2-3м. у ног первого игрока лежат три теннисных мячей, которые по сигналу судьи первый игрок поочерёдно передаёт партнёру, стоящему на против, а тот -игроку, стоящему рядом с тем, от которого получил мяч ( получается диагональная передача). Таким образом, мячи передают до последнего игрока, который укладывает их у своих ног. Каждый мяч дошедший до последнего игрока, приносит 1 очко команде. Как только последний игрок получает третий мяч, он касается им пола и начинает передачу мячей в обратную сторону, и теперь уже первый игрок укладывает мячи у своих ног -каждый мяч, дошедший до него, также приносит 1 очко команде. Всё это происходит до тех пор, пока вторая команда полностью не закончит один раз своё задание. Игроки этой команды начинают выполнять перебежки до линии кона и обратно по одному передавая эстафету следующему игроку. Как только последний игрок пересекает линию города, счёт очков в первой команде прекращается, команды меняются местами.

Перемещение игроков по площадке



  1. « Броуновское движение». Каждый ученик свободно бегает по площадке, чередуя перемещения вперёд лицом, спиной, боком. Стараться не сталкиваться, используя для этого остановки и повороты.

  2. Бег змейкой, обегая учащихся, стоящих в колонне по одному или в одну шеренгу. Бег начинает замыкающий, и когда он обежит 3-4 стоящих в строю, то же делает очередной ученик и т.д.

  3. Бег с ускорением на коротких отрезках со зрительным контролем за всей игровой площадкой, с выполнением следующих действий: резко остановиться и затем продолжить бег; присесть; выполнить прыжок, поворот кругом; бег зигзагами.



Удар битой по мячу.


  1. Имитация способа держания биты и удара по мячу.

  2. Бита в одной руке удерживается горизонтально. Положить на неё мяч, постараться, жонглируя, удержать его.

  3. То же, что упр. 2, но подбросить битой мяч вверх и поймать свободной рукой.

  4. То же, что упр. 2, но подбить мяч битой вверх несколько раз подряд ( жонглирование).

  5. Многократные удары битой сверху по мячу, отскакивающего от земли.

  6. В парах. Один игрок подбросив мяч свободной рукой вверх, выполняет удар по нему

сверху-вниз на уровне пояса. Мяч должен ударится в площадку рядом с подающим. Второй

игрок ловит мяч и они меняются местами бегом.

  1. То же, что упр. 6, но удар по мячу постоянно производится выше и мяч посылается всё

дальше и дальше от подающего.

  1. Хорошо освоив подачу со своего подбрасывания, перейти к подаче с набрасыванием другим

игроком.



Подвижные игры с элементами лапты

« Перебежки под обстрелом»

Играющие делятся на две команды. Первая – выстраивается на одной лицевой линии площадки в колонну по одному. Игроки второй команды равномерно размещаются вдоль боковых линий в парах лицом друг другу. На каждую пару даётся один мяч, который должен быть у игроков одной шеренги. По сигналу учителя игроки первой команды по одному перебегают к противоположной лицевой линии площадки. Бежать надо по середине, делая кратковременные остановки, приседания, прыжки, стараясь увернуться от мяча. Следующий игрок бежит только тогда, когда вторая команда подберёт мячи и будет готова продолжить метание. Броски по бегущим выполняют сначала только с одной стороны, затем с другой. Каждый игрок, попавший в перебегающего, приносит своей команде 1 очко. Как только все игроки первой команды перебегут на противоположную сторону, команды меняются местами. Выигрывает та из них, которая набрала наибольшее число очков.


«Осетры и браконьеры». Класс делится на две команды. В первой осетры, они рас­полагаются в «море»,— за лицевой линией площадки. Им надо пройти по реке (площад­ке) в ее верховье — за противоположную лицевую линию — на нерест, а затем вер­нуться обратно. В другой команде браконь­еры, они располагаются на реке, сидя в условных лодках, и не могут одновременно грести и бросать острогу, поэтому без мяча они бегают, а с мячом в руках стоят на месте. Учитель вбрасывает браконьерам мяч на площадку, причем каждый раз по-разно­му: рядом с линией моря, к линии нерести­лища, высоко вверх, ударом о площадку и т. п. Вылет мяча из рук учителя служит сигналом осетрам. Они как можно быстрее стараются перебежать по реке (площадке) к нерестилищу — противоположной лицевой линии и без задержки возвратиться обратно, так как браконьерам можно выбивать осет­ров и на нерестилище. Браконьеры, подо­брав мяч, начинают выбивать осетров, и стараются набить их как можно больше. Мяч можно передавать друг другу. Каждое по­падание в осетра не выводит его из игры, а лишь дает 1 штрафное очко его команде. Выполнив оговоренное заранее число пере­бежек, команды меняются местами. Побеж­дает команда, набравшая меньше штрафных очков.

Варианты. Учитель может вводить в игру не один, а два, три и больше мячей, что зависит от уровня подготовленности играю­щих.


«Смелый прорыв» Игра проводится на волейбольной или ба­скетбольной площадке поролоновыми или резиновыми мячами. Класс делится на две команды. Участники первой команды — пе­ребегающие — располагаются в городе за лицевой линией, стоя в колонне по одному или в одну шеренгу. По сигналу ее игроки по одному стараются перебежать площадку до противоположной лицевой линии и тотчас вернуться обратно. Как только первый пере­бегающий игрок пересек линию города, на­чинает перебежку второй игрок, и т. д. Вторая команда— стрелки, у каждого из них мяч. Все они первоначально располагаются вдоль боковой линии с одной стороны. Их задача осалить перебегающих, метая в них мяч. Бегать с мячом в руках нельзя. После метания стрелок сам бежит за своим мячом и бросает следующий раз с того места, где его подобрал. Пробрасывать себе мяч нель­зя. Выбивать перебегающих можно только в пределах поля. Каждое попадание в игрока дает 1 очко команде стрелков. После того как перебежку совершили все игроки, коман­ды меняются местами. Побеждает команда, набравшая больше очков.


«Перемена мест». Водящий с мячом в руках располагается между двумя другими играющими, которые стоят на расстоянии 9—18 м (в зависимости от возраста и уровня подготовленности). По сигналу водящий подбрасывает мяч вверх на достаточную высот позволяющую игрокам перебежать

площадку, быстро поменявшись местами. В это время водящий, поймав мяч, старается попасть им в любого из перебегающих. За каждое попадание он получает 1 очко. После трех перебежек водящим становится друге игрок. Побеждает тот, кто набрал больше очков.

Вариант. Водящий ловит мяч только после отскока от пола, выполнив поворот кругом и т. п.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!