СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение решению задач.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение младших школьников методологической культуре через решение

текстовых математических задач.

Просмотр содержимого документа
«Обучение решению задач.»

Первичное чтение задачи для ознакомления с её содержанием. Вторичное чтение задачи для вычленения из условия известных данных и установление взаимосвязи между ними. Перевод текста задачи на модель схем или символов. Вычленение вопроса задачи и осознание его значимости.  Усвоение структуры задачи: вычленение типа задачи (без названия термина) на основе навыка. Осознание процесса решения задачи. Ответ задачи. Первичное чтение задачи для ознакомления с её содержанием. Вторичное чтение задачи для вычленения из условия известных данных и установление взаимосвязи между ними. Перевод текста задачи на модель схем или символов. Вычленение вопроса задачи и осознание его значимости.  Усвоение структуры задачи: вычленение типа задачи (без названия термина) на основе навыка. Осознание процесса решения задачи. Ответ задачи.
  • Первичное чтение задачи для ознакомления с её содержанием. Вторичное чтение задачи для вычленения из условия известных данных и установление взаимосвязи между ними. Перевод текста задачи на модель схем или символов. Вычленение вопроса задачи и осознание его значимости. Усвоение структуры задачи: вычленение типа задачи (без названия термина) на основе навыка. Осознание процесса решения задачи. Ответ задачи.
  • Первичное чтение задачи для ознакомления с её содержанием.
  • Вторичное чтение задачи для вычленения из условия известных данных и установление взаимосвязи между ними.
  • Перевод текста задачи на модель схем или символов.
  • Вычленение вопроса задачи и осознание его значимости.
  • Усвоение структуры задачи: вычленение типа задачи (без названия термина) на основе навыка.
  • Осознание процесса решения задачи.
  • Ответ задачи.
Типы задач. 1. Нахождение суммы двух или нескольких слагаемых. 2. Нахождение остатка. 3. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. 4. На разностное сравнение. 5. Приведение к единице. 6. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. 7. На кратное сравнение. 8. Нахождение числа по двум разностям. 9. Зависимость: цена, количество, стоимость. 10. Зависимость: скорость, время, расстояние. 11. Периметр, площадь.

Типы задач.

1. Нахождение суммы двух или нескольких слагаемых.

2. Нахождение остатка.

3. Увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

4. На разностное сравнение.

5. Приведение к единице.

6. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

7. На кратное сравнение.

8. Нахождение числа по двум разностям.

9. Зависимость: цена, количество, стоимость.

10. Зависимость: скорость, время, расстояние.

11. Периметр, площадь.

C хема-алгоритм . 1. Чтение-знакомство. 2. Чтение-представление схемы. 3. Вопрос. 4. Схема. 5. Вопрос. 6. Решение. 7. Ответ.

C хема-алгоритм .

1. Чтение-знакомство.

2. Чтение-представление схемы.

3. Вопрос.

4. Схема.

5. Вопрос.

6. Решение.

7. Ответ.

1. Нахождение суммы двух или нескольких слагаемых. Над цветком летало 3 комара и 2 бабочки.  Сколько насекомых летало над цветком? Ответ: 5 насекомых.

1. Нахождение суммы двух или нескольких слагаемых.

Над цветком летало 3 комара и 2 бабочки.

Сколько насекомых летало над цветком?

Ответ: 5 насекомых.

2. Нахождение остатка. На полянке было 5 зайцев. 2 зайца ускакали.  Сколько зайцев осталось на полянке? Ответ: 3 зайца.

2. Нахождение остатка.

На полянке было 5 зайцев. 2 зайца ускакали.

Сколько зайцев осталось на полянке?

Ответ: 3 зайца.

3. Увеличение числа на несколько единиц. На столе лежало 5 морковок, а огурцов на 2 больше  Сколько огурцов лежало на столе? Ответ: 7 огурцов.

3. Увеличение числа на несколько единиц.

На столе лежало 5 морковок, а огурцов на 2 больше

Сколько огурцов лежало на столе?

Ответ: 7 огурцов.

4. На разностное сравнение. На столе лежало 5 морковок и 7 огурцов.   На сколько больше огурцов, чем морковок? Ответ: на 2 огурца больше.

4. На разностное сравнение.

На столе лежало 5 морковок и 7 огурцов.

На сколько больше огурцов, чем морковок?

Ответ: на 2 огурца больше.

3. Уменьшение числа на несколько единиц.  Над цветком летало 5 комаров, а бабочек на 2 меньше.  Сколько  бабочек летало над цветком? Ответ: 3 бабочки.

3. Уменьшение числа на несколько единиц.

Над цветком летало 5 комаров, а бабочек на 2 меньше.

Сколько бабочек летало над цветком?

Ответ: 3 бабочки.

5. Приведение к единице. В трёх вазах 21роза, в каждой поровну. Сколько роз в 5 таких вазах? - в 1 вазе. - в 5 вазах. Ответ: 35 роз.

5. Приведение к единице.

В трёх вазах 21роза, в каждой поровну.

Сколько роз в 5 таких вазах?

- в 1 вазе.

- в 5 вазах.

Ответ: 35 роз.

6. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Набрали 2 корзины свёклы, а яблок 3 раза больше. Сколько корзин яблок набрали? Ответ: 6 корзин яблок.

6. Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

Набрали 2 корзины свёклы, а яблок 3 раза больше.

Сколько корзин яблок набрали?

Ответ: 6 корзин яблок.

7. На кратное сравнение. Купили 6 чашек и 2 кофейника.  Во сколько раз чашек купили больше, чем кофейников? Ответ: в 3 раза.

7. На кратное сравнение.

Купили 6 чашек и 2 кофейника.

Во сколько раз чашек купили больше, чем кофейников?

Ответ: в 3 раза.

8. Нахождение числа по двум разностям. В ларёк привезли 2 ящика винограда и 5 ящиков апельсинов. Апельсинов привезли на 12кг больше, чем винограда. Сколько килограммов винограда привезли в ларёк, если масса всех ящиков с фруктами одинаковая? - 12 кг. - в 1 ящике. - в 2 ящиках. Ответ: 8 кг .

8. Нахождение числа по двум разностям.

В ларёк привезли 2 ящика винограда и 5 ящиков апельсинов. Апельсинов привезли на 12кг больше, чем винограда.

Сколько килограммов винограда привезли в ларёк, если масса всех ящиков с фруктами одинаковая?

- 12 кг.

- в 1 ящике.

- в 2 ящиках.

Ответ: 8 кг .

9. Зависимость: цена, количество, стоимость. Какова стоимость посуды? Купили 3 чашки по цене 15 рублей. цена стоимость количество 15 руб. ? руб. 3ч. Ответ: 45 рублей.

9. Зависимость: цена, количество, стоимость.

Какова стоимость посуды?

Купили 3 чашки по цене 15 рублей.

цена

стоимость

количество

15 руб.

? руб.

3ч.

Ответ: 45 рублей.

9. Зависимость: цена, количество, стоимость. За 45 рублей купили чашки по цене 15 рублей.  Сколько чашек купили? цена стоимость количество 15 руб. ? ч. 45 руб. Ответ: 3 чашки.

9. Зависимость: цена, количество, стоимость.

За 45 рублей купили чашки по цене 15 рублей.

Сколько чашек купили?

цена

стоимость

количество

15 руб.

? ч.

45 руб.

Ответ: 3 чашки.

9. Зависимость: цена, количество, стоимость. Какова цена чашки? Купили 3 чашки за 45 рублей. цена количество стоимость ? руб. 45 руб. 3ч. Ответ: 15 рублей.

9. Зависимость: цена, количество, стоимость.

Какова цена чашки?

Купили 3 чашки за 45 рублей.

цена

количество

стоимость

? руб.

45 руб.

3ч.

Ответ: 15 рублей.

10. Зависимость: скорость, время, расстояние. Какое расстояние он пройдёт за 2 часа? Скорость трактора 30 км в час.  скорость расстояние время 2ч 30км/ч ?км Ответ: 60 км.

10. Зависимость: скорость, время, расстояние.

Какое расстояние он пройдёт за 2 часа?

Скорость трактора 30 км в час.

скорость

расстояние

время

30км/ч

?км

Ответ: 60 км.

10. Зависимость: скорость, время, расстояние. Какова скорость автомобиля? Автомобиль прошёл 180км за 3часа.  время скорость расстояние 3ч ?км/ч 180км Ответ: 60 км в час.

10. Зависимость: скорость, время, расстояние.

Какова скорость автомобиля?

Автомобиль прошёл 180км за 3часа.

время

скорость

расстояние

?км/ч

180км

Ответ: 60 км в час.

10. Зависимость: скорость, время, расстояние. Мотоциклист проехал 160 км со скоростью 40 км в час.   Сколько времени он затратил на весь путь? скорость время расстояние 160км ?ч 40км/ч Ответ: 4 часа.

10. Зависимость: скорость, время, расстояние.

Мотоциклист проехал 160 км со скоростью 40 км в час.

Сколько времени он затратил на весь путь?

скорость

время

расстояние

160км

40км/ч

Ответ: 4 часа.

11. Периметр, площадь. Площадь  прямоугольника (S) Периметр (Р) Сумма длин всех сторон. Произведение длины и ширины.

11. Периметр, площадь.

Площадь прямоугольника (S)

Периметр (Р)

Сумма длин всех сторон.

Произведение длины и ширины.

В парке посадили 16 лип, 7 сосен и 12 елей.  На сколько больше посадили хвойных    деревьев, чем лиственных? В парке посадили 16 лип, 7 сосен и 12 елей.  Сколько всего деревьев посадили? - хвойных. Ответ: 35 деревьев. Ответ: на 3 дерева.

В парке посадили 16 лип, 7 сосен и 12 елей.

На сколько больше посадили хвойных

деревьев, чем лиственных?

В парке посадили 16 лип, 7 сосен и 12 елей.

Сколько всего деревьев посадили?

- хвойных.

Ответ: 35 деревьев.

Ответ: на 3 дерева.

Купили 7 маленьких мячей. А больших на 4 мяча меньше.  Сколько всего мячей купили? Купили 7 маленьких мячей. А больших на 4 мяча меньше.  Сколько больших мячей купили? - больших. Ответ: 3 больших мяча. Ответ: 10 мячей купили всего.

Купили 7 маленьких мячей. А больших на 4 мяча меньше.

Сколько всего мячей купили?

Купили 7 маленьких мячей. А больших на 4 мяча меньше.

Сколько больших мячей купили?

- больших.

Ответ: 3 больших мяча.

Ответ: 10 мячей купили всего.

Истомина Н.Б. Учебно-методический комплект по математике.- Смоленск. Ассоциация XXI век, 2002 2. Моро М.И., Бантова М.А., и др. Математика. Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. в 2ч.- М.: Просвещение, 2000 Савченко Е.М. Коллекция картинок для уроков математики. Методическая разработка Е.М. Савченко МОУ гимназия №1,  г. Полярные Зори, Мурманской обл.
  • Истомина Н.Б. Учебно-методический комплект по математике.- Смоленск. Ассоциация XXI век, 2002

2. Моро М.И., Бантова М.А., и др. Математика. Учеб. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. в 2ч.- М.: Просвещение, 2000

  • Савченко Е.М. Коллекция картинок для уроков математики. Методическая разработка Е.М. Савченко МОУ гимназия №1,

г. Полярные Зори, Мурманской обл.