ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ГРАМОТЫ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
В 1999 году впервые в практике нашей школы был открыт класс, в котором обучались дети с разным уровнем интеллектуальной недостаточности: от лёгких форм до тяжёлых. Мы знаем, что сравнительно недавно (до начала 1990-х годов) дети с выраженными нарушениями умственного развития не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду. Такая неоднородность состава учащихся составляла определённую сложность процесса обучения, так как учащихся одного класса и возраста нужно было обучать по двум программам: по программе вспомогательной школы (1990 г.) и по экспериментальной программе от 1997 года.
Таким образом, учитель не мог использовать единые программные подходы к обучению. В этой связи возникла необходимость модифицировать не только содержание программы, но и методы и приёмы обучения, опираясь на опыт организации работы малокомплектных школ. Уроки русского языка в таком интегрированном классе проводились 5 часов в неделю, в итоге интегрированная форма обучения оказалась более эффективной для детей с выраженными нарушениями в развитии. Было заметно, что присутствие в одном классе детей с более лёгкими формами умственного недоразвития благотворно влияет на темп и качество обучения детей с более сложной структурой умственного недоразвития.
Интегрированное обучение оказалось эффективным для детей с выраженными нарушениями умственного развития. За три года интегрированного обучения у учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта повысилась мотивация к учебе, все дети этой группы выучили алфавит, научились сливать слоги, читать слова и короткие предложения. Научились писать произносимые на слух звуки буквами, записывать под диктовку учителя слоги, слова, списывать с печатного текста. Благодаря межличностному и межгрупповому общению у учащихся, с выраженным недоразвитием интеллекта, значительно обогатился словарный запас, они сумели овладеть коммуникативными умениями в речи.
С 5-го класса учащиеся с выраженными нарушениями умственного развития стали обучаться в отдельном классе по экспериментальной программе г. Архангельска 1997г. для специальных (коррекционных) школ. Однако и эта программа оказалась достаточно сложной, которая также требовала постоянной модификации.
В 2007 году коллектив школы № 31 начал экспериментальную работу по освоению новых программ обучения разных групп детей, предложенную (институтом коррекционной педагогики) ИКП РАО и кафедрой специальной психологии и коррекционной педагогики МИОО (рук. проф. И.М. Бгажнокова).
В рамках ОЭР, проводившейся в нашей школе, мне была предложена научно-методическая тема по разработке проекта программы по основам грамоты для детей с выраженными формами умственного недоразвития.
При разработке программы мы опирались на основную идею формирования коммуникативно-речевых средств и способов у учащихся, для обеспечения их жизненной компетенции и навыков социальной адаптации. Также при разработке содержания программы нами учитывалось, что основами грамоты может овладеть небольшая часть детей, т.к у учащихся с тяжелыми нарушениями умственного развития овладение речи и ее использования в письменной форме может быть недоступна, поэтому программа по основам грамоты адресована учащимся 5-9 классов, которые в начальной школе овладели элементарным звукобуквенным анализом, графическими навыками, способными к освоению простейших видов письменной речи. Тогда, как другая часть учащихся, обучаясь в 5 классе, остается на этапе добуквенного анализа и синтеза (дети продолжают знакомиться с элементами букв и т.д.).
Проект нашей авторской программы значительно сокращен по своему объему в отличие от базовой программы, но она сохраняет дидактические принципы концентричности построения и преемственности планирования тем на весь курс обучения.
В программе 3 основных раздела: “Звуки и буквы”, “Слово”, “Предложение”.
Раздел “Звуки и буквы” продолжает обучение на различение звонких и глухих, мягких и твердых согласных, т.к. звукобуквенный и буквенный анализ является основой для фонетически правильного письма.
Раздел “Слово” нацелен на изучение различных разрядов слов: названия знакомых предметов, знакомых действий, признаков предметов. Это необходимо для того, чтобы научить детей использовать в речи слова в различных формах и связях с другими словами (словосочетаниями, предложениями).
Раздел “Предложение” предполагает практическую систему упражнений в конструировании предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, также дети обучаются правильно оформлять предложения.
Занятия по предмету «Основы грамоты» проводятся два раза в неделю.
Здесь ведущая роль отводится педагогу. Мы создаем такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявлять возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объёму и компонует его по степени сложности, исходя из особенностей интеллектуальных возможностей учащихся. Основными методами нашей работы являются игра и упражнения. Даже формирование навыков письма мы ведем в игровой форме, например: при изучении темы “Звуки и буквы” проводим такую игру “Кто в домике живет?”, учащиеся должны выбрать и поместить в домик только тех животных, в названиях которых есть, например, звук [л] (еж, волк, лиса, медведь, заяц, слон). При изучении темы “Большая буква в кличках животных” проводим игру “Чудесный мешочек”. Просим ребят достать из мешочка домашнее животное, назвать его, дать кличку и записать в тетрадь. При изучении темы “Мягкий знак на конце слова” играем в игру “Укрась ёлку”. Нужно повесить на ёлку только те игрушки, в названиях которых на конце - мягкий знак (морковь, гусь, медведь, конь) и записать их.
Дидактический материал мы подбираем в соответствии с содержанием и задачами урока.
Обучение основам грамоты детей с выраженным недоразвитием интеллекта носит элементарно практический характер, оно не требует от учащихся усвоения каких-либо правил. Конечная цель обучения грамоте заключается в том, чтобы научить более способных детей элементарным навыкам письма, письма на слух, по памяти, т.е. мы видим эту цель в том, чтобы ребенок научился не только читать и писать, но и умел правильно сообщить в письменном виде сведения о себе (Ф.И.О.), указать адрес, прочитать объявление, ценники на товарах, написать поздравительную открытку своим близким и родным. Именно в этом мы видим решение задач социальной адаптации, жизненной компетенции.