Обучение здоровью, воспитание культуры здоровья школьников
Оглавление
Введение………………………………………….........................................................................3
1.Цели и задачи культуры здоровья.............................................................................................4
2.Формирование культуры здоровья учащихся……………………….............……………….5
3.Особенности воспитания культуры здоровья учащихся…………………............................6
4.Методы и приемы воспитания культуры здоровья у школьников………............................7
5.Педагогические условия формирования культуры здоровья учащихся………………...…8
Заключение....................................................................................................................................9
Список литературы……………………………………………………………………………..10
ВВЕДЕНИЕ
Состояние здоровья детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является проблемой первоочередной важности, так как именно хорошее здоровье позволяет человеку реализовать определенный набор физических, духовно-нравственных и социальных возможностей - свой человеческий потенциал. Существующий на сегодня кризис нравственных ценностей, постоянная психологическая напряженность, неуверенность в своем будущем, жизненные проблемы требуют от школьников мобилизации сил, что возможно только при оптимальном уровне здоровья и ценностном отношении к нему. В настоящее время общеобразовательное учреждение является одно из основных мест для проведения мероприятий по укреплению здоровья подрастающего поколения. На данный момент существуют проблемы, которые усугубляют состояние здоровья школьников в учебно-воспитательном процессе: информационные перегрузки и отсутствие знаний, умений и рациональной организации учебного труда; чрезмерным нервно-психическим напряжением; недостаточным вниманием учителей к психофизиологическим особенностям обучающихся; склонность к гиподинамии; отсутствие в содержании и организации занятий направленности на формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни.
Для решения задач по формированию умений и навыков самостоятельного использования средств физической культуры в повседневной жизни выработана система домашних заданий для школьников.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
Цель: обеспечение научно-методических, организационных, информационных условий для обучения здоровью, воспитания культуры здоровья школьников.
Задачи:
1. Активизация деятельности педагогов, направленной на воспитание культуры здоровья
школьников.
2. Удовлетворение в процессе воспитания культуры здоровья потребностей саморазвития,
самосовершенствования, самопознания, самоопределения школьников.
3. Формирование у всех субъектов процесса воспитания культуры здоровья, бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии.
4. Систематизация оздоровительной работы через:
а) формирование оптимального психологического климата учащихся;
б) полноценное физическое воспитание;
в) организацию рационального питания.
5. Просвещение родителей и помощь им в создании оптимальных условий в семье, способствующих воспитанию культуры здоровья детей.
2. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Культура здоровья - это составная часть базовой культуры личности, отражающая осознанное, ценностное отношение человека к собственному здоровью, основа на ведении здорового образа жизни, выраженная в полноценном физическом, психическом, духовно-нравственном и социальном развитии.
Формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным процессом.
Однако можно выделить следующие факторы, влияющие на формирование культуры здоровья человека: социальные и культурные; педагогические факторы; медико - физиологические факторы.
Воспитание культуры здоровья у школьников - это процесс взаимодействия педагога и воспитанников, при котором педагог создаёт условия для полноценного физического, психического, духовно-нравственного и социального развития школьников и формирования осознанного ценностного отношения подрастающего поколения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Формирование ключевой компетенции - культуры здоровья – реализовывается в организации процесса обучения учащихся. В ходе учебного процесса по физической культуре предусматривает проведение учебно – методических уроков, на которых формируются умения и навыки физкультурно – оздоровительных упражнений: комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз.
Критериями реализации личностно – ориентированного подхода к физическому воспитанию школьников есть позитивная мотивация к обучению, благоприятное психофизическое состояние учащихся, развитие духовно – нравственной сферы, самостоятельность и активность в творческом применении средств физической культуры.
Наряду с оценкой знаний личностно – ориентированный подход способствует формированию мотивации к самостоятельному выполнению физкультурно – оздоровительных и спортивно – оздоровительных упражнений.
Параллельно с определением знаний необходимо проводить контроль двигательных умений школьников. Ученики должны научится отбирать комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток, включающие в работу разные мышечные группы и активизирующие деятельность систем дыхания и кровообращения; определять их дозировку и последовательность их выполнения; организовывать место для проведения утренней зарядки, правильно выполнять все упражнения.
Проведение такого комплекса занятий предусматривает формирование творческого и самостоятельного подхода школьника к выполнению физкультурно – оздоровительных и спортивно – оздоровительных упражнений, что позволяет повышать двигательную активность, положительно влиять на умственные способности, уровень здоровья, физическую подготовленность, функциональные возможности организма учащихся и в конечном итоге способствовать формированию культуры здоровья.
3. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
Воспитание культуры здоровья - это воспитание у учащихся личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, формирование представления о здоровье, как ценности, усиление мотивации на ведение здорового образа жизни, повышение ответственности за собственное здоровье.
Воспитание культуры здоровья учащихся осуществляется через специально - организованные занятия, различные мероприятия - соревнования, эстафеты, урок с чемпионом, флэшмобы, ГТО, матчевые встречи, конкурсы на лучшие эмблемы.
Целевой установкой воспитания культуры здоровья учащихся в работе педагога является: создание условий для гармоничного развития школьника, учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья, создание устойчивой мотивации к здоровому стилю жизни и формирование здорового духовного, психического, социально - адаптированного, физически развитого человека.
Работа общеобразовательного учреждения по воспитанию культуры здоровья учащихся является сложной системой, выступающей в качестве компонента, этапа, функции, закономерности, условия, принципов педагогического процесса, что раскрывается следующим образом:
- воспитание культуры здоровья как компонент педагогического процесса, который способствует формированию активной, разносторонне развитой, нравственной, творческой личности ориентированной на здоровый образ жизни;
- воспитание культуры здоровья как этап образовательного процесса в котором присутствуют конкретные мероприятия, направленные на формирование физического, нравственного здоровья и социальную адаптацию учащихся;
- воспитание культуры здоровья как закономерность, если педагогом осуществляется систематическая работа, которая способствует охране здоровья учащихся, понижает вероятность неблагоприятных, вредных последствий от воздействия внешних факторов;
Таким образом, педагог должен знать законы здорового образа жизни, обладать такими качествами как: коммуникабельность, общественной активностью, нравственной зрелостью, для того, чтобы можно было заниматься вопросами воспитания учащихся на высоком профессиональном уровне, так как это сложный, планируемый и системный подход по приобретению навыков учащимися в вопросах культуры здоровья. Особенно важно обладать педагогу умением доступно изложить свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание для того, чтобы заинтересовать учащихся в том, чтобы они как можно больше уделяли внимания на самовоспитание культуры здоровья.
4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У ШКОЛЬНИКОВ
Учащиеся проводят в школе значительную часть своего времени, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие разных сторон личности.
Воспитание культуры здоровья включает в себя 3 компонента:
- интеллектуальный – знания в организации здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья;
- эмоционально – ценностный - активное положительное отношение к своему здоровью, к организации здорового образа жизни;
- действенно – практический – применение знаний, умений и навыков в практике организации здорового образа жизни.
В школе создаются условия такие как: спортивный зал с современным оборудованием, площадки с различными спортивными тренажерами для реализации качественного улучшения физического состояния и развития школьников. Так же в школе выполняются принципы здорового питания: полноценность, разнообразие путем соблюдения режима питания и гигиены.
Задачи воспитания культуры здоровья заключается в следующем:
- сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование здорового образа жизни.
- обеспечение единого образовательного пространства семьи и школы в системе оздоровления учащихся и формирование здорового образа жизни.
- создание условий для выполнения различных мероприятий.
Образовательная и воспитательная работа по формированию здорового образа жизни включает в себя:
- программу непрерывного образования и воспитания, направленную на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
- беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек.
- дни здоровья, конкурсы, праздники в содержание которых входит воспитание культуры здоровья учащихся.
Одной из основных задач школы является подготовка учащегося к самостоятельной жизни, воспитание его нравственным и физически здоровым. Кроме того, не менее важно научить его быть здоровым.
Одним из условий формирования культуры здоровья является активное использование методов обучения. К активным методам обучения относятся рассказ, беседа, наглядные пособия, демонстрация упражнений, метод познавательных и развивающих игр. Использование активных методов обучения составляют основу содержания базовых знаний. Усвоение этих базовых знаний открывает перед школьником возможности самостоятельного движения, процесс построен таким образом, что учащийся усваивает знания и умения через их применение.
5. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
Формирование культуры здоровья школьников в системе развития личности рассматривается как педагогическая система, компоненты которой функционируют в целостном педагогическом процессе и реализуются посредством здоровьесберегающих образовательных технологий. Педагогические условия включают в себя формирование положительной мотивации ведения здорового образа жизни, наличие научно – методических рекомендаций по формированию культуры здоровья школьников, обучение методам самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции здорового образа жизни, формирование у обучающихся навыков здоровьесберегающего поведения, повышение информационной обеспеченности в сфере здоровья, сотрудничество педагогов и школьников в процессе формирования культуры здоровья. Критериями качества профессиональной деятельности педагога в сфере формирования культуры здоровья являются: показатели развития ценностного, когнитивного и рефлексивного компонентов культуры здоровья школьников. Лучшими показателями положительной динамики отличаются знания и ценностные установки в сфере здоровья, медленнее формируются практические навыки здорового образ жизни, что подчеркивает потребность в непрерывной деятельности педагога по развитию личности школьника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура здоровья школьника является важнейшей характеристикой личности учащихся, определяющей здоровьесберегающий стиль поведения и здоровье. В процессе воспитания культуры здоровья включает в себя усвоение знаний, формирование отношений и приобретение практики адекватного поведения. Таким образом, школьнику должна быть представлена возможность получить информацию о физическом, психическом и социальном здоровье. Важным результатом воспитания культуры здоровья у учащихся является овладение здоровыми жизненными навыками, изменение отношения к физическому, психическому, социальному здоровью. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями.
Список литературы
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. – М, 2004
М.Ю. Картушина.Оздоровительные занятия с детьми 6 – 7 лет. – М, 2010
Педагогика и психология здоровья (сборник трудов кафедры психолого – педагогических технологий охраны и укрепления здоровья). – М, АПКиПРО, 2003
Смирнов Н.К. Руководство по здорово сберегающей педагогике. Технологии здоровьесберегающего образования. – М, 2009
Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика. – Кемерово, 2011
Журнал « ОБЖ. Основы безопасности жизни». - №№ 1 – 12, 2012 г. ( материалы Смирнова Н.К. по здоровьесберегающим технологиям)
Руководство по управлению здоровьесберегающими процессами в образовательном учреждении. ( Тематический сборник) – М, 2012
Мишурина Е.А. Автореферат « Педагогические условия формирования культуры здоровья в системе гармонического развития школьника». – Рязань - 2009
11