Природа наделила человека неограниченной способностью воспринимать и преображать мир, творить новую действительность. Это движение и развитие в познании и творчестве происходит в процессе его диалогового взаимодействия с миром и самим собой.
Постоянно растущий поток информации, ее роль в быстро меняющемся мире требуют от современного человека такого качества, как интерпретационная компетентность, которая понимается нами как стремление (от мотивации до потребности), способность и готовность к качественной обработке информации сообразно ее природе на основе соответствующего опыта творческой деятельности.
Актуальность проблемы понимания прочитанного, переработки информации, создания на этой основе своих текстов обусловлена:
– социальным заказом общества на компетентную личность, владеющую умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников и свободной ориентации в информационном потоке;
– низкими показателями результатов международных исследований в области чтения, трудностями, с которыми сталкиваются школьники при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ГИА и ЕГЭ по русскому языку;
– новым подходом к работе с текстом как к методической проблеме начала XXI века, необходимостью и важностью обучения пониманию и обработке информации текста на всех учебных предметах;
– необходимостью реализации одного из ключевых положений Концепции федеральных образовательных стандартов второго поколения – формирования универсальных учебных действий: в области чтения ученик должен уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию), извлекать информацию из разных источников, применять разные виды её передачи;
– потребностью в разработанной системе заданий, направленной на переработку полученной информации с целью создания вторичных текстов – одного из познавательных универсальных учебных действий – на уроках русского языка.
В формировании грамотного читателя, способного глубоко осмысливать и перерабатывать полученную информацию, велика роль учителя-словесника – единственного из всех школьных учителей, традиционно работающего и с содержанием, и с формой текста.
Задача данной работы: определить теоретические основы методики создания вторичных текстов на основе аналитического чтения первичного (исходного) текста:
1)? изучить методическую, лингвистическую, психологическую литературу, посвященную вопросам обучения чтению и понимания текста;
1)? выделить круг понятий, определяющих работу по обучению чтению и написанию вторичных текстов на основе прочитанного;
1)? выявить психолого-педагогические особенности чтения, понимания и техники переработки текста.
Философские, литературоведческие, лингвистические и методические аспекты проблемы чтения освещены в трудах Е.В. Архиповой, М.М. Бахтина, А.А. Залевской, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, С.Л. Рубинштейна, Н.Н. Светловской, Н.С. Хохловой и др.
Просмотр содержимого документа
«Обучение способам переработки информации в процессе работы с текстом»
Обучение способам переработки информации в процессе работы с текстом
Природа наделила человека неограниченной способностью воспринимать и преображать мир, творить новую действительность. Это движение и развитие в познании и творчестве происходит в процессе его диалогового взаимодействия с миром и самим собой.
Постоянно растущий поток информации, ее роль в быстро меняющемся мире требуют от современного человека такого качества, как интерпретационная компетентность, которая понимается нами как стремление (от мотивации до потребности), способность и готовность к качественной обработке информации сообразно ее природе на основе соответствующего опыта творческой деятельности.
Актуальность проблемы понимания прочитанного, переработки информации, создания на этой основе своих текстов обусловлена:
– социальным заказом общества на компетентную личность, владеющую умениями самообучения, получения необходимой информации из различных источников и свободной ориентации в информационном потоке;
– низкими показателями результатов международных исследований в области чтения, трудностями, с которыми сталкиваются школьники при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ГИА и ЕГЭ по русскому языку;
– новым подходом к работе с текстом как к методической проблеме начала XXI века, необходимостью и важностью обучения пониманию и обработке информации текста на всех учебных предметах;
– необходимостью реализации одного из ключевых положений Концепции федеральных образовательных стандартов второго поколения – формирования универсальных учебных действий: в области чтения ученик должен уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (коммуникативную установку, тему и идею текста, основную и дополнительную информацию), извлекать информацию из разных источников, применять разные виды её передачи;
– потребностью в разработанной системе заданий, направленной на переработку полученной информации с целью создания вторичных текстов – одного из познавательных универсальных учебных действий – на уроках русского языка.
В формировании грамотного читателя, способного глубоко осмысливать и перерабатывать полученную информацию, велика роль учителя-словесника – единственного из всех школьных учителей, традиционно работающего и с содержанием, и с формой текста.
Задача данной работы: определить теоретические основы методики создания вторичных текстов на основе аналитического чтения первичного (исходного) текста:
1)? изучить методическую, лингвистическую, психологическую литературу, посвященную вопросам обучения чтению и понимания текста;
1)? выделить круг понятий, определяющих работу по обучению чтению и написанию вторичных текстов на основе прочитанного;
1)? выявить психолого-педагогические особенности чтения, понимания и техники переработки текста.
Философские, литературоведческие, лингвистические и методические аспекты проблемы чтения освещены в трудах Е.В. Архиповой, М.М. Бахтина, А.А. Залевской, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.Р. Львова, С.Л. Рубинштейна, Н.Н. Светловской, Н.С. Хохловой и др.