СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение незрячих ориентировке в пространстве

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с предметным остаточным зрением

Просмотр содержимого документа
«Обучение незрячих ориентировке в пространстве»

Выступление на тифлосеминаре 28.03.2016

Подготовила: Седунова Т.В.

Тема: Обучение незрячих детей ориентировке в пространстве и мобильности

Актуальность проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с предметным остаточным зрением обусловлена тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь инвалида по зрению. Именно через потерю самостоятельности при передвижении люди с глубокой патологией зрения начинают чувствовать свой дефект.

Многочисленные работы ученых и методистов (В.С. Сверлов, М.Н. Наумов, Л.И. Солнцева, Е.Б. Островская, В.А. Кручинин, Л.И. Плаксина, В.З. Денискина и др.) показали, что незрячие люди самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками пространственного ориентирования. Они нуждаются в целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых, как сохранными (слух, осязание, обоняние), так и нарушенными (остаточное зрение) анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве.

Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одним из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.

От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция детей в современное общество.

Основные задачи обучения ориентировке в пространстве незрячих детей :

- формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;

- развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;

- развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;

- развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;

- овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;

- овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве

- обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;

- обучение слабовидящих и слепых детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировке в пространстве.

Навыки мобильности подразумевают умелое выполнение приемов передвижения с каким-либо средством мобильности (например, с тростью) для своевременного обнаружения препятствий (например, столбов) и изменений уровня пути (например, при подъеме или спуске по лестницам). Для того, чтобы безопасно передвигаться и вовремя обнаруживать препятствия и помехи на пути, незрячие люди используют различные средства и приемы, которые условно можно назвать системами мобильности. Таких систем шесть.

Первая система предполагает передвижение без каких-либо специальных средств. Незрячий человек может использовать такие техники, как слежение рукой по стене (чтобы не потерять нужное направление движения или найти искомый ориентир вдоль стены), пробы ногой (чтобы вовремя найти лестницу или бордюр), защитные техники рукой (чтобы не наткнуться на возможное препятствие, а заблаговременно обнаружить его рукой) и т.д.

Примеры защитных техник:

Левая правая рука, согнутая в локте, находится перед лицом в диагональном положении, то есть локоть находится на уровне левого плеча, а кисть у виска с правой стороны, защищая, таким образом, лицо от столкновений, а правая рука движется (следит) вдоль стены, помогая сохранять направление движения.

Пальцы рук соединены в “замок”, руки в таком переплетении должны быть максимально раскрыты и находиться на уровне груди, если незрячий движется в замкнутом пространстве и хочет защитить тело от столкновения с закрытой или открытой дверью (или еще какими-либо достаточно высокими предметами). Если он хочет избежать столкновений с низкими предметами (стул, табурет и т.п.), то соединенные руки должны быть опущены на уровень, позволяющий обнаружить и обойти эти предметы. При этом иногда человеку и самому приходится наклоняться. При использовании этой техники передвижения большую роль играют рост незрячего, а также высота и ширина находящихся на пути предметов.

Обычно такое (без специальных средств) передвижение незрячих замедленно, поэтому используется только на небольших расстояниях.

Вторая система предполагает передвижение незрячих с сопровождающим. В этой системе незрячий держится за руку сопровождающего (маленькому ребенку удобнее держать взрослого за запястье, а высокому и/или взрослому удобнее брать его под руку, или придерживаться его руки чуть выше локтя). Если сопровождаемый человек держит руку сопровождающего чуть выше локтя, оставаясь при этом на полшага позади, то такая позиция дает возможность вовремя отреагировать на движения сопровождающего: остановиться, замедлить или ускорить шаг, приготовиться к спуску по лестнице или прохождению через узкое место (например, в дверь) и т.д. Необходимо обучить школьника наиболее оптимальным техникам и приемам передвижения, как с постоянным, так и случайным сопровождающим. Например, в узком месте (в дверях, на тропинке и т.п.) незрячему надо занимать положение строго за сопровождающим, не отпуская при этом его руки. Кроме того, педагогу надо научить ребенка самому объяснять сопровождающему, что от него требуется для этой роли.

Третья система мобильности построена на передвижении с помощью трости. Человек с нарушением зрения использует различные техники и приемы работы ориентировочной тростью. Это необходимо, чтобы вовремя обнаружить на пути препятствия, лестницы, спуски, подъемы. Для эффективного обучения ориентированию незрячего с помощью трости педагог должен знать не только сами техники и приемы передвижения с помощью трости, но и методики обучения этим техникам и приемам незрячих.


Четвертая система мобильности предполагает использование электронных средств передвижения. Такие средства чаще всего построены на использовании ультразвука или инфракрасного излучения и предупреждают незрячего за 5-10 метров о приближении к препятствию или нависающей помехе на пути. При соответствующих тренировках это может значительно повышать безопасность и скорость передвижения.

Поскольку большинство таких приборов не распознает спуск вниз (лестницу или бордюр), то чаще всего их используют совместно с тростью. Иногда такой прибор крепится на трость у основания ручки. Другие модели приспособлены для того, чтобы держать их в руке, монтировать в очки или надевать на голову. Заметим, что в России этой системой пользуются только отдельные инвалиды по зрению. Объясняется это целым рядом причин: дороговизной соответствующих технических средств, слабой пропагандой даже среди специалистов-тифлологов их эффективности, отсутствием государственной поддержки в обеспечении инвалидов по зрению электронными средства контроля передвижения и др.

Пятая система мобильности незрячих предполагает ориентировку и передвижение в пространстве с помощью собаки-проводника. Таких собак дрессируют в течение 4-6 месяцев в специальной школе собак-проводников (в России такая школа одна и находится она по адресу: 143990, Московская область, Балашихинский район, поселок Купавна, ул. Проектная, д. 66). Будущие хозяева собак приезжают в эту школу для подбора собаки и специального совместного двухнедельного обучения ориентировке в пространстве.

Такая система передвижения очень эффективна, но подходит далеко не всем. Собаку-проводника могут иметь только совершеннолетние люди, ведущие достаточно активный образ жизни, любящие собак и готовые кормить своего поводыря и ухаживать за ним. Кроме того, получить собаку-проводника – дело непростое, несмотря на то, что это средство передвижения включено в федеральный перечень предоставляемых государством инвалиду льгот.

На сегодняшний день специальные школы не имеют возможности непосредственно, то есть на практике, показать учащимся приемы ориентировки с помощью собаки-проводника.

Шестая система ориентировки в пространстве и мобильности предполагает использование для ориентировки в пространстве различных оптических средств коррекции. Этой системой могут научиться пользоваться незрячие, имеющие форменное (предметное) остаточное зрение.

Перечисленные шесть систем мобильности в целом обеспечивают незрячим возможность своевременно обнаруживать помехи на пути и эффективно преодолевать их. Незрячий человек (а, следовательно, и выпускник школы для слепых и слабовидящих детей) должен владеть более чем одной системой мобильности (чаще тремя или четырьмя) и уметь выбрать нужный вариант в зависимости от ситуации и собственных возможностей.

Отработанные варианты разных систем мобильности и правильный выбор того или другого варианта в зависимости от конкретной ситуации человека является основой для его самостоятельной ориентировки и достаточно свободного передвижения в пространстве.

Самостоятельная ориентировка предполагает не только обнаружение и преодоление помех на пути, но и целенаправленность движения. Чтобы самостоятельно передвигаться в пространстве незрячему человеку нужно знать, куда он идет, как туда дойти, где он находится в каждый момент движения, то есть ему надо уметь контролировать свой путь и знать, как вернуться на свой маршрут, если он сбился с пути.

При самостоятельном передвижении ступени, бордюры, спуски и подъемы могут быть ориентирами, определяемыми с помощью мышечной чувствительности за счет рецепторов проприоцепции в ногах и ступнях, а при использовании трости человек получает информацию о приближении к перепаду уровня за два шага до него за счет рецепторов кисти руки, держащей трость.

Осязательные ощущения стопами при передвижении незрячих в пространстве позволяют даже через обувь определять текстуру поверхности пути. Человек на ощупь стопой ноги способен отличать мягкую траву от тропинки и тем более твердого асфальта, а инструментальное осязание с помощью трости позволяет отличить даже асфальтированную дорожку от цементированной.

Осязание дает также информацию и о температурных различиях, что также должно использоваться незрячими в процессе ориентировки. Например, если в солнечный полдень человек чувствует тепло на правой щеке от пригревающего солнышка, он может сделать вывод, что передвигается на восток. Или другой пример: двигаясь вдоль многоэтажного здания, человек вдруг чувствует ветер, дующий перпендикулярно линии его передвижения – это значит, что человек проходит мимо арки, имеющейся в здании, или здание, вдоль которого он шел, закончилось.

Слух помогает незрячему человеку определить характер пространства, в котором он находится. Например, если человек слышит шелест листвы деревьев и пенье птиц, то наверняка поймет, что находится в сквере (парке, лесу), а плеск воды подскажет о наличии поблизости водоема. Слух также может давать информацию о конкретных ориентирах или признаках знакомой местности. Такими информативными сигналами для инвалида могут быть звуки часто открываемых входных дверей, работающих лифтов, шум торговых рядов или звуки машин, проезжающих перпендикулярно линии движения пешехода (это подсказывает о приближении к проезжей части улицы) и т.д.

При использовании трости диапазон звуковой информации увеличивается: отраженный от трости звук дает информацию о поверхности, которой она касается. Например, потренировавшись, по звуку можно легко узнавать, чего касается трость: линолеума, гранита, деревянной двери, бетонной поверхности стены. Кроме того, слух позволяет слепому на расстоянии ощутить препятствие. Эту способность называют чувством препятствия. Подобно тому, как человек способен отличить на слух огромную пустую залу от узкого коридора, незрячий может научиться определять наличие некоего препятствия на пути, например, здания, не касаясь его тростью или телом.

Обоняние, также как и слух, может давать информацию о пространстве. Особенно это относится к закрытым помещениям с характерными запахами, например, аптекам, столовым, кофейням, рыбным магазинам. По запаху обычно легко узнать автозаправочную станцию или определить, что идешь мимо кафе или столовой, если вытяжка вентиляции выходит в сторону улицы.

Навыки ориентирования и техники мобильности не изучаются отдельно друг от друга. Ориентирование и мобильность неразделимы, так как без безопасного передвижения нет возможности ориентироваться, познавать мир, изучать новые маршруты и исследовать новые пространства. Поэтому при обучении навыкам ориентирования и мобильности нельзя забывать ни один из компонентов.

В школьном возрасте дети постоянно растут, поэтому в начале каждого учебного года незрячим детям нужно подбирать трость. Трость подбирается с учетом роста человека и его походки. Длина трости должна быть такой, чтобы у человека было хотя бы два шага для своевременной реакции на обнаруженное препятствие или спуск. Этого времени как раз достаточно для того, чтобы определить наличие препятствия или лестницы и приготовиться к необходимым действиям: обойти препятствие или начать спуск по лестнице. Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость, длина которой достигает уровня груди или даже подбородка ее владельца. Слишком длинная трость неудобна: приходится прикладывать много сил для ее координации, к тому же она может мешать другим прохожим; слишком короткая не дает достаточно времени на реакцию, так как позволяет ощупать только то, что находится непосредственно у ног. Поэтому незрячий, который пользуется слишком короткой тростью, вынужден двигаться медленно и с опаской.

Ориентировочная трость для незрячих имеет белый цвет, что является отличительным знаком нарушения зрения. На ручке этой трости имеется петля, но по правилам безопасности ее нельзя надевать на руку. Она используется только для того, чтобы повесить трость на крючок.

У учителя по ориентировке в пространстве даже из числа 5-ков могут быть ученики, не владеющие техниками передвижения с помощью трости. С такими учащимися надо начинать практические занятия с изучения техник владения тростью. Из этих техник лучше начинать с техники «диагональ», которая используется только в знакомых помещениях, где нет лестниц или других изменений уровня поверхности пути. Эта техника довольно быстро дает незрячему возможность почувствовать свободу самостоятельного передвижения.

Если использовать «диагональное слежение», когда трость скользит вдоль стены, то легко отличить двери (по звуку от трости), а если их посчитать, то можно найти нужный номер комнаты в коридоре. Можно запомнить, как именно располагаются комнаты в коридоре (например, в школе, или еще каком-нибудь здании). Нечетные номера комнат в официальных учреждениях, как правило, находятся на одной стороне коридора, а четные – на другой.

По началу техника «маятник» некоторым кажется очень сложной, реабилитант может постоянно сбиваться то в одном, то в другом (то кисть держит не по центру тела, то двигать начинает не только кистью, а плечом и рукой, то неправильно координирует движение трости и ног). Однако, постепенно все встанет на свое место. Нужны терпение и тренировки.

После освоения техник работы с тростью в здании и по тротуару необходимо проверить длину трости и окончательно подобрать нужный размер. Для этого ученику надо походить по тротуару с разными тростями. Заметим, что они должны быть длиннее той, которая была подобрана в начале учебного года. Ученик сам сможет убедиться в том, что прежняя трость была чуть коротковатой и не давала два полных шага для реакции, но слишком длинная трость неудобна. Скорее всего, он выберет трость, с которой через два шага его нога наступит точно туда, где была трость. Эта трость может оказаться длиннее трости подобранной на начало учебного года. Иногда она даже достигает основания шеи. Объясняется это тем, что с освоением техник работы тростью, незрячий начинает передвигаться быстрее и шагать шире.


При переходе к занятиям на улице ученик и педагог столкнутся с новыми трудностями. По началу трость будет застревать на тротуаре, вонзаться в бесконечные трещины и выбоины асфальта. Казалось бы, отработанная методика работы тростью будет давать сбои. Это естественно, так как скользить и касаться гладкого линолеума при передвижении по коридору школы гораздо легче, чем по шершавому тротуару.

Новой сложностью будут и бордюры. Если лестницы в здании не очень трудно искать из-за их предсказуемого расположения, то запомнить расположение всех бордюров на маршруте довольно сложно. Ученик будет находить бордюры, когда научится распознавать проприоцептивные сигналы, поступающие от его мелких мышц и сухожилий кисти.

В этом деле необходимы упорные тренировки. В конце концов, человек начнет чувствовать снижение уровня поверхности, по которой он идет: угол наклона кисти при этом немного меняется, а трость как будто «падает» вниз. Чем выше бордюр, тем сильнее угол наклона.

Особое внимание следует уделить маршрутам, включающим пересечение улиц на перекрестке со светофором и без него. Каждому учащемуся надо научиться слушать машины, чтобы понять, когда загорается зеленый свет, а потом направлять внимание на те машины, которые могут повернуть в его сторону, и следить за их движением. Однако, до практических занятий на перекрестке у светофора надо детально разобрать с учащимися, как именно двигаются машины на перекрестке и куда они могут поворачивать, используя для этого модель перекрестка с игрушечными машинками.

Надо специально тренировать учащихся в умении, спрашивать информацию у прохожих и правильно реагировать на ответы типа «там» или «иди туда». Главное - ученик должен научиться задавать вопросы правильно. Например, «Скажите, пожалуйста, чтобы дойти до почты, мне продолжать идти вперед или вернуться немножко назад?» т.д. Иногда, чтобы подтвердить направление, можно обратиться со словами: «Подскажите, пожалуйста, торговый центр в той стороне?» и указать рукой в ту сторону, где предположительно находится нужная улица или нужный объект. Таким образом, незрячий может получить более точные ответы на свои вопросы.

В результате выпускники школы-интернат должны уметь:

– использовать осязательные, обонятельные ориентиры при самостоятельной ориентировке и пространстве;

– работать с макетами и схемами помещений, отдельных маршрутов, микрорайонов и населенных пунктов;

– переносить сформированные топографические представления на план: составлять схемы помещений, маршрутов, изученного пространства после их самостоятельного обследования или на основе получения словесной информации;

– свободно ориентироваться на улицах города, в транспорте, в общественных местах;

– обращаться к продавцу, кассиру, работникам почты, библиотеки, делать покупки, обращаться за помощью к незнакомому человеку, принимать предложенную помощь от окружающих людей;

– ориентироваться в незнакомом пространстве, используя словесные описания маршрутов и другую информацию,

– переносить имеющиеся навыки ориентировки в незнакомое пространство;

– делать самостоятельные поездки в другие города и населенные пункты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!