СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ОБУСТРОЙСТВО ПАЛАТОЧНОГО ГОРОДКА" (сценарий практического занятия)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

"ОБУСТРОЙСТВО ПАЛАТОЧНОГО ГОРОДКА" (сценарий практического занятия)

Просмотр содержимого документа
«"ОБУСТРОЙСТВО ПАЛАТОЧНОГО ГОРОДКА" (сценарий практического занятия)»

"ОБУСТРОЙСТВО ПАЛАТОЧНОГО ГОРОДКА"

(сценарий практического занятия) рассчитан на группу новичков (подростки/взрослые). Пешко О.С., педагог дополнительного образования, СШ 33 г.Брест

Время занятия: 2.5 - 3 часа.

Тема: Обустройство палаточного городка.

Цель: Научить участников правильно, безопасно и эффективно выбирать место, устанавливать палатки различных типов и организовывать базовый лагерь для комфортного проживания на природе.

Задачи:

  1. Научить оценивать и выбирать безопасное и удобное место для лагеря.

  2. Отработать навыки установки 2-3 основных типов палаток (двускатная, полусфера, полубочка).

  3. Научить правильному креплению и натяжению тента.

  4. Познакомить с принципами организации пространства в лагере (кухня, место для отдыха, хранение).

  5. Закрепить навыки работы в команде.

  6. Привить основы экологичного поведения в природе

Целевая аудитория: Начинающие туристы, участники походов выходного дня, школьные группы, волонтеры. Оптимальный размер группы: 10-15 человек (разбиваются на 3-5 подгрупп по 2-4 человека).

Место проведения: Участок относительно ровной местности с разнообразным рельефом (небольшие склоны, участки под деревьями, открытые площадки), безопасный (без явных опасностей), желательно с естественным источником воды (ручей, озеро) или имитацией его (ведро воды).

Просмотр видео фильма: Как поставить палатку. Школа начинающего туриста №12 (на примере самостоящей купольной Archeos2)

Как поставить палатку?

clck.ru/3MPTyC


Как собрать палатку быстро clck.ru/3MPTvb

Необходимое снаряжение (на группу):

  • Палатки: 3-5 палаток разных типов (минимум 1 двускатная, 1 полусфера/купольная, 1 полубочка/тоннельная). Желательно с разными системами растяжек.

  • Колышки: По комплекту на палатку + запас 20-30%.

  • Молотки ( для инструктора) 3-5 шт.

  • Тенты/Тарпы: 1-2 шт. (для демонстрации организации кухни/общего пространства).

  • Веревки (паракорд/репшнур): 2-3 отрезка по 5-10 метров.

  • Рулетка: 1-2 шт.

  • Полиэтиленовая пленка/грунтозащита: Небольшие куски под каждую палатку.

  • Аптечка: 1 шт.

  • Флипчарт/доска и маркеры или планшет для инструктора.

  • Инструкционные карточки (опционально): Краткие схемы установки для каждого типа палатки.

  • Перчатки рабочие: По паре на каждого участника (защита рук при работе с колышками, веревками).

Сценарий занятия:

I. Вводная часть (15-20 минут)

  1. Сбор группы, приветствие (5 мин):

Инструктор приветствует группу.

Кратко представляет тему, цель и задачи занятия.

Проводит быстрый инструктаж по технике безопасности:

Правила обращения с молотками/топориками (зона удара, контроль дистанции, передача инструмента).

Осторожность при натяжении веревок (не наступать на лежащие растяжки).

Правильная установка колышков (угол 45 градусов от палатки).

Бережное обращение с палатками (не тащить по земле, не наступать на ткань).

Что делать в случае травмы (к кому обращаться – инструктору/медгруппе).

Предлагает участникам разбиться на подгруппы по 2-4 человека. *"Объединитесь в команды по 3-4 человека. Вам предстоит вместе обустраивать свой участок лагеря."*

Распределяет снаряжение между группами (каждой группе – 1 палатка, комплект колышков, молоток, перчатки, кусок грунтозащиты).

  1. Теоретический минимум: Выбор места (10-15 мин):

Инструктор ведет группу по участку, демонстрируя разные варианты рельефа.

Объясняет и обсуждает с группой критерии выбора места под палатку и лагерь в целом:

Безопасность: "Что может быть опасным?" (Сухие/надломленные деревья и ветки ("мертвечина"), крутые склоны (камнепады, сход лавин – если актуально), русла временных водотоков/низины (паводок), близость к краю обрыва, места возможного скопления диких животных, близость к тропе (конфликты, шум).

Удобство: "Что сделает ваш сон комфортным?" (Относительно ровная площадка, отсутствие крупных корней и камней под местом сна, защита от преобладающего ветра деревьями/рельефом, утреннее солнце для просушки).

Вода: "Где лучше ставить лагерь относительно воды?" (Достаточно близко для удобства (50-100м), но НЕ вплотную к берегу (холод, сырость, насекомые, нарушение экосистемы берега, шум воды). Спуск к воде должен быть безопасным).

Экология "Как минимизировать наш след в природе?" (Использовать уже существующие стоянки/кострища. Избегать хрупких экосистем (луговины, моховые покровы). Не рубить живые деревья и кусты. Не копать канавок вокруг палаток (лучше выбрать место с естественным стоком или использовать грунтозащиту). Убрать весь мусор до приезда и после отъезда).

Организация лагеря: "Как удобно разместить зоны?" (Палатки – с подветренной стороны. Кухня и костровище – с наветренной стороны от палаток (чтобы дым не шел в палатки), но на безопасном расстоянии (3-5 метров). Место для хранения рюкзаков/снаряжения – под тентом или в "предбаннике" палатки. Туалет – в 60+ метрах от палаток и воды, ниже по течению, если есть ручей. Тропы между зонами).

Практическое задание: "Осмотрите участок в радиусе 50 метров. Каждая группа выберет и отметит (например, рюкзаком) ОДНО наилучшее, на их взгляд, место для установки своей палатки, учитывая озвученные критерии. У вас 5 минут."

II. Основная часть: Установка палаток (1 час 15 мин - 1 час 30 мин)

  1. Анализ выбора мест (10 мин):

Группы собираются у своих выбранных точек.

Инструктор проходит по точкам, обсуждает с каждой группой их выбор: "Почему вы выбрали именно это место? Какие плюсы и минусы вы видите? Учитывали ли ветер? Солнце? Безопасность деревьев? Удобство выхода к общим зонам?" Корректирует при необходимости, объясняя почему.

Группы окончательно утверждают свои места.

  1. Подготовка площадки (10 мин):

Инструктор: "Прежде чем ставить палатку, площадку нужно подготовить!"

Демонстрация и выполнение:

Убрать крупные камни, ветки, шишки, мусор.

Срезать острые кочки или пеньки (если нельзя убрать, и они будут мешать).

Важно! Не выравнивать кардинально, не копать ям/траншей. Минимизировать вмешательство в природу.

Расстелить грунтозащиту (полиэтилен/специальный коврик) размером чуть больше дна палатки. "Это защитит дно палатки от сырости, проколов и грязи."

  1. Установка палаток (50-60 мин):

Инструктор: "Теперь самое интересное – установка вашего дома! Типы палаток разные, но общие принципы есть. Следуйте инструкциям на чехле палатки или моим подсказкам."

Общие принципы (проговаривает инструктор во время работы групп):

Распаковать палатку, разложить все детали (дуги, колышки, растяжки).

Дуги: Собрать по инструкции. Часто дуги продеваются крест-накрест. "Дуги должны свободно входить в люверсы/пазы, не перекручиваться. Работайте аккуратно, не применяйте силу!"

Фиксация дуг: Вставить концы дуг в люверсы по углам дна палатки. "Проверьте, что дуга встала надежно, но не перетягивайте – это может порвать люверс."

Подъем палатки: Поднять палатку за дуги, чтобы она приняла форму. "Если палатка не встает – проверьте, все ли дуги правильно соединены и закреплены в углах."

Растяжка: Начать с натяжения дна палатки. Прикрепить петли дна к колышкам. "Дно должно быть натянуто ровно, без складок, но без чрезмерного натяга."

Тент: Набросить тент поверх внутренней палатки. Совместить входы. "Убедитесь, что тент полностью покрывает внутреннюю палатку, особенно по бокам и торцам."

Крепление тента: Пристегнуть тент к дугам (часто клипсами или липучками). "Не путайте перед и зад! Вход должен совпадать."

Растяжка тента: Натянуть растяжки тента с помощью колышков. САМЫЙ ВАЖНЫЙ ЭТАП! "Натягивайте не только угловые, но и боковые растяжки (если есть). Тент должен быть натянут как барабан, без провисаний. Это гарантия устойчивости к ветру и дождю! Провисший тент будет шуметь на ветру и может касаться внутренней палатки, приводя к намоканию." "Колышек вбивается под углом 45 градусов ОТ палатки. Петля растяжки надевается на колышек СВЕРХУ ВНИЗ, чтобы при натяжении она не соскочила."

Регулировка: Пройтись по периметру, проверить натяжение всех растяжек и дна. "Палатка должна стоять ровно, без перекосов. Все ткани натянуты."

Работа групп: Группы устанавливают свои палатки под руководством инструктора, который ходит между группами, помогает, исправляет ошибки, отвечает на вопросы. Акцентирует внимание на особенностях каждого типа палатки:

Двускатная: Важность ровной установки центральной стойки (если есть) и симметричного натяжения всех оттяжек.

Полусфера (купольная): Важность правильного креста дуг и натяжения именно диагональных растяжек для устойчивости.

Полубочка (тоннельная): Важность последовательной установки дуг и равномерного натяжения продольных растяжек.

Помощь: Поощряется взаимопомощь между группами.

III. Организация лагеря и инфраструктура (30-40 мин)

Организация зон (15-20 мин):

Группы собрали палатки. Инструктор: "Палатка – это спальня. Но лагерь – это еще кухня, столовая, гостиная и санузел. Давайте организуем пространство!"

Выбор места под костровище/кухню (Инструктор демонстрирует на примере одной зоны, группы планируют у себя мысленно/условно):

*"Найдите место с подветренной стороны от палаток (чтобы дым не шел в них). На безопасном расстоянии (3-5 метров)."*

"Убедитесь, что над местом костра нет низких веток."

"Поблизости должен быть источник воды или запас воды для тушения."

"Используйте старое костровище или минеральный грунт (песок, галька). Окопайте камнями (если разрешено правилами места)."

Установка тента/тарпа (Демонстрация инструктора):

"Тент защитит кухню или место сбора от дождя и солнца."

Показать несколько способов установки (между деревьями, с помощью стоек/палок, комбинированный).

Показать правильное натяжение тента (как у палатки) и организацию стока воды (один угол ниже).

"Где под тентом удобно разместить рюкзаки, продукты, место для готовки?"

"Гостиная" (Место отдыха): "Определите место для общения вне палаток и кухни. Можно использовать пенки/коврики. Уберите с этого места камни и ветки."

Туалет (по надобности): *"Напомню, место для туалета выбирается в 60+ метрах от палаток и источника воды, в укромном месте, ниже по течению. Выкопайте небольшую ямку (15-20 см) или используйте специальный туалетный мешок с поглотителем. После использования засыпьте землей и листьями. Мыло и туалетная бумага – только биоразлагаемые, и то их лучше уносить с собой в плотном пакете!"*

Тропы: "Проложите условные тропинки между зонами, чтобы не вытаптывать всю площадку."

Водоснабжение и гигиена (5 мин):

"Определите место для хранения питьевой воды (чистые емкости, в тени)."

*"Место для мытья посуды организуйте в 60+ метрах от воды. Используйте минимально необходимое количество биоразлагаемого моющего средства. Воду после мытья выливайте на землю, а не в водоем!"*

*"Личная гигиена (умывание, чистка зубов) – тоже в 60+ метрах от воды. Зубную пасту сплевывайте на землю, а не в ручей."*

IV. Завершение занятия и рефлексия (20-30 мин)

  1. Контроль качества и осмотр (10 мин):

Инструктор проходит по всем установленным палаткам и зонам.

Проверяет:

Натяжение тента и дна (стучит пальцем – должен быть "барабан").

Устойчивость (легко толкает палатку – она должна пружинить, а не валиться).

Правильность установки колышков.

Организацию пространства (логичность расположения зон).

Указывает на ошибки, просит группы их исправить. Хвалит за удачные решения.

  1. Уборка лагеря (15 мин):

"Лагерь мы поставили. Теперь важнейший этап – убрать его правильно!"

Группы аккуратно снимают палатки:

Вытащить колышки.

Отстегнуть/отвязать растяжки тента.

Снять тент, аккуратно сложить/скатать.

Вытащить дуги из люверсов.

Разобрать дуги.

Вытряхнуть внутреннюю палатку от сора.

Аккуратно сложить внутреннюю палатку и тент.

Уложить в чехол в последовательности, обратной установке (обычно тент сверху).

Собрать ВСЕ колышки, не потерять.

Убрать грунтозащиту, свернуть.

Проверить площадку на предмет забытых вещей и МУСОРА ("полиэтиленовый взгляд" – обойти площадку по кругу, смотря в землю). "Унесите с собой ВСЕ, что принесли, плюс чужой мусор, если нашли."

  1. Рефлексия и подведение итогов (10-15 мин):

А.Группа собирается в круг. Б.Инструктор задает вопросы:

"Что было самым сложным при установке вашей палатки?"

"Какая ошибка была самой распространенной/интересной?" (Например, слабое натяжение тента, перепутаны дуги, колышки вбиты неправильно).

"Почему так важно натягивать тент?"

"Какие критерии выбора места запомнились как самые важные?"

"Что нового вы узнали про организацию лагеря?"

"Какие принципы Leave No Trace мы сегодня применяли?"

В.Инструктор резюмирует ключевые моменты занятия:

Выбор места = Безопасность + Удобство + Экология.

Натяжение тента = Защита от дождя и ветра.

Организация лагеря = Комфорт и безопасность.

Уборка = Обязательное правило ответственного туриста.

Г."Теперь вы готовы самостоятельно разбить хороший лагерь в походе! Помните эти правила, работайте в команде и наслаждайтесь природой, не вредя ей."

Д.Отвечает на оставшиеся вопросы.

Е.Благодарит группу за работу.


Вариации и адаптация:

  • Время: Можно сократить, убрав детали организации кухни под тентом или углубленное обсуждение экологии. Можно расширить, добавив установку более сложных палаток или тарпов, организацию системы подвеса рюкзаков на дереве, практику вязки узлов для растяжек.

  • Уровень: Для более опытных групп можно добавить установку палатки на склоне, в лесу с ограниченным пространством, в ветреную погоду (если позволяет безопасность), использование альпенштоков вместо колышков на каменистом грунте.

  • Погода: В дождь акцент на скорость установки палатки с минимальным промоканием внутреннего слоя и важность натяжения тента. В ветер – на устойчивость конструкции.

  • Возраст: Для детей младшего возраста упростить теорию, добавить игровые элементы (например, "эстафета по установке палатки"), больше демонстрации инструктором, меньше самостоятельной работы с колышками.

Данный сценарий дает прочную основу для практического освоения одного из ключевых туристических навыков.


8